34

"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2.

Продолжаем обзор архитектурно-этнографического и ландшафтного музея "Костромская слобода"

"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2. Костромская слобода, Музей, Этнография, Краеведение, История, Архитектура, Деревянное зодчество, Длиннопост

не смог удержаться, извините.

хранитель музея.

киса напозировала на отдельную папку в моём каталоге.

А сидит киса на выпуске бревна часовни конца XVII века неизвестного посвящения из деревни Большое Токарево Солигаличского района. Перевезена в 1969 году, реставрирована в 1969-1970 гг. по проекту И.Ш. Шевелева.

"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2. Костромская слобода, Музей, Этнография, Краеведение, История, Архитектура, Деревянное зодчество, Длиннопост

у часовни весьма необычное сужение основного объёма кверху.

на фото горизонт не завален!

"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2. Костромская слобода, Музей, Этнография, Краеведение, История, Архитектура, Деревянное зодчество, Длиннопост

Следующая по старшинству идёт церковь Спаса из села Фоминского Костромского района; 1712 год.

Перевезена в музей в 1968 году, реставрация в 1968-1970 под руководством И.Ш. Шевелева при консультации А.В. Ополовникова.

вид с северо-востока

"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2. Костромская слобода, Музей, Этнография, Краеведение, История, Архитектура, Деревянное зодчество, Длиннопост

Село Фоминскоевпервые упоминается в 1551 году, в XVII веке  принадлежало Спасо-Геннадьеву монастырю, а Спасская церковь поставлена на месте более древней шатровой Димитрия Прилуцкого. В 1844-1847 гг. построили каменную Димитриевскую церковь, а деревянную Спасскую, видимо, упразднили.

Крыльцо ко времени реставрации было утрачено. С одной стороны, его воссоздание было в значительной степени необоснованным, с другой - без него церковь выглядела бы незавершённой. В церкви сохранились тонкой работы замок и пристенные лавки.


Дом Скобелкина из деревни Стрельниково Костромского района, середина XVIII века.

Перевезён в музей в 1985-1986 гг., восстановлен в 1987-1988 по проекту В.С. Шапошникова.


Одна из старейших деревянных гражданских построек не только Костромской области, но и вообще России. После продолжительной реставрации для экспозиции ("Быт старообрядцев") так и не была открыта (2017-й год).

Наличники с завитками - не иначе как реплика барокко. "хочу шоб как в столицах!"

"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2. Костромская слобода, Музей, Этнография, Краеведение, История, Архитектура, Деревянное зодчество, Длиннопост

Объёмы разной длины сзади тем не менее образуют одну плоскость. Ведь можно было и наоборот, но тогда не было бы такой интересной игры объёмов на главном фасаде!


Часовня из деревни Притыкино Шарьинского района, XVIII-XIX вв.

Перевезена в музей и восстановлена под руководством И.Ш. Шевелева в 1969-1970 гг.

В деревне стояла в центре фронтальной застройки, на высоком берегу Ветлуги и служа ориентиром для проходящих по ней судов.

Представляет из себя башню с двумя восьмериками на четверике. Логика развития объёмов подсказывает, что возможно был и третий восьмерик (или задумывался, но не был реализован - ответ, по идее, должна была дать реставрация, но его почему-то нет).

"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2. Костромская слобода, Музей, Этнография, Краеведение, История, Архитектура, Деревянное зодчество, Длиннопост

Церковь Илии Пророка из села Березовец Солигаличского района, датировка чрезвычайно широкая, но большинство исследователей склоняются к XVIII веку.

Перевезена в музей в 1970 г. и реставрирована по проекту В.С. Шапошникова в 1970-1977 гг., при этом были воссозданы паперть и железные кровли конца XIX века.

"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2. Костромская слобода, Музей, Этнография, Краеведение, История, Архитектура, Деревянное зодчество, Длиннопост

Косой верхний восьмерик - "так и было".

В интерьере летнего (верхнего) храма сохранилось "небо" - свод, оклеенный полотнищами с изображениями Страстей Христовых (сер. XIX - н. ХХ в.). Восстановлен четырехъярусный иконостас, датируемый XVIII веком. Интересна деревянная резная сень, убранство которой отличается от убранства иконостаса.


Дом Лоховой из деревни Вашкино Чкаловского района Нижегородской области, XIX век.

В музее оказался по той причине, что до революции эта деревня входила в состав Юрьевецкого уезда Костромской губернии. Перевезён в 1972, реставрирован в 1973-1977 гг. под руководством В.С. Шапошникова.

Дом "на два коня" - под одним коньком - жилые помещения: изба, сени, горница; под вторым, стоящим встык параллельно - хозяйственный двор и баня.

"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2. Костромская слобода, Музей, Этнография, Краеведение, История, Архитектура, Деревянное зодчество, Длиннопост

Дом украшен долблёной непросечной резьбой, а также классицистическими тягами.

"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2. Костромская слобода, Музей, Этнография, Краеведение, История, Архитектура, Деревянное зодчество, Длиннопост

План.

"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2. Костромская слобода, Музей, Этнография, Краеведение, История, Архитектура, Деревянное зодчество, Длиннопост

Усадьба Тарасова из деревни Мухино (Емское) Вохомского района, первая половина XIX века.

Усадьба включает "чёрную" ("курную") избу и амбар (житницу).

В 1965 перевезён дом, в 1969 - житница; в 1970 отреставрирован житница, в 1973-1978 - дом по проекту И.Ш. Шевелева и В.С. Шапошникова.

В интерьере присутствуют росписи.

Дом. общий вид.

"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2. Костромская слобода, Музей, Этнография, Краеведение, История, Архитектура, Деревянное зодчество, Длиннопост

Амбар. общий вид.

"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2. Костромская слобода, Музей, Этнография, Краеведение, История, Архитектура, Деревянное зодчество, Длиннопост

экспозиция посвящена свадебным обрядам.

Убранство крылец.

"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2. Костромская слобода, Музей, Этнография, Краеведение, История, Архитектура, Деревянное зодчество, Длиннопост

Дом Липатова из деревни Кобылино (Журавлево) Макарьевского района, 1857 год, артель Емельяна Степановича Зирина.

Перевезён и реставрирован в 1982-1983 гг. по проекту В.С. Шапошникова.

Дом типа "брус" - когда хозяйственный двор находится сзади избы.

"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2. Костромская слобода, Музей, Этнография, Краеведение, История, Архитектура, Деревянное зодчество, Длиннопост

к сожалению, дом с шикарными резными украшениями безнадёжно зарастает кустами и деревьями, что можно сказать о музее вообще. Что было бы живописно в деревне - совсем неуместно в музее.

"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2. Костромская слобода, Музей, Этнография, Краеведение, История, Архитектура, Деревянное зодчество, Длиннопост

Сеї домъ М.К. Лїпатова

"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2. Костромская слобода, Музей, Этнография, Краеведение, История, Архитектура, Деревянное зодчество, Длиннопост

Дом А.Г. Серова из деревни Мытищи Макарьевского района, 1873 год. Артель Емельяна Степановича Зирина.

Перевезён в музей в 1969-1977 гг. и отреставрирован в 1979-1983 гг. по проекту архитекторов В.С. Шапошникова и Л.П. Матросовой.

Принадлежал крестьянину-лесопромышленнику, сплавлявшему лес по Унже и Волге.

Экспозиция рассказывает о быте крестьян Нижней Унжи.

"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2. Костромская слобода, Музей, Этнография, Краеведение, История, Архитектура, Деревянное зодчество, Длиннопост

Соответственно достатка - и дом зело украшен.

"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2. Костромская слобода, Музей, Этнография, Краеведение, История, Архитектура, Деревянное зодчество, Длиннопост
"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2. Костромская слобода, Музей, Этнография, Краеведение, История, Архитектура, Деревянное зодчество, Длиннопост

извините за искажения, панорама... это боковой фасад!

"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2. Костромская слобода, Музей, Этнография, Краеведение, История, Архитектура, Деревянное зодчество, Длиннопост

Переходим потихонечку к хозяйственным постройкам.


Амбары из деревни Собакино Нерехтского района, конец XIX века.

Принадлежали Н.Н. Николаеву.

Перевезены в 1971 и отреставрированы в 1972-1973 гг. под руководством В.С. Шапошникова.

"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2. Костромская слобода, Музей, Этнография, Краеведение, История, Архитектура, Деревянное зодчество, Длиннопост

Амбары - самое добротное сооружение. Жить со сквозняками ещё можно, а вот если зерно отсыреет и заплесневеет, то до посевной можно и не дотянуть.

Ставились вдали от дома (чтобы в случае пожара не погибли в огне), но на виду.


Ветряные мельницы из деревень Германов Починок, Разливное и Малое Токарево Солигаличского района. XIX - начало ХХ века.

Все стояли на реке Совеге, на открытых местах, на отшибе. Все представляют из себя "столбовки": верхний сруб вращается вокруг осевого столба, поворачиваясь за ветром. У первых двух этот столб фиксируется пирамидально поставленными брёвнами, зафиксированными в верхней части ряжевой конструкцией. Последняя (по донесениям, совсем развалившаяся) стояла на избушке.

"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2. Костромская слобода, Музей, Этнография, Краеведение, История, Архитектура, Деревянное зодчество, Длиннопост

А вот как выглядела последняя сразу после перевозки (нынешний Богословский сектор):

"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2. Костромская слобода, Музей, Этнография, Краеведение, История, Архитектура, Деревянное зодчество, Длиннопост

А вот как выглядели они в Малом Токарево в начале ХХ века:

"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2. Костромская слобода, Музей, Этнография, Краеведение, История, Архитектура, Деревянное зодчество, Длиннопост

А вот как ещё в 1967 году (фото Ильи Гольберга с его Фейсбук-страницы):

"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2. Костромская слобода, Музей, Этнография, Краеведение, История, Архитектура, Деревянное зодчество, Длиннопост

Сейчас перед ними стоит мельница-шатровка XIX века из деревни Спас Нерехтского района, тогда она была на отшибе, но не там, где указана на плане, на горе к северо-западу от входа, а вообще на берегу Волги - обнаружил её случайно, рассматривая фотографии Ипатьева монастыря с теплохода. Мельница эта без лопастей, как заведено в Костромской слободе, а жаль. Также в ней прекрасный замок и совершенный деревянный механизм.

