Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Кто следующий «зайдет» в Крым

С 2022 года ряд банков «большой земли» начали считать крымский полуостров частью РФ. На это ушло без малого 8 лет и неизвестно расширили бы они географию своего присутствия на этот регион, если бы не глобальные изменения. Но даже и здесь некоторые из них проявляют осторожность.

Кто следующий «зайдет» в Крым Экономика, Крым, Бизнес, Политика, Санкции, Длиннопост

Например, ВТБ скорее всего будет присутствовать в регионе формально. Совсем скоро должен завершиться процесс слияния с местным банком РНКБ. Однако вывеску РНКБ менять не будет, а продолжит оставаться самостоятельным банком, так как является узнаваемым брендом на местном рынке. По риторике последних заявлений менеджмента ВТБ можно предположить, что у них пока нет в планах открывать самостоятельные офисы под собственной вывеской в Крыму.

Сбер решил начать покорять регион сперва с помощью банкоматов «на колесах», а теперь уже и стационарных устройств. А когда же откроют офисы и свершится ли это вообще?! Забавно то, что зеленому банку все эти годы ничего не мешало обслуживать крымчан и даже выдавать ипотечные кредиты. Правда, для оформления кредитного договора нужно было явиться в ближайший офис на материке (например, в Темрюке).

Кстати, Сбер был единственным из материковых банков, кто выдавал ипотеку на крымскую недвижимость. Остальные же твердили, что не могут этого сделать, так как нет офисов в регионе. Выходит, что для некоторых это не было препятствием.

Кто же будет следующий? В крымских Telegram-каналах начали «закидывать удочку» и устраивать якобы неофициальные опросы по запросу Москвы. Скорее всего этого фейк, но статистика весьма любопытна.

Кто следующий «зайдет» в Крым Экономика, Крым, Бизнес, Политика, Санкции, Длиннопост

54% респондентов ожидают появления торговых сетей с материковыми (меньшими) ценами. Стоит отметить, что в Крыму есть ряд сетей, которым ничего не мешало работать все эти годы. Например, Ашан и Metro. Но что же принесет полуострову массовый «заход» материковых сетей? Скорее всего, ничего хорошего, во всяком случае для малого бизнеса. Рост конкуренции, установление заниженных цен в целях повышения конкурентоспособности, снижение качества продукции и т.д.

Не стоит обманывать себя тем, что цены будут как на материке — не будут. Никто почему-то не учитывает затраты на логистику. А как мы помним, грузоперевозки по мосту ограничены, и большая часть товаров осуществляется по альтернативному пути через новые территории, а это плюс пару сотен километров, повышенные страховые риски и т.д.

Также с приходом торговых сетей изменится и качество продукции. На рынке начнется засилье иностранных фруктов и овощей, которые не отличаются выдающимися вкусовыми качествами, но подкупают потребителя демократичной ценой.

44% ожидают появления сотовых операторов. Дело хорошее, так как развитие сотовой связи в Крыму идет весьма медленно несмотря на то, что президент РФ поручил до августа 2022 года обеспечить полуостров стабильной мобильной связью. На улице 2023 год и связь стабильностью похвастаться не может. Незримый оператор МТС все еще держит крымских абонентов в роуминге и ограничивает выбор тарифов.

33% ожидают материковых АЗС. На данный момент в Крыму присутствуют две крупные местные сети АЗС - ATAN и TES. Каждая из них имеет своих почитателей и критиков. Единственное, что связывает обе сети — это довольно высокие цены на топливо. На гистограмме ниже можно увидеть разницу в ценах на крымских АЗС и на большой земле.

Кто следующий «зайдет» в Крым Экономика, Крым, Бизнес, Политика, Санкции, Длиннопост

Стоимость топлива в Крыму и по Краснодарскому краю по данным на 6 февраля 2023 года

Сравняются ли цены с материковыми АЗС после их прихода — это большой вопрос, так как в цену также будут включаться и затраты на логистику.

Также крымчане ожидают появления Алиэкспресса (22%), агрегаторов такси (16%), РЖД и Почты России (13%), фастфуда (10%) и прочего.

За эти годы жители полуострова научились жить в условиях ограниченного предложения, а местные игроки рынка «подтянули» качество и спектр своих услуг до оптимального уровня, который позволяет удовлетворить все базовые потребности. Кроме этого, местные компании, которые на полуострове с самого начала имеют некий кредит доверия у местных жителей, чего не скажешь про вновь прибывшие компании. Иначе говоря, с большой долей вероятности крымчане останутся преданными клиентами местных банков или покупателями торговых сетей.