Крампус - древний Санта.

Наверное пост получится нудным, но это мой первый длиннопост, и делаю я его только потому, что на меня ради этого подписались.


Как у Крампусов украли их праздник и отдали толстяку - Санте? Начать расследование придётся издалека.


Традиции празднования нашего современного Нового Года полностью переняты у празднования Рождества в западной культуре. Но традиции этого христианского праздника далеко не христианские. И поверьте мне – оно и к лучшему:


Когда люди только начали отмечать «богоявление» - изначально означавшее рождение Христа, простой народ почему-то не захотел проводить его в молитвах и аскезе. Вот что об этом пишет Цезарий Арльский в шестом веке:

«Эти несчастные люди, среди которых много крещёных , надевают чудовищные маски, смотреть на которые стыдно и грустно. <…>Некоторые из них одеты в шкуры с рогами; другие , надев звериные головы, радуются и ликуют, что они так преобразились, что они больше не кажутся людьми .... Как мерзко. <…> Кроме того, они дарят друг другу дьявольские подарки. А некоторые деревенские жители, кроме того в этот праздник, накрывают столы с большим количеством еды, считая, что благодаря этому их столы будут так же обильны весь год <…>»(узнаёте наше любимое «как встретишь – так и проведёшь»?)


Вся речь немного длинновата и кончается предостережением истинных христиан – не следовать языческим варварским традициям. Слава богам – христиане не послушались.


Но в этот раз мы поговорим только о тех традициях, которые касались рогатых ряженых и подарков. Смекаете к чему я?


Такие нападки на праздник люди чаще всего встречали с недоумением: «Но так празднуют в святом городе Риме…» Рим был святым городом и для христиан, но вот незадача- по странной случайности христианский праздник встал на место самого популярного праздника Рима – сатурналий, а так как своих традиций не имел – люди просто продолжили праздновать сатурналии, называя их рождеством.


Посвящены сатурналии были не только концу года, но и богу Сатурну – отцу рогатого Пана, покровителю плодородия и урожая. Кстати, по этой причине Сатурн часто изображался с косой или серпом, и по одной из теорий - его родство со всепожирающим Кроносом и свита из сатиров (читай - чертей) послужили появлению в христианстве образа смерти с косой.


Но мы отвлеклись.


Эти традиции распространились повсюду, докуда дотянулась Римская Империя – от Испании до Германии, кое-где натыкаясь на похожие обычаи:


По большей части везде и до римлян праздновали день рождения нового солнца – после самой долгой ночи солнцестояния, день начинал расти, и у европейских язычников это не могло не вызывать восторга, сопровождавшегося праздничными ритуалами. Среди таких было и обряжение в шкуры животных. Правда пока эти ряженые имели большую склонность балагурить и впрашиать подарки, чем дарить их. Но всему своё время.


А время шло, семейный аспект праздника приобретал всё большее значение, а христианство приобретало всё больше святых.


Среди ряженых стал более популярен рогатый образ (по крайней мере у германцев и кельтов) Непонятно – оказал ли влияние образ римского сатира, или это местная особенность, но всю Швецию и Норвегию в рождество наполоняли Юлебукки - йольские козлы. От них традицию переняли и Финны, у которых этот козёл был в единственном числе.


И вот он ключевой момент нашей истории- рогатые чудища стали не только пугать непослушных детей розгами, но и дарить маленькие подарки, вроде яблока тем, кто хорошо себя вёл.


А делать добро – как известно удел бога, но никак не рогатых существ . Поэтому сразу несколько святых были подряжены на дарение подарков. Их, возможно было великое множество – у каждой деревни свой, но самыми популярными стали Св. Мартин, Св. Клемент, Св. Лючия и наш счастливчик – Св. Николас.


Но увидь вы этих святых на празднике – вы бы сильно удивились: например достоверно известно, что святую Лючию во многих областях представляли почему-то в образе козы, которая одаривает хороших детей. Святой Николас поступил умнее – он водил козлоголовое чудище с собой на цепях, чтобы то продолжало розгами и улюлюканьем пугать детей. Это чудище получало названия Клаубауф, Клаппербок, Бартель, и конечно же – Крампус. Дети радовались появлению как святого, так и чудища, от которого можно было с криком побегать по дому и пощекотать себе нервы (на наших праздниках эту роль сейчас выполняет Баба Яга). Но что любопытно, кое-где образ дарителя и карателя опять сливался – и Св. Николай приходил чернолицым и рогатым Пельцмёрте, что конечно никак не было связано с христианскими обычаями и являлось просто данью былым традициям.


Финны, кстати не заморачивались и просто оставили Йольского Козла с его именем и должностью, превратив в благовидного для христиан старичка, хотя на некоторых открытках вы можете увидеть эдакого Санту с рожками.


Но мы отвлеклись. Финальным аккордом к восхождению именно Санты, а не Мартина, или (не дай бог) Йольского Козла, было прибытие Голландцев в Америку. На корабле их красовалась статуя покровителя мореплавателей - Святого Никалая (Sinterklaas) –, которую они и водрузили посреди своего нового поселения- будущего Нью Йорка.


Позже благодаря писателям и художникам, а не народным обычаям образ Санты популяризировался, приобретя собственные черты не характерные для Св.Николаса. Кстати закрепила существующий образ рекламная компания кока-колы 1931г. Красный обаятельный толстяк появлялся на изображениях и до неё, но редко и не повсеместно.
Из за мировой популярности праздника сейчас эти черты одинаковы и для нашего Деда Мороза, и для Йоулупукки, но на западе рядом с ним всегда маячила его языческая тень – Крампус.


Маячит она и до сих пор. И может быть Крампус был бы таким же весёлым, как Йольский Козёл финнов, и кричал "ХО-ХО-ХО!" если бы его не отодвинули на второй план...

А быть может – это Крампус всегда был и Никласом и Сантой, и переодевается в них только чтобы шагать в ногу со временем и нравами.


Но мы то с вами знаем, что это во все времена был наш папа, или дед, правда???


Счастливого праздника, что бы вы ни отмечали.

Крампус - древний Санта. Рождество, Новый Год, Йоль, Христианство, Язычество, Крампус, Традиции, Санта-Клаус, Длиннопост