Найдены возможные дубликаты

+1

Мельницы прикольные

раскрыть ветку 6
+1
Там летом вообще красиво. Волга, Костромка в нее впадает, дамба на берегу..... Можно гулять пешком, на велике, на машине, а можно на Москве до Борщино прокатиться за копейки...
раскрыть ветку 5
0
"Москвой" у вас судно на подводных крыльях называют?) Вроде ж "ракета"?
раскрыть ветку 4
+1
Крылья у мельниц раньше были. А вообще внутри в домах очень красиво. Раньше пускали вовнутрь. Фотки свадебные очень красивые выходили внутри, в обстановке старины.
раскрыть ветку 1
0

я не сомневаюсь, что были) просто сейчас, видимо, не лучшие времена у музея. И судя по донесениям с фронтов дело в некомпетентном начальстве. Деньги, как видно, у музея есть, но они тратятся на всякую ерунду, а не на памятники. Вскоре памятники уступят место ширпотребу с бабами-ягами, змеями горынычами, стреляниями из луков и т.п.

0
Иллюстрация к комментарию
Похожие посты
502

Библиотека в Дублине

Библиотека в Дублине Гарри Поттер, Архитектура, Интерьер, Путешествия, Ирландия, Музей, Фотография

Давно хотел сфотографировать это место.

Но оказалось, что съемка непростая.

Почти совсем темно - книги боятся света. И постоянно очень много туристов.

Пришел перед закрытием, но все равно очень много людей.

Пришлось потом убирать их с фото

А это фрагмент

Библиотека в Дублине Гарри Поттер, Архитектура, Интерьер, Путешествия, Ирландия, Музей, Фотография
178

Питерский маньяк охотится на советские вывески

В Петербурге уже 4 года орудует убийца рекламных вывесок. Он жестоко расправляется со всеми вывесками на своём пути. Не щадит даже советское наследие. Каждую жертву он фотографирует и отправляет жалобу на портал "Наш Санкт-Петербург". На его руках кровь уже десятков советских вывесок!

Обнаружить маньяка помогла группа "Вывески Ленинграда". Они выложили список известных уничтоженных вывесок и дали ссылку на аккаунт маньяка. Им оказался аноним Антон П.

Всего на счету Антона 7586 жалоб. Он борется с открытыми люками, разбитыми окнами и другими нарушениями. Ему уже ответили на 396 жалоб по размещению незаконной рекламы.


Некоторые владельцы зданий сдаются сразу.

Питерский маньяк охотится на советские вывески Архитектура, Вывеска, История, Санкт-Петербург, Длиннопост

Например, с депо "Невское" (5-й Рыбацкий пр-т, д.8) вывеску сняли добровольно.

Питерский маньяк охотится на советские вывески Архитектура, Вывеска, История, Санкт-Петербург, Длиннопост
Питерский маньяк охотится на советские вывески Архитектура, Вывеска, История, Санкт-Петербург, Длиннопост

Почта на проспекте Наставников сопротивлялась, но её заставили уничтожить вывеску.

Питерский маньяк охотится на советские вывески Архитектура, Вывеска, История, Санкт-Петербург, Длиннопост
Питерский маньяк охотится на советские вывески Архитектура, Вывеска, История, Санкт-Петербург, Длиннопост
Питерский маньяк охотится на советские вывески Архитектура, Вывеска, История, Санкт-Петербург, Длиннопост

Владелец одного из корпусов завода "Ломо" не сдаётся, поэтому к нему направили полицию.

Питерский маньяк охотится на советские вывески Архитектура, Вывеска, История, Санкт-Петербург, Длиннопост
Питерский маньяк охотится на советские вывески Архитектура, Вывеска, История, Санкт-Петербург, Длиннопост

Дворец спорта "Юбилейный" защищает время. Его построили в 1967 году, до вступления в силу нормативно-правовых актов, предусматривающих возможность демонтажа подобных вывесок.

Питерский маньяк охотится на советские вывески Архитектура, Вывеска, История, Санкт-Петербург, Длиннопост
Питерский маньяк охотится на советские вывески Архитектура, Вывеска, История, Санкт-Петербург, Длиннопост

Антон покушался и на Кировский завод. Благо он признан объектом культурного наследия.

Питерский маньяк охотится на советские вывески Архитектура, Вывеска, История, Санкт-Петербург, Длиннопост
Питерский маