Ковид, вакцинация и математика

Сначала — небольшой каминг-аут: по образованию я математик. Поэтому каждый раз, когда мне пытаются что-то втюхать с упором на эмоции, я поправляю виртуальные очки и интересуюсь: а *сколько конкретно*, простите?


В случае с ковидом и вакцинами «сколько конкретно» имеет вполне очевидную единицу измерения: микроморт. Микромортом называют одну миллионную вероятность двинуть кони. (Вот о нём писали немножко на Пикабу и немножко в Википедии). Любые риски можно измерять в микромортах и тем самым отвечать на вопрос *сколько конкретно*. Например, прыгнуть с парашютом — 7 микромортов.


Много это или мало? Статистически человек среднего возраста без угрожающих жизни хронических заболеваний «набивает» примерно 20-25 микромортов в день. Т.е. ваши шансы не дожить до завтра — где-то один на 40-50 тысяч. Ваши шансы не пережить 2022 год — примерно 1 к 100. С возрастом, понятное дело, эта цифра увеличивается — к 70 годам вы уже будете набивать где-то 200 микромортов в день. (Можете прыгать с парашютом до посинения, +7 микромортов ни на что не повлияют.)


Вернёмся к нашим баранам. Когда мне рассказывают про «жижу» и «шмурдяк» — тут я точно понимаю, что меня пытаются наебать — за неимением цифр в ход идут коннотации и апелляции к эмоциям. Так *насколько конкретно* я рискую, поставив «непроверенную» прививку?


Официальные данные: самая опасная из текущих прививок, J&J, привела к 3 смертям от тромбоза на 8 миллионов доз. Это примерно 0.4 микроморта. Можно перепроверить по АстраЗенеке, по ней статистики больше: EMA ожидает примерно один случай тромбоза на 100 тысяч вакцинированных двумя дозами. В случае J&J на 28 заболевших пришлось 3 летальных исхода; при сохранении такой же пропорции, АстраЗенека должна давать 0.5 микроморта на дозу.


0.5 микроморта — это… выкурить половинку сигареты. Эквивалент бокала вина. В два раза меньше, чем вероятность сломать шею за день интенсивного катания на лыжах.