Кыргызстан от первого лица

Здравствуйте дорогие пикабушники! Давно порывался написать об этом, но не совпадало желание с возможность. Сразу предупреждаю, что не имею цели разжечь какие-либо конфликты, ранить чьи-либо чувства, а лишь хочу рассказать как жилось в Кыргызстане.

Кыргызстан от первого лица Кыргызстан, Негатив, Бишкек, Русские, За что?, Длиннопост

Все мы знаем о некогда существовавшем могучем государстве имя которого СССР. Почти одна шестая часть суши на Земле была занята Союзом, а его население составляло примерно 294 миллиона человек. Не для кого не секрет, что в состав страны входили территории Восточной Европы, Северной, а так же части Центральной и Восточной Азии. Богат был и этнический состав союзного государства. Народы объединял труд ради всеобщего блага. Усилиями миллионов граждан задействованных в различных сферах деятельности страна занимала 2-е место в мире по уровню промышленного производства — 16,5 % мирового объёма и 7-е место в мире по уровню национального дохода — 3,4 %. Практически в любой союзной республике имелись различные заводы, развитая система сельского хозяйства, сопутствовало этому доступное, бесплатное образование, медицина, но подробнее хочу рассказать о Центральной Азии, а точнее о Киргизской Советской Социалистической Республике и её постсоветский период. В ней было сконцентрировано множество промышленных предприятий. С вхождением республики в состав союза туда были направленны все необходимые специалисты для возведения инфраструктуры, строительства и функционирования образовательных учреждений, больниц, заводов, возводились целые города, активно развивали сельское хозяйство, прокладывались автомобильные и железные дороги, а коренное население племена которого занимались кочевым скотоводством получили возможность учиться, гарантированно имели рабочие места и все имеющиеся на тот момент в государстве социальные гарантии.

Кыргызстан от первого лица Кыргызстан, Негатив, Бишкек, Русские, За что?, Длиннопост

На территории Киргизской ССР были созданы специальные условия для коренного населения. Например, перед руководством высших учебных заведений и техникумов стояла задача набрать определенный процент киргизов для обучения. Этот процент был весьма высок. В отдельных случаях только 10% мест отводилось для представителей не титульной нации. О особом ущемления прав от этого в те времена не принято было говорить. В крайнем случае молодые люди при желании уезжали получать образование в другие союзные республики если не смогли поступить по месту жительства.

Родился я в городе Фрунзе – столице Киргизской ССР на закате существования союза. Вскоре столица была переименована в Бишкек практически одновременно с обретением государством независимости. Эх, сколько было радости у коренных жителей! Независимость – бери сколько хочешь, сами себе хозяева. Все предприятия, заводы, хозяйства, земельные угодья стали достоянием народа, а точнее тех, кто был к ним близок.

Моя бабушка в советское время была начальником конструкторского бюро на заводе Сетунь. Этот завод производил различную электронику, ЭВМ, микросхемы и т.д. Я отлично помню из её рассказов о том, что на заводе остро стоял вопрос национальных кадров. Дело в том, что от руководства завода требовали наличие киргизов не только среди рабочих, мастеров, инженеров, но и особенно в начальствующих должностях. Вопрос компетенции сотрудников в данном случае сдвигался на второй или даже третий план. Главное было иметь в наличии укомплектованный штат и необходимое количество представителей коренной национальности.

Уже в начале 90-го года в республике начались межнациональные конфликты и пролилась первая кровь. Конфликт произошел между двумя тюркскими народами киргизами и узбеками. Диаспора последних весьма многочисленна в Кыргызстане до сих пор. Началось всё с требований решения жилищных проблем молодых киргизских семей путем предоставления им земельных участков и улучшения своего социального и экономического положения на юге Киргизской ССР преимущественно населенной узбеками. Митинги и протесты киргизов начали подогреваться националистами с севера республики. Узбеки со своей стороны требовали признания и защиты своих прав. По данным следственной группы Генпрокуратуры СССР, в конфликте в городах Ош и Узген, а также в селах Ошской области погибло около 1200 человек. По неофициальным данным, жертв было около 10 тыс. человек. В суды было направлено 1500 уголовных дел. В конфликте принимали участие около 30—35 тысяч человек, к уголовной ответственности привлекли около 300 человек. После обретения независимости Киргизией все они были амнистированы.

С развалом союза экономическое положение в стране стало стремительно ухудшаться. Большая часть заводов и предприятий или окончательно закрылась и подверглась мародерству или работала лишь частично постоянно уменьшая и без того малую производительность. Республику начали стремительно покидать немцы, русские, украинцы, белорусы, турки, корейцы и прочие национальности. Люди уезжали не только потому, что лишились работы, но и под воздействием этнической, религиозной дискриминации со стороны киргизов и высокой криминогенной обстановки в бывшей союзной республике.

Я прожил в Киргизии 17 лет начиная с 90-го года. С раннего детства мне пришлось прочувствовать на себе, что такое быть без вины виноватым. Ловить на себе косые взгляды и слышать в свой адрес нецензурные выкрики даже из проезжающих машин вроде: «Энен сыгейн, орус!» - и это было самое безобидное.

Когда я пошел в школу в конце 90-х годов киргизов среди учащихся было не много, однако в школе уже имелись полностью киргизские классы где занятия проводились на родном для них языке. Среди нас еще училось не мало русских, украинцев, турков месхетинцев, корейцев и представителей прочих этнических групп. Буквально на глазах с каждым годом их становилось всё меньше, они уезжали куда угодно, в Америку, в Россию, в Европу, турки перебирались в Турцию, а корейцы внезапно просто исчезли не известно куда. Мы жили в частном секторе не далеко от старого аэропорта и жилмассива Джал. Этот район города имел негласное название Папеновка и населен был преимущественно турками и русскими. Как сейчас помню нашу родную улицу Баха, улицы Репина, Курчатова, Гагарина, 50 лет октября, Космическую и т.д. После 2000 года названия улиц активно начали переименовывать именами героев и различных исторических личностей кыргызской национальности. Это на мой взгляд нормальное явление – республика окончательно избавлялась от советского наследия.

Уже в начальной школе очень ярко начали проявляться негативные настроения в отношении русскоязычных и турков со стороны киргизов. Ситуация в очередной раз обострялась строительством частного сектора Арча-Бешик. В основной массе его заселяли киргизы с юга республики. Там возводились как маленькие дома, сделанные из самана (это кирпич сырец сделанный из смеси глины, навоза и соломы), так и настоящие дворцы в два, три этажа построенные из кирпича с красивым азиатским оформлением и обнесенные не приступным каменным или же кирпичным забором. Все зависело от достатка их владельцев. Когда площади под застройку были исчерпаны начались захваты наших. Выглядело это дико. Выходишь из дома на свой земельный участок где у тебя разбит сад из яблонь, вишен, черешен и абрикосов, засажена картошка, зреют помидорки, клубника, а забор снесли, прямо по грядкам заезжает грузовая машина со стройматериалами и какие-то бабаи уже пилят плодовые деревья которым по нескольку десятков лет. Сначала народ пытался защищать свои земли, но попытки не увенчались успехом. Всё было официально отдано под застройку и ни какие документы о праве собственности или суды не помогли.

С самого раннего детства я рос в окружении турецких семей. Турки-месхетинцы были отправлены в Азию для работы в колхозах, возделывания земель, так и осели там до тех пор пока не были вынуждены уезжать.

Передвигаться в одиночку в школу и домой стало настоящим испытанием на прочность. В любой момент могли набежать жители новоявленного поселения Арча-Бешик и без наличия причин избить просто если ты русский или турок. По одиночке они не действовали, только группами по три, пять и более человек. Всегда по ситуации я был готов дать отпор и бежать, что есть сил. Хорошо если в спину не летели камни и не ожидала засада за очередным углом. Мы объединялись в группы, заходили друг за другом по дороге к школе, ожидали друзей из параллельных классов после окончания уроков и только собравшись вместе группами по 5-7 и более человек могли взять азимут из школы попутно доводя своих товарищей до их домов.

Чем старше мы становились тем сложнее нагнеталась обстановка в отношении русского населения, турков и дунган. Периодически вспыхивали конфликты по всей республике. После очередной драки между подростками дунганской национальности и представителями титульной нации начались погромы, дунган гнали из их собственных домов, забирали имущество, жгли машины. Страшно было осознавать, что в следующий раз ситуация может развернуться уже против и без того малочисленного русского населения. Тем более масло в огонь начали подливать политики пытаясь лишить русский язык официального статуса и националистические настроения среди киргизского населения. Почему-то во всех бедах у них было принято винить именно русских. Они ненавидели нас и воспитывали ненависть в своих детях. Они не принимали тот факт, что руками наших предков отправленных поднимать Богом забытую азиатскую территорию которая славилась только тем, что некогда через неё проходил “Великий Шелковый Путь”, а с приходом именно русских разрослись целые города с многоквартирными домами, появились школы, учебные заведения и больницы. Все заводы которые остались после союза практически не работали и были разграблены. Кто виноват? Конечно русские, но на самом деле это национальные кадры которых так активно продвигали в руководящие должности советское руководство. Как только распался союз руководители ни чего лучше не придумали как начать распродавать всё, что было возможно в соседний Китай.

Что касалось учебы в Бишкеке или карьеры – если ты не представитель титульной нации, то дела твои не очень хороши. Мне повезло только в том, что программу обучения не успели изменить до 2007 года. Я учился по советским учебникам в школе, а преподавателями были учителя еще старой советской закалки. Что касается вузов и техникумов, ну отучишься если есть возможность совладать с коррумпированной системой, а дальше скорее всего карьерная бесперспективность.

Какое будущее меня там ожидало? Хороший вопрос. Наиболее вероятными раскладами виделись только три ветви: первая это пойти по криминалу. Для этого как говорится много ума не надо и все условия тому сопутствовали, но это не в моем духе. Вторая это напроситься помощником к мастеру на СТО как поступили некоторые мои знакомые русские парни, и переняв все тонкости авторемонтного дела попробовать работать на себя. Именно попробовать так как и в этом деле киргизы умудрялись вставлять палки в колеса русским. Ну и третья ветвь заключалась в том, что имело место склонение к принятию Ислама. Если неверный принял новую веру его учили в мечети арабскому языку и всем тонкостям религии, а после успешного обучения отправляли куда-то в Турцию для дальнейшей учебы, но так ли это не могу сказать. Я родился в семье служащих, все мои предки были инженерами, технарями и воспитаны были в традициях коммунизма, а значило это одно – в душе я принимал наличие некой высшей силы именуемой Богом хоть и открыто об этом никогда не высказывался. Для меня было отвратительно, что люди мало того, что испытывают неприязнь на национальной почве в отношении прочих народов, так еще и не признают их свободного права на наличие тех или иных религиозных убеждений к тому же начинают навязывать свои.

Когда мне исполнилось 16 лет я обратился в местный паспортный стол по месту жительства для получения киргизского паспорта. Подав все необходимые документы я начал ждать установленный для оформления срок. По его истечению я прибыл за своим документом удостоверяющим личность, однако мне выдали только справку о том, что я не имею права на гражданство Кыргызской республики. Меня вежливо отправили словами: «Иди в своё посольство за паспортом». И действительно моя мать имела гражданство РФ, и проживала в Сибири помогая своим родителям пенсионерам и соответственно мне финансово. Утром этого же дня я отправился в консульский отдел РФ в Бишкеке. Каково же было моё удивление когда я увидел очередь человек в 150 не меньше. При чем она состояла преимущественно из самих же киргизов. Славянских лиц было примерно одна треть. Записываться в очередь приходилось с позднего вечера. Народ так и ночевал там кто в машинах, кто на лавочках со списками фамилий в руках. К моменту начала приема у ворот посольства стояла уже огромная толпа. Всех объединяло одно желание – уехать в Россию. Многое я узнал в той очереди из рассказов тех, кто пытался в тот момент переселиться на свою историческую Родину, а особенно мне запомнился тот день когда я вышел из ворот посольства России сжимая в руке красную корочку своего загранпаспорта. Со мной была моя мать приехавшая забирать остатки нашей семьи. К нам подошла русская женщина с двумя детьми - девочкой лет 12-ти и мальчиком лет 9-ти на вид. Она начала со слезами на глазах просить нас оказать ей помощь в переселении в Россию, сделать ей оттуда вызов или любым другим способом помочь в эмиграции. Она говорила, что ей очень страшно за детей, что они все втроем готовы жить на лестничной площадке или даже в собачьей будке лишь бы уехать из Бишкека навсегда. Её слова порой всплывают у меня в памяти до сих пор. Нас же в Сибири ждала небольшая комната в общежитии которую матери выдали от её работы в городской реанимации и помочь к сожалению этой семье мы были не в состоянии. Наш частный дом пришлось продать за сущие копейки. Всё что было нажито за время пребывания там мы раздали бесплатно оставшимся соседям или продали за символические суммы чтобы хоть на дорогу хватило. В начале июля 2007 года мы уже ехали в поезде. Железная дорога привела нас из Бишкека через Казахские степи в город Рубцовск. Это была первая остановка на территории России и входе нее производилась проверка пограничной, таможенной службой и милицией. Еще за несколько часов до неё степи заиграли новыми красками, за окном начали мелькать берёзки. По настоящему вступил я на землю исторической Родины в городе Новокузнецк в ходе двух часовой остановки. Это было невероятное чувство, когда на тебя не смотрят с ненавистью в глазах, когда можно легко слиться с прохожими, обратиться к любому на русском языке, я ощущал огромную, переполнявшую меня радость и легкость! Прогулявшись по парку Металлургов расположенному не далеко от железнодорожного вокзала я довольный вернулся в вагон нашего поезда для продолжения поездки, а дальше меня уже ждали учеба в Сибирском федеральном округе и служба в армии.

Когда я служил срочную службу в армии среди старшего призыва был один киргиз. Не помню как его точно звали, но кажется это был Алмаз. Так вот в беседе с ним я сказал, что родом я из Бишкека и даже пропел ему несколько первых строк гимна Кыргызстана: «Ак мөңгүлүү аска, зоолор, талаалар, элибиздин жаны менен барабар…», он был крайне впечатлён, спешно их подхватил и спел вместе со мной. После этого он обращался ко мне называя меня братом и подбегал к своим русским сослуживцам со старого призыва с вопросом: «А ты знаешь слова гимна своей страны? А вот он даже гимн Кыргызстана знает, а ты мол балбес свой родной и не знаешь». Да, первый урок в школах Бишкека начинался с обязательного исполнения гимна республики. Мы все вставали и положа руку на сердце хором его пели. Плюс в программу обучения обязательно была включена история Кыргызстана, кыргыз тили (киргизский язык) и киргизская литература.

Это уже позже в республике начали проводить акции вроде той, что называется «Я остаюсь в Кыргызстане» направленную на то, чтобы русскоязычное население окончательно не покинуло государство. Политики страны сейчас только и заняты, что борьбой за власть, одна революция следует за другой, сами же кыргызы не ладят теперь даже между собой, а в России видят только источник дохода и списания огромнейших долгов страны. Конечно я не жалею о годах прожитых в Бишкеке. Они закалили мой характер, дали определенное мировоззрение. Я знал настоящую дружбу, рано повзрослел и научился ценить жизнь.

Ели вы прочитав мой рассказ узнали в нем что-то знакомое вам обязательно напишите об этом в комментариях. Напишите с чем именно столкнулись вы и что думаете об этом.


Спасибо за внимание, всем добра!



http://www.segodnia.ru/content/105722


https://topwar.ru/57526-russkie-kyrgyzstana-ishod-neobratim-...