Легенды советской мультипликации живут в Израиле. Две жизни,  две судьбы

Назовите взрослого человека или ребёнка, который не слышал и не видел самые знаменитые советские мультсериалы— "Брементские музыканты" и «Ну, погоди!»

Макс Жеребчевский, нарисовавший "Бременских музыкантов".

Феликс Ка́ндель — русский писатель; в СССР был юмористом и сценаристом мультфильмов.. Соавтор сценария первых семи выпусков мультфильма «Ну, погоди!» (а также 19 и 20 выпусков, с Александром Курляндским и Аркадием Хайтом).

Легенды советской мультипликации живут в Израиле. Две жизни,  две судьбы Израиль, Мультфильмы, Камов, Отказники, Видео, Длиннопост

Макс Жеребчевский (Моше Ариэль)

Категории - Художник-постановщик, Режиссёр

Фильмография - 21 работа в 20 проектах


1962 - Дикие лебеди (анимационный)

1963 - Ку-ка-ре-ку! (анимационный)

1964 - Ситцевая улица (анимационный)

1965 - Рикки-Тикки-Тави (анимационный)

1965 - Светлячок №6 (анимационный)

1966 - Самый, самый, самый, самый (анимационный)

1967 - Четверо с одного двора (анимационный)

1968 - Дорожное происшествие (анимационный)

1969 - Бременские музыканты (анимационный)

1970 - Синяя птица (анимационный)

1971 - Слово о хлебе (анимационный)

1972 - Фаэтон - сын Солнца (анимационный)

1973 - По следам бременских музыкантов (анимационный)

1975 - Лиса и медведь (анимационный)

1975 - Мимолетности (анимационный)

1977 - Жихарка (анимационный)

1977 - Незнайка в Солнечном городе (анимационный)

1977 - Как Незнайка совершал хорошие поступки | 1-я серия

1977 - Встреча с Волшебником | 2-я серия

1977 - Превращения начинаются | 3-я серия

1977 - Побег | 4-я серия

1977 - Превращения продолжаются | 5-я серия

1977 - Приключения трёх ослов | 6-я серия

1977 - Удивительные подвиги | 7-я серия

1977 - Снова вместе | 8-я серия

1977 - Переполох в зоопарке | 9-я серия

1977 - Волшебник появляется снова | 10-я серия

1978 - Пойга и лиса (анимационный)

1979 - Огневушка-поскакушка (анимационный)

1980 - Ночь рождения (анимационный)

Легенды советской мультипликации живут в Израиле. Две жизни,  две судьбы Израиль, Мультфильмы, Камов, Отказники, Видео, Длиннопост

30 августа 2021 года  исполнилось 89 лет  художнику Максу Жеребчевскому, создавшему незабываемые образы для мультфильмов «Рикки-Тикки-Тави», «Бременские музыканты», «Синяя птица» и др. Его отец был соратником Щорса, мать - ученицей Рахманинова, а сам Жеребчевский стал замечательным художником-мультипликатором во многом по случайности. Или это была судьба? О работе над "Бременскими музыкантами", дружбе с Василием Ливановым, любви к музыке и ненависти к глупой цензуре Жеребчевский рассказал корреспонденту "Кино-театра.ру" Марии Терещенко.


Макс Соломонович, почему вы занялись мультипликацией?


Я не знаю, это все как-то случайно. Наверное, судьба. Кино меня поражало с детства. Я же давно родился, когда кино еще было событием. Первое мое художественное впечатление – это Чарли Чаплин. Он меня потряс просто. Рисовал, как все дети в детстве. Правда, очень рано начал лепить. Пластилин мне купили родители, и я лепил разные штучки и довольно, говорят, хорошо.


А кто были родители?


Мама была пианисткой. Она из Лодзи уехала в Киев, чтобы там учиться у профессора Владимира Пухальского в Консерватории. Там у нее преподавал Рахманинов, а однокурсником был Владимир Горовиц. А потом все закрылось на Революцию. И она уже не работала по специальности, только дома играла.

А папа был революционером. Был такой революционный командир Щорс, если помните. Так вот папа был с ним и принимал в партию многих людей, которые потом сделали большие карьеры политические. Например, сталинского министра Зверева. Но потом кто-то написал какой-то донос, и отца исключили из партии, еще при Ленине. Через год тех, кто его исключил, расстреляли, а папу стали звать обратно, ошибка, мол, вышла. Но он не пошел. В идеях он не разочаровался, - всегда верующий был, но разочаровался в политике.

Легенды советской мультипликации живут в Израиле. Две жизни,  две судьбы Израиль, Мультфильмы, Камов, Отказники, Видео, Длиннопост

фото: студия "Союзмультфильм"


Почему выбор пал на отделение мультипликации ВГИКа?


Я собирался поступать в Суриковский институт. Но тогда приходили как раз много бывших фронтовиков, и их принимали в первую очередь, почти без экзаменов, а меня каждый раз задвигали. Я три раза поступал, но так и не поступил в этот Суриковский.

Короче, поступил во ВГИК. Очень хорошо поступил, так что мог выбирать факультет. Сначала записался на натурное кино. Там преподавал Борис Дубровский. Я к нему попал, он очень стал меня опекать, но я почувствовал прямо на первом семестре, что это не мое дело. Не хочу я заниматься декорациями. Я вообще думал, что по окончании ВГИКа займусь книжной графикой. А так как мультипликация близка к книжному иллюстрированию, то я сразу после первого семестра распрощался с Дубровским и перешел на мультипликацию.

Легенды советской мультипликации живут в Израиле. Две жизни,  две судьбы Израиль, Мультфильмы, Камов, Отказники, Видео, Длиннопост

фото: студия "Союзмультфильм"


И потом уже прямиком в «Союзмультфильм»? По распределению?


Нет, было иначе. Я окончил ВГИК с отличием, и поэтому меня действительно никуда не послали, а оставили в Москве.

Нас с отделения мультипликации осталось 5 человек, и у одного меня папа не был знаменитостью. Остальные были детьми крупных художников и скульпторов. На нас прислали заявку на ТВ, мы пришли туда, а там сказали, что они про нас не слышали и знать не знают, и никаких мест у них нет, откуда заявка, не понятно.


Это 1961 год, работы у меня нет, еще женился, не знаю куда податься, квартиры нет, жить негде, у жены тоже ни профессии, ни работы. Сплошная какая-то нескладуха. И меня надоумили пойти на «Союзмультфильм».

Я знал, что мест там нет, но взял картинки и пошел. А так получилось как раз, что мой приятель Натан Лернер работал тогда с Михаилом Цехановским над «Дикими лебедями» и рассорился с ним вдребезги. Так, что уже нельзя было продолжать работать. А это была полнометражная и широкоэкранная картина (первая широкоэкранная мультипликационная картина), огромное количество работы, огромное количество персонажей и вообще сложнейшая штука. Они уже год работали, но еще нужно было начать и кончить.


Старичок этот Цехановский, основатель советской мультипликации, когда-то он, конечно, был гениальный, но после блокады Ленинграда был такой тощенький и больной, ничего не помнил и все записывал в книжечку. Лернер ушел, а Цехановский посмотрел на мои работы и ухватился за меня как за спасательный круг, чтобы как-нибудь вытащить картину. Персонажи все были Лернера, и решение стилистическое, и все, надо было только доводить эту работу.


И я стал вытягивать, не имея опыта, вынужденный вливаться в чужой материал, чужой стиль. К тому же большая ответственность за других людей. На «Союзмультфильме» так было заведено, что аниматоры работали сдельно, по метражу, а художник-постановщик – это был несчастный человек, к которому все мультипликаторы шли за работой. А на фильме – огромные массовки и страшная путаница

Легенды советской мультипликации живут в Израиле. Две жизни,  две судьбы Израиль, Мультфильмы, Камов, Отказники, Видео, Длиннопост

фото: студия "Союзмультфильм"


К счастью, я такой тип, что от страха делаю всякие чудеса, меня надо только сильно напугать, я тогда становлюсь очень спокоен и делаю что-то невероятное. В общем, мы закончили фильм первой категорией, он был принят на «ура!».

Легенды советской мультипликации живут в Израиле. Две жизни,  две судьбы Израиль, Мультфильмы, Камов, Отказники, Видео, Длиннопост

фото: студия "Союзмультфильм"


Я стал нарасхват сразу. Сначала Цехановский дико тогда за меня ухватился. «Давай дальше будем», - говорит. Но я сразу понял, что я дальше с ним не потяну. Он уже ни на что не годится, он музейный экспонат, но работать с ним невозможно. Другие режиссеры тоже стали звать меня. А дирекция поняла, что я умею выкручиваться и стала использовать меня таким образом. Кидала меня на провальные проекты. Один режиссер больной, и я вместо него что-то делал. И так далее. Но были и хорошие работы. «Рики-тики-тави», например, был хороший фильм.

Легенды советской мультипликации живут в Израиле. Две жизни,  две судьбы Израиль, Мультфильмы, Камов, Отказники, Видео, Длиннопост

фото: студия "Союзмультфильм"


Как получилось, что вы начали работать с Василием Ливановым?


Мы с Ливановым вместе в художественной школе учились. И у него было какой-то такой момент в биографии, когда он оказался как бы между работами. Ведь у артистов сложная жизнь: есть работа, нет работы. А он был очень талантливый человек и кроме всего писал сказки. Одну из этих сказок он принес на «Союзмультфильм». И предложил поставить. Никакого мультипликационного опыта у него не было, но он и не думал становиться режиссером, просто принес свой сценарий.

Мы случайно встретились в коридоре, обрадовались друг другу очень. И решили вместе кино делать. Первым был «Самый, самый, самый, самый», а всего пять фильмов.

Легенды советской мультипликации живут в Израиле. Две жизни,  две судьбы Израиль, Мультфильмы, Камов, Отказники, Видео, Длиннопост

фото: студия "Союзмультфильм"


Тем не менее, на первых «Бременских музыкантах» режиссером был не он, а Инесса Ковалевская?


Потом мы делали вместе с Ливановым «По следам Бременских музыкантов». Но он изначально был связующим персонажем этой истории. Он связал и Гладкова, и Энтина, кроме того, его сценарий, его задумка. Они все были очень занятые ребята – и Энтин, и Гладков мало внимания уделяли нашей работе. Ливанов тоже исчез. И было сначала не понятно, как решать этот фильм.


Ковалевская не стала предлагать какого-то решения, как это должен был бы сделать режиссер, а понадеялась на меня (она же тоже была изначально не из мультипликации, а закончила ГИТИС, отделение музыкальной комедии, и это был только третий ее фильм). Я начал решать стилистику в классическом стиле. Были какие-то представления о братьях Гримм, и я им следовал. Все получалось симпатично. Но задумка-то сценарная была на атомную бомбу, на взрыв, а я сделал поначалу что-то нешумное. Так что сами Гладков, Энтин и Ливанов это забраковали. Разгромили меня.

И настроили меня иначе, мол, ты кончай эти слюни-сопли делать, нужно хулиганить. Ливанов тогда сказал: «Главный герой должен быть второгодником, хулиганом, бандитом, а не красавчиком таким», - и что-то нарисовал, какой-то набросочек сделал. И тут я уже понял направление. К тому же появился тогда фильм «Желтая подводная лодка». Я был им потрясен и стал в эту сторону нажимать.

Легенды советской мультипликации живут в Израиле. Две жизни,  две судьбы Израиль, Мультфильмы, Камов, Отказники, Видео, Длиннопост

фото: студия "Союзмультфильм"


Нам дали пролонгацию, месяца два-три на переделку, но, по-моему, мы даже зарплату не получали. И дирекция, надо сказать, после первой неудачи очень скептически относилась до поры до времени. Но потом директор попросил показать ему рабочий материал. А у нас как раз была Атаманша с пляской на бочке. И мы ему показали черновые пробы. Я помню, он подскочил до потолка и орал «Здорово!» 

Так и пошло, все здорово. Подобрались мультипликаторы великолепные. Музыка. И исполнение. В первом – Олег Анофриев, а во втором – Магомаев. Так сошлось, что все компоненты фильма, весь его фундамент – все было на высшем уровне. Раз в жизни такое бывает – подарок Всевышнего.

Легенды советской мультипликации живут в Израиле. Две жизни,  две судьбы Израиль, Мультфильмы, Камов, Отказники, Видео, Длиннопост

Дальше вы стали делать собственный фильм?


Да, с Ливановым мы разошлись, он занялся своими делами и правильно, потому что «Шерлок Холмс» у него случился. Все было в порядке. А у меня все было совсем не в порядке.

Я сделал еще один фильм, а потом «Мимолетности». Это был поворотный момент. Когда я почувствовал, что могу сделать что-то свое. Музыкальный фильм.

Легенды советской мультипликации живут в Израиле. Две жизни,  две судьбы Израиль, Мультфильмы, Камов, Отказники, Видео, Длиннопост

Я же сын музыкантки. Все мое детство, вся юность прошли на музыке. Мама играла все время дома, и все было музыкой пропитано. В общем, я решил, что нужно делать фильмы музыкальные. Где музыка была бы главным персонажем, а остальное все для музыки, иллюстрирует музыку.


Мой приятель известный тогда скрипач Гриша Фегин посоветовал раннего Прокофьева - «Мимолетности» - и я ими заболел. Объяснил директору, Валькову Михаилу Михайловичу, что хочу попробовать это.

А тогда студия как раз не выполняла план. До конца года оставалось три месяца, и были все признаки того, что студия план не выполнит, а это значило, что мы лишились бы зарплат, премий и Красного знамени, которое 20 лет стояло пыльное у нас в вестибюле. И вот этого неуходящего от нас Красного знамени по всему кинематографу мы могли лишиться. То есть директор был перед гильотиной. А я обещал сделать этот фильм по музыке почти один, без всего, и за три месяца, - такого вообще не бывает. Понимая, что студия тогда будет спасена, он согласился. Дал мне двух-трех ассистентов. И мы прямо к Новому году фильм закончили. Директор был в восторге: и от фильма, и от спасенного плана.


Повезли на утверждение в главк, а начальником главка на тот момент был человек по имени Павлёнок. Он сказал, что рабочему классу это не интересно, и что такие фильмы нельзя делать.


И не разрешил. Один день остался перед Новым годом, и что делать? Начальство бросилось в главк и стало его на коленях буквально умолять, объясняя, что нет другого варианта. Обещали как-то фильм перемонтировать.

И вот наш редактор Аркадий Снесарев, умный, хороший, интеллигентный, взял ножницы и говорит: «не смотри, я сейчас буду кромсать твою работу». Он что-то отрезал, что-то куда-то переставил. Не знаю, как это можно сделать в музыкальном произведении. Я даже не смотрел, что получилось.
Легенды советской мультипликации живут в Израиле. Две жизни,  две судьбы Израиль, Мультфильмы, Камов, Отказники, Видео, Длиннопост

Это было, видимо, очень болезненно…


Очень болезненно, но все-таки мы спасли план.

Потом друзья посоветовали мне обратиться к председателю Союза композиторов Тихону Хренникову. Сказали, что мол, он хороший мужик, хоть и такой партийный начальник. Я ему позвонил, сказал, что такой фильм, что он неоднозначен, что вызывает критику, и что вот, хочу ему показать.

Устроили на «Союзмультфильме» специальный просмотр для Хренникова. А он был большой начальник, приехал на машине, на каких ездит правительство, вся студия задрожала, выстроились как на параде, дали большой зал, он посмотрел, сказал, что все очень интересно… но, говорит: «У вас одна большая ошибка произошла. Вы не ту музыку взяли».


Я сначала не понял:
- Как не ту музыку? Прокофьев – это не та музыка?»
Он это сказал и уехал. А Снесарев тогда мне говорит: «Ты понял, что он хотел сказать?»
Думаю, вы уже поняли, да? А я тогда действительно не понял. Он: «Не ту музыку ты взял. Музыка должна быть Хренникова.

Посмотри, у него есть какие-то хорошие вещи, по Шекспиру что-то. Предложи». Я не поверил. Думаю, неужели все до такой степени просто? Ну и разозлился, думаю, прям вот так позвоню ему и предложу. Проверю.


Позвонил. Сказал, что продумал его замечание и пришел к выводу, что у него есть хорошая музыка такая-то, такая-то, и что я прошу разрешения взять эту музыку в основу своего следующего фильма. И он сказал: «Да, я за, конечно, пожалуйста, и у вас будет зеленая улица». Прямым текстом.

Легенды советской мультипликации живут в Израиле. Две жизни,  две судьбы Израиль, Мультфильмы, Камов, Отказники, Видео, Длиннопост

Но вы же не сделали фильма на музыку Хренникова?


- Нет, конечно. Хотя он человек талантливый, но страшный карьерист. Я не был готов  посвятить этому всю жизнь. А зачем? Тратить жизнь на Хренникова? Нет уж, спасибо.


Так что мы решили делать Стравинского. У него среди ранних произведений была сказка «Солдат и черт». А Стравинский был не в чести у политбюро, его не любила советская власть. Тем не менее начали делать «Солдат и черт». Я в нерабочее время стал делать эскизы, разработал эту сказку. И подал под тем соусом, что это русское народное искусство.

Послали сценарий опять же в главк. А там сидел тот же Павлёнок. И Павлёнок сказал, чтобы этого больше не было никогда.
Запорол фильм.
Но я ему страшно благодарен, потому что если бы не это, я, может, и не уехал бы никогда. А в тот момент я понял, что с Павлёнками жить не могу. Я по рождению, по воспитанию, по культуре человек русский. Но в России Павлёнка я не могу существовать, как и многие другие. И я понял, что надо уезжать.

Так что я ушел со студии, чтобы неприятностей ни у кого не было. Поработал на телевидении – делал «Незнайку». Начал обрастать связями с людьми, которые уезжают. Это было целое большое движение. Стал с евреями общаться - уехать можно было только еврею.


- И как вас отпустили?


Меня вызвали в КГБ, предложили стучать. Они мне угрожали. Предлагали сотрудничество, иначе, говорят, у вас будут неприятности. А тогда как раз началась война в Афганистане.


- Вас собирались отправить в Афганистан?


-Не меня. Сына.


- И что вы ответили?


- Я просто ушёл, и все. Помню,  шел дождь, я двигался по направлению к метро. У меня был зонт, а один из гэбэшников бежал за мной и уговаривал униженно, мокнув под дождем, как собачка: "Вы подумайте, вы зря отказывайте, делаете ошибку. Вас могут не выпустить, а вот сын ваш пойдет воевать…" Он бежал, а я молчал.


- Как вы это пережили?


- Были уже не те времена, они ничего не могли сделать. Я не стал стукачом, хотя я рисковал жизнью сына. Но с этой сволочью я не мог иметь никаких дел. Ужас. Россия-матушка…



Нас всегда бьют, но нам всегда хорошо (смеется). Это горький смех. Стал понимать, что такое еврейство… Короче, вошел в еврейство, стал верующим евреем.
Уехал в Израиль. Здесь 12 лет работал на телевидении – тот минимум, чтобы получить пенсию. Доволен жизнью!
Легенды советской мультипликации живут в Израиле. Две жизни,  две судьбы Израиль, Мультфильмы, Камов, Отказники, Видео, Длиннопост

Моше Ариэль

фото: ann-solovey

P. S. В Израиле Макс Жеребчевский изменил имя. Теперь его зовут Моше Ариэль.

С 1981 года — в Израиле, живёт в Иерусалиме.

"Брементские музыканты" Все серии подряд


А теперь расскажем о жизни Феликса Канделя сценариста мультфильма «Ну, погоди!» До и после в Израиле!

Знакомьтесь, Феликс Соломонович Ка́ндель (род. 21 октября 1932, Москва) — русский писатель; в СССР был юмористом и сценаристом мультфильмов, в Израиле стал прозаиком и историком еврейского народа.

Легенды советской мультипликации живут в Израиле. Две жизни,  две судьбы Израиль, Мультфильмы, Камов, Отказники, Видео, Длиннопост

Феликс Кандель


Сегодня Феликсу Канделю 89 лет.

Широкой публике он известен прежде всего как один из создателей самого знаменитого советского мультсериала — «Ну, погоди!». Мало кто об этом знает: Кандель придумал и Чебурашку. Так он называл свою маленькую племянницу, которая, едва научившись ходить, то и дело норовила свалиться — «Чебурахнуться», — называл это дядя.

Это слово услышал его друг, Эдуард Успенский, который тогда как раз искал имя для своего нового сказочного персонажа, и попросил подарить.


В 2013-ом г., российская делегация на Иерусалимской международной книжной ярмарке устроила вечер в честь 80-летия прозаика и сценариста, выходца из России, проживающего в Иерусалиме, — Феликса Канделя.

Легенды советской мультипликации живут в Израиле. Две жизни,  две судьбы Израиль, Мультфильмы, Камов, Отказники, Видео, Длиннопост

«Ну, погоди!» Тоже родилось случайно. Госкино заказало «Союзмультфильму» фильм о том, как нехорошо обижать младших. Режиссер Вячеслав Котеночкин пригласил два тандема молодых сценаристов — Александра Курляндского с Аркадием Хайтом и Феликса Канделя (в кино он работал под псевдонимом Ф. Камов) с Эдуардом Успенским.

Успенский потом из коллектива вышел, а оставшиеся трое создали сюжет про Волка и Зайца.


Фильм им самим сначала не понравился. Но успех был сногсшибательным. Не только у детей, но и у взрослых. Не только у людей, но и у партийных бонз. Его любил Брежнев. Киношное начальство это знало, что оберегало авторов от претензий по поводу совершенно хулиганского, по советским строгим меркам, мультика.


Возражали только педагоги: отрицательный герой — Волк — нравился детям больше, они хотели походить на него, о чем и писали в письмах — письма на студию приходили мешками
Легенды советской мультипликации живут в Израиле. Две жизни,  две судьбы Израиль, Мультфильмы, Камов, Отказники, Видео, Длиннопост

Феликс Кандель


Трудно сказать, какие миллионы принес этот сериал государству.


В то время кинопрокат давал самый большой приток в казну после водки. Обычно мультики показывали в кинотеатрах перед художественными фильмами вместо журнала «Новости дня».


Успех «Ну, погоди!» Натолкнул прокатчиков на гениальную коммерческую идею. По всей стране возникли передвижные кинотеатры — в списанных автобусах и строительных бытовках, где крутили только «Ну, погоди!». Дети валили валом.

От авторов требовали все новых и новых серий. Сценаристы придумывали их на кухне у Канделя в писательском доме рядом с метро «Аэропорт». Сочиняли весело.Маленький сын Канделя, Женя, подслушивал под дверью, отказываясь идти спать, порой там и засыпал.


Он до сих пор помнит эти посиделки. Профессор Юджин Кандель — советник премьер-министра Израиля по экономике, глава совета по экономической стратегии. Его имя называют среди возможных кандидатур на пост будущего главы Банка Израиля.


В 1972 году авторов сериала выдвинули на Государственную премию, но где-то набедокурил Котеночкин - и за плохое поведение премию не дали, сказали: в следующий раз.


— В следующем году вас подведу я, — признался друзьям Кандель.


Он подал на выезд в Израиль. Его не пустили. В КГБ недоумевали: «Чего вам не хватает?» О продолжении работы в кино не могло быть и речи.

«Ну, погоди!» Стали показывать без титров.


Сценаристы возмутились — нарушение авторского права. Титры восстановили, но вырезали имя Камова.


На этом месте пленка дергалась — «! О, это я», — Смеясь говорил Кандель. Но было не до смеха. Работы не было.

Легенды советской мультипликации живут в Израиле. Две жизни,  две судьбы Израиль, Мультфильмы, Камов, Отказники, Видео, Длиннопост

Кандель рассказывал мне, что как-то пришел к нему Аркадий Хайт, положил на стол конверт с деньгами, сказал:— Я не знаю, сколько ты просидишь в отказе, но хочу, чтоб ты знал: сколько ни просидишь — мы будем приносить тебе эту сумму.


Кандель денег не принял, но поступок, конечно, запомнил. Друзья помогали иначе — подбрасывали работу, которую он выполнял под чужими именами.

Четыре года он просидел в отказе. И не просто ждал. Редактировал самиздатовский альманах «Тарбут», у него на квартире работал ульпан по изучению иврита, проходили семинары по еврейской культуре.


Участвовал в демонстрации отказников — с желтыми звездами они прошли по улицам Москвы. За это схлопотал 15 суток. А как-то, после того, как он выгнал из квартиры сотрудников КГБ, отказавшихся предъявить документы, — к нему приняли более строгие меры.


Двое в штатском остановили у метро «Аэропорт» сына-девятиклассника — и жестоко избили. Будущий профессор экономики Нью-Йоркского университета и советник премьер-министра Израиля едва выжил тогда.

Канделя выпустили после вмешательства влиятельной Американской гильдии сценаристов в 1977-м.


Через год он стал работать в редакции «Голоса Израиля», вещавшей на Советский Союз. Здесь начал вести цикл передач по истории еврейского народа и русских евреев. В то время для советских евреев, ловящих сквозь глушилки «Коль Исраэль», это была совершенно неизвестная им книга собственной биографии.

Легенды советской мультипликации живут в Израиле. Две жизни,  две судьбы Израиль, Мультфильмы, Камов, Отказники, Видео, Длиннопост

Феликс Кандель (2015г.)


Из этого родились его «Очерки времен и событий», которые потом составили шесть книг. Их сейчас используют в качестве учебников репатрианты — школьники и взрослые. Теперь эти книги сами — часть нашей истории.


Большинство книг Канделя вышло в российско-израильском издательстве «Гешарим — Мосты культуры».Генеральный директор издательства Михаил Гринберг вел юбилейный вечер писателя на Иерусалимской книжной ярмарке во Дворце международных конгрессов. По его словам, это было самое массовое мероприятие ярмарки на русском языке — стульев в зале не хватило, люди терпеливо стояли во время всего действа.


На вечере выступили один самых известных израильских переводчиков на русский язык (он, в частности сделал прекрасный перевод всех вышедших на русском романов Меира Шалева) Рафаил Нудельман, Людмила Улицкая и сыновья юбиляра: старший — Юджин и младший — Арье, один из ведущих израильских хурургов, подполковник ЦАХАЛа.

С осени 1977 года Феликс Кандель живет в Израиле.


Для справки:

В 1956 г. окончил Московский авиационный институт, в 1956–62 гг. работал в авиационной промышленности. С 1963 г. — профессиональный литератор. В 1963–73 гг. под псевдоним Феликс Камов публиковался в журналах «Новый мир», «Юность», «Крокодил», в «Литературной газете» и других периодических изданиях. В 1965–67 гг. — редактор сатирического киножурнала «Фитиль». Приобрел известность юмористическими рассказами, эстрадными интермедиями, сценариями мультипликационных фильмов (в соавторстве с А. Хайтом /1938–2000/ и А. Курляндским /родился в 1938 г./ в том числе серии «Ну, погоди!» /1–7 выпуск, 1968–73/).


С 1973 года участвовал в движении советских евреев за репатриацию в Израиль, в 1976 году был арестован на 15 суток за участие в демонстрации (40 человек прошли по улице с жёлтыми шестиконечными звёздами). Публиковался в самиздате, редактировал еврейский журнал «Тарбут» (1975—1977). Осенью 1977 года получил разрешение на выезд. В 1978—1997 работал в русской редакции израильской радиостанции «Коль Исраэль».

Старший сын Феликса Канделя Кандель, Евгений Феликсович Юджин Кандель. Профессор Евгений (Юджин) Кандель — израильский экономист, председатель Национального экономического совета при премьер-министре.

Биография

Родился в Москве в 1959 году. Сын писателя Феликса Канделя. Во время пребывания семьи в отказе в 1970-х годах подвергся нападению сотрудников КГБ, чуть не забивших его насмерть.

В ноябре 1977 года прибыл с семьёй в Израиль.Учился в Еврейском университете в Иерусалиме и получил первую степень по экономике. В 1987 году получил вторую степень по экономике и эконометрике в Чикагском университете, а в 1988 — вторую степень по экономике в Еврейском университете в Иерусалиме.

В 1990 получил степень доктора в Чикагском университете, где также сменил свое имя на Юджин.

Кандель — профессор в Школе делового администрирования в Еврейском университете в Иерусалиме, ранее возглавлял департамент экономики в этом университете. Он также является членом Центра рациональности в Еврейском университете, Центра политических и экономических исследований в Лондоне и Европейского института корпоративного управления.


Младший сын: (Арье) Кандель — один из самых известных в Израиле хирургов-ортопедов.


Первый выпуск мультфильма «Ну, погоди!» Ф. Камов (псевдоним Феликса Канделя здесь еще не стерт!)

Легенды советской мультипликации живут в Израиле. Две жизни,  две судьбы Израиль, Мультфильмы, Камов, Отказники, Видео, Длиннопост

Ну погоди 1 серия



КНИГИ

Легенды советской мультипликации живут в Израиле. Две жизни,  две судьбы Израиль, Мультфильмы, Камов, Отказники, Видео, Длиннопост
Легенды советской мультипликации живут в Израиле. Две жизни,  две судьбы Израиль, Мультфильмы, Камов, Отказники, Видео, Длиннопост
Легенды советской мультипликации живут в Израиле. Две жизни,  две судьбы Израиль, Мультфильмы, Камов, Отказники, Видео, Длиннопост

Источник

Источник

Источник

Источник

Источник

Источник

Источник

Источник


# Израиль  # Макс Жеребчевский  # Феликс Кандель # отказники # советские мультфильмы # Бременские музыканты # Ну, погоди!

Советские мультфильмы

594 поста3.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Не желательна: 1)Ложная информация 2)Разжигание политических споров 3)Расизм

За все это при детальном рассмотрении можно схлопотать бан :)

Желательно:

1)Интересные посты(познавательные и прочее перечисленное выше в описании) на тему Сов. Мультов 2)Много юмора, фана:)