29

Курбатовский завод

На берегу Гребного канала, под Казанским съездом, стоят старые дома.

Это то, что осталось от крупного механического и судостроительного завода.

История завода восходит к середине XIX столетия, когда на Волге начало бурно развиваться пароходное сообщение. Новому виду транспорта требовались значительные поставки паровых машин и специального судового оборудования. В апреле 1857 года сразу несколько предпринимателей предложили основать механические заводы с целью ремонта и оснащения речных пароходов. Для этого они просили у Городской думы место на берегу Волги у спуска Казанского съезда к набережной возле Борского перевоза.

Выгода такого местоположения диктовалась близостью пристаней и удобными подъездными путями, что обеспечивало подвоз необходимых материалов (прежде всего железа) как водным, так и сухопутным путем. Среди этих промышленников были московский купец 2-й гильдии Иван Савельевич Колчин и краснослободский купец 1-й гильдии, Почетный гражданин Абрам Лукич Ненюков. В результате трехкратных торгов они получили рядом расположенные участки земли.


Иван Савельевич Колчин.

Проект будущего завода - "механического заведения с судостроительной верфью" - И.С. Колчин заказал архитектору Николаю Ивановичу Ужумедскому-Грицевичу, который спроектировал заводские корпуса с пароходной пристанью. Строительство началось 26 апреля 1857 года.

После шести лет занятий мелкой ремонтной работой колчинское предприятие впервые получило крупный заказ.

Вслед за сборкой иностранных судов в колчинской мастерской были самостоятельно сконструированы v построены из уральского железа русские пароходы "Друг", "Радость" и "Приятель". Этот успех положил начало нижегородскому судостроению, а мастерская переросла в завод.

Так как производство требовало расширения, в 1859 году владелец выкупил соседний участок земли, а в 1860 году по проекту инженера-архитектора Роберта Яковлевича Килевейна приступил к строительству новых корпусов в восточном направлении от основной заводской территории. В 1860-е годы на заводе имелась одна паровая машина и 28 станков, в цехах и мастерских работали около 300 человек.

Выдающимся завод сделал знаменитый ученый, русский механик-судостроитель Василий Иванович Калашников, реформатор речного флота. В 1872 году в возрасте 22 лет Калашников построил первую паровую машину новой конструкции - "компаунд", опередив в этой области ведущие иностранные судостроительные фирмы на 14-15 лет.

В 1875 году основатель завода И.Колчин умер, передав предприятие по наследству своему родственнику, сибирскому пароходчику Устину Саввичу Курбатову.


Устин Саввич Курбатов.

В середине 90-х годов XIX века Курбатовский завод стал крупнейшим предприятием Нижнего Новгорода. На нем работало около 600 рабочих. Завод располагался в нескольких каменных корпусах.


1900-е годы.

На Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде "за широкое развитие постройки пароходных машин и котлов и за постоянное их усовершенствование" завод также был отмечен высшей наградой - правом изображения Государственного герба.


После революции в 1917 году завод было национализирован. В 1923 году его переименовали в завод имени Ульянова. Предприятие из чугунолитейного и механического стало электромеханическим и начало выпуск изделий для электрооборудования судов. Строительство самих судов было прекращено. С 1942 года на предприятии началась работа по освоению производства трубчатых электронагревателей (ТЭНов).

В 1957 году на проспекте Гагарина началось строительство новых корпусов завода имени Ульянова, и в 1964 году предприятие освободило свои прежние площади.

В 2000-е годы в зданиях Курбатовского завода разместились кондитерское и мебельное производства, склады, ресторан, бильярдная. Были проведены строительные работы, переустроены внутренние помещения.

Сейчас оставшиеся от завода здания отреставрированы.


Современность.

Правила сообщества

Политические пропаганда и агитация, оскорбления и выяснения отношений, не касающиеся тематики сообщества, категорически не приветствуются. Насчет рекламы не знаю, упоминания нижегородских предприятий и организаций, наверное, неизбежны. Просто старайтесь быть объективными.

Уважаемые авторы, обратите внимание, что некоторые читатели очень просят проставлять тег Нижний Новгород! И желательно ставить его первым

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
0
Автор поста оценил этот комментарий

На первой фотографии про 1900е годы не совсем понятно: это острова или сплавные плоты.

История Курбатовского завода очень интересная, чего там только не было. Я, например, застал там в конце 1990х цех по разливу какого-то лимонада :)

А жизнь-то бурлила под Сенной все "стописят лет"

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

На фото с большим разрешением хорошо видно, что это плоты.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

При пересылке в мессенджерах и публикации в соцсетях фотки безбожно пережимаются. Так что невозможно понять

Хотел мемнуть, что "вам, штирлиц, я верю", потом вспомнил, что там наоборот было

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку