Куда уходят Козлы Отпущения?

В повседневной речи мы часто используем фразеологизмы, смысл которых понятен собеседникам, но о происхождении которых мы не задумываемся, например: называем себя или коллегу, при определенных обстоятельствах - "козлом отпущения", или жалуемся на суматоху или суету, определяя это - "вот такая - катавасия" (но только не кОтОвасия!).

Откуда взялись эти обидные Козлы и Коты Васи?

Для понимания происхождения этих выражений и слов, я составил подборку, объединенную изначальным источником. А источник - это Библия (Ветхий и Новый Заветы), ну и религиозная жизнь наших предков.

Думаю, что вам будет интересно узнать об их происхождении.

Итак:
1. Козёл отпущения (иначе назывался «Азазель») - в Ветхом Завете особое животное, которое, после символического возложения на него грехов всего народа, отпускали в пустыню.

В праздник Йом-Киппур в Иерусалимский храм приводили жертвенный скот: овна во всесожжение, тельца и двух козлов (Лев. 16). Первосвященник бросал жребий и по его выбору, первого из козлов закалывали в жертву вместе с тельцом (за грехи священника и народа), их кровью освящали скинию (шатер служивший евреям святилищем), а туши позже выносили и сжигали вне стана; а на второго козла первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа и его уводили в пустыню (Лев. 16:20-22). После чего, жрец и люди, сжигавшие «нечистых» тельца и козла, и уводившие второго козла в пустыню, мылись и мыли свою одежду (Лев. 16:23-28). Из пустыни козёл уже не возвращался! Отсюда - «козёл отпущения».

2. Катавасия  (καταβᾰσία, от греч. «схождение вниз, спуск, сошествие» ) - В определенные моменты богослужения утрени, оба хора (правый и левый) спускаются с клиросов и выходят на средину храма, для исполнения гимна (ирмоса). Из-за чего возникала сумятица, а в просторечии это событие приобрело значение - суматоха, беспорядок.

3. С Кондачка -легкомысленно, несерьёзно; не думая или совсем не понимая дела (делать что-либо, поступить как-либо).

Для сокращения длительных и утомительных служб, по просьбе священника совершающего богослужение, хор или чтец могли делать пропуски некоторых частей богослужебных пений или чтений. А просьба звучала, приблизительно так: "Начинайте прямо с кондачка", т.е. пропускайте какую-либо часть и начинайте сразу с Кондака.

Кондак (греч. κοντάκιον) - жанр церковной византийской гимнографии в форме стихотворной повествовательной проповеди, посвящённой тому или иному церковному празднику.

Из-за нерадивости батюшки к богослужебному уставу, это выражение приобрело такой смысловой оттенок.

4. Внести свою лепту. Лепта - мелкая монета в Древней Греции, денежная единица современной Греции (до 2002 года).

Выражение «внести свою лепту» имеет евангельское происхождение. Когда в иерусалимском Храме, бедная женщина пожертвовала последние две лепты, Христос сказал, что ее жертва выше перед Богом, чем дары богатых, ибо они жертвуют от избытка, а бедная женщина отдала последнее (Мк. 12:42, Лк. 21:2); дословно означает то же, что и «внести свои пять копеек».

5. Краеугольный камень и Во главу угла - главное, значимое, основное. Первый камень, который кладут в основание строения, принимает на себя основную тяжесть и определяет расположение здания; в настоящее время понятие, обозначающее основу, начало, суть чего-либо; широкое распространение получило благодаря Библии, где в основном использовалось как метафора.

В Библии упоминаются и «краеугольный камень», и «камень во главе угла».

* В Новом Завете Иисус Христос, ссылаясь на стих из Псалмов «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117:22) (церк.-слав. Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла.), говорит о Себе, как об отверженном строителями камне, положенном потом во главу угла.

* Апостол Пётр цитирует стих из книги пророка Исайи: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится.» (Ис. 28:16) и заключает «Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1Петр. 2:6-8).

6. Фаворит - человекпользующейся благосклонностью правителя, влиятельного лица, получающее от него различные привилегии и в свою очередь оказывающее на него влияние.

Происхождение этого понятия, отсылает нас к евангельскому событию, когда Иисус Христос выбрал из своих учеников троих - Петра, Иакова и Иоанна, взошел с ними на гору Фавор и в откровении явился им преображённым. В память об этом событии, христиане празднуют праздник Преображения (Мф. 17:2). Удостоившись такой чести, быть выбранными из двенадцати учеников и побывав на горе Фавор, трое избранных учеников Христа, назывались "фаворитами", отсюда понятие перешло в латынь и европейские языки.

7. Лазарет - военное медицинское учреждение, непосредственно входящее в состав воинских частей, предназначенное для оказания медицинской помощи и стационарного лечения больных, и раненных военнослужащих.

В повседневной речи, мы часто используем это слово в ироническом ключе и воспринимается оно, как устаревшее.

Возникновение термина связано с рыцарями ордена Святого Лазаря. Лазаретом первоначально называлось средневековое убежище для страждущих болезнью святого Лазаря, т.е. проказой.

Лазарь из Вифании, Лазарь Четверодневный (Лазарь - Елеазар (евр.) - буквально «Бог (мне) помог») - согласно Евангелию, житель Вифании, брат Марфы и Марии, которого Иисус Христос воскресил через четыре дня после смерти (Мф. 17:1-6, Мк. 9:1-8, Лк. 9:28-36).

8. Скорее всего, каждый из нас слышал от своей бабушки или учителя, странный вопрос: "Ты чего кричишь, как оглашенный?"

Оглашенные или катехумены (греч. κατηχούμενοι; церк.-слав. ωглашєннїи). В христианстве - люди, проходящие катехизацию (оглашение), готовящиеся принять таинство крещения и стать членом Церкви (в церковнославянской филологии прилагательное «оглашенный» означает «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам»).

Институт оглашенных возник в ранней церкви в связи с тем, что принятию таинства крещения предшествовал обязательный период катехизации.

Что кричишь, как оглашенный?! - «оглашенный» употреблено в значении человека, ведущего себя бессмысленно, бестолково, шумно. Когда в прежние времена оглашенных спрашивали в храме, веруют ли они в Христа, они громко, радостно утвердительно кричали.


Спасибо за внимание, буду рад, если эта информация стала для вас полезной!
Пост создан не для оскорбления чьих-либо чувств, а с культурологической и просветительской целью.

При составлении текста, были использованы сайты: https://dic.academic.ru/ и https://ru.wikipedia.org