Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

У большинства моих читателей в юности наверняка был велосипед "Десна". Или "Школьник". Или "Кама". Или даже – не побоюсь этого слова – "Украина"!


Я решил выяснить, куда они все делись и что стало с предприятиями, которые их производили. Думаю, вам тоже будет любопытно.


Некоторые легендарные велосипеды всё ещё можно купить, причём не только на сайтах объявлений!

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Республика: РСФСР

Город: Пермь

Производитель: Пермский машиностроительный завод имени Октябрьской революции, затем ПО "Велта"


"Урал"


Один из самых популярных советских дорожных велосипедов. Некоторые экземпляры ездят до сих пор.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

"Кама"


Несмотря на маленькие колёса, на "Каме" катались не только подростки, но и взрослые. Несмотря на складную конструкцию, велосипед оказался невероятно надёжным. Многие "Камы" до сих пор на ходу.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

"Салют"


Складной велосипед для тех, кто всё-таки вырос из "Камы". Производился не только в Перми, но и, например, в Йошкар-Оле.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус


Предприятие ликвидировано в 2006 году. Велосипеды под старыми брендами не производятся. Бывшие сотрудники "Велты" основали компанию Forward, производство которой находится в Перми.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Республика: УССР

Город: Харьков

Производитель: Харьковский велосипедный завод им. Петровского


"Украина"


Живая легенда

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

"Турист"


Действительно мечта любого советского туриста. Уже полвека назад этот велосипед имел 4 скорости! Заводом также выпускались похожие модели "Спутник" и "Спорт".

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

"Старт-Шоссе"


Возможно, первый советский шоссейник.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус


Производство продолжается. Завод принадлежит украинской компании ЮСИ. Шоссейников в линейке больше нет, но присутствуют модернизированные за счёт иностранного оборудования "Украина" и "Турист".

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Республика: БССР

Город: Минск

Производитель: Минский мотоциклетно-велосипедный завод (ММВЗ), затем "Мотовело"


"Минск"


Белорусский аналог "Урала" и "Украины", большой дорожный велосипед.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

"Аист"


Под маркой "Аист" производились разные велосипеды, в том числе "Минск" в 80-е. Но чаще всего подразумевают модель, похожую на "Каму" и "Десну".

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


Весной 2018 года ОАО "Мотовело" было признано банкротом. Производство велосипедов планируется перенести в белорусско-китайскую индустриальную зону "Великий Камень".


"Аисты" в продаже пока есть, в том числе классические складные велосипеды с 20-дюймовыми колёсами.

Республика: РСФСР

Город: Жуковка (Брянская область)

Производитель: Жуковский велосипедный завод, затем "Веломоторс"


"Десна"


Брянский аналог "Камы", который отличался от неё главным образом рамой.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Велосипеды под брендом "Десна" сейчас производит "Веломоторс", то есть это те же "Стелсы".

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Что касается самого большого производителя велосипедов в России, то у него сейчас несколько заводов. Производство открыто в Кубинке (Московская область), станице Крыловской (Краснодарский край) и собственно Жуковке (Брянская область). Часть комплектующих для велосипедов ввозится из Азии.

Республика: УССР

Город: Львов

Производитель: Львовский велосипедный завод


"Эврика-2"


Пожалуй, самый странный из советских складных велосипедов – с передним псевдоамортизатором и рулём как у чоппера.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


Ещё в советское время завод сделал ставку на мототехнику. С распадом СССР ситуация на предприятии начала ухудшаться, и в нулевые завод окончательно умер. Велосипеды больше не производятся.

Республика: РСФСР

Город: Саранск, Мордовская АССР

Производитель: Саранский механический завод


"Кросс"


Самый модный из советских подростковых велосипедов. Был довольно популярен и в 90-е, особенно в соседних с Мордовией регионах.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


СМЗ пока ещё существует и работает. Велосипеды под маркой "Кросс" тоже производятся, но широких продаж по России нет.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Республика: РСФСР

Город: Пенза

Производитель: ЗИФ, Пензенский велосипедный завод


"Сура"


Хотя ЗИФ был прежде всего оборонным предприятием, он выпускал широкую линейку велосипедов, в том числе несколько моделей под маркой "Сура".

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


Велосипеды "Сура" (Sura) до последнего времени можно было встретить в провинципальных спортивных магазинах, но теперь это раритет. В 2014 году прекратилось производство велосипедов, а в 2016-м завод обанкротили и разграбили. Авторы версии о рейдерском захвате предприятия считают, что на месте ПВЗ будет построен очередной ЖК.


Республика: РСФСР

Город: Нижний Новгород

Производитель: ГАЗ


"Школьник"


Пожалуй, самый массовый подростковый велосипед в СССР. Правда, в отличие от той же "Камы", он был посредственного качества.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


Производство "Школьника" прекратилось в середине 90-х. "Группе ГАЗ" велосипеды не интересны.


Республика: Литовская ССР

Город: Шауляй

Производитель: Шяуляйский велосипедно-моторный завод "Вайрас"


"Орлёнок"


Литовский конкурент "Школьника", который выгодно отличался от него качеством и удобством конструкции.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


В литовском Шауляе до сих пор успешно работает завод Baltik Vairas, который когда-то выпускал велосипеды "Орлёнок". Теперь он производит современные велосипеды (в частности, под брендом Panther) и продаёт их в странах Западной и Северной Европы.


Республика: РСФСР

Город: Йошкар-Ола, Марийская АССР

Производитель: Йошкар-Олинский велосипедный завод


"Таир" / "Альтаир-Т"


Интересная модель с нетипичной для советских велосипедов защитой цепи.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


Йошкар-Олинский механический завод и его велосипедную "дочку" обанкротили ещё в начале нулевых.


Бренд Altair теперь принадлежит компании Forward. Насколько я понимаю, велосипеды под этим брендом теперь производятся не в Йошкар-Оле, а в Перми. Да и фирменную защиту цепи они куда-то потеряли.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Что нового?


Помимо гигантов Stels и Forward, которых я уже упомянул, за последние годы в России появилось ещё несколько заметных производителей.


Например, Stark, который базируется в Подмосковье, но велосипеды производит в Тайване.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

И калининградский завод "ВелоБалт", который выпускает велосипеды под брендами Stinger и Novatrack. Так что если продавец-консультант в веломагазине будет доказывать вам, что Stark, Novatrack и Stinger – европейские велосипеды, немедленно с ним распрощайтесь. ;)

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Покажите пост своим друзьям, пусть они тоже предадутся ностальгии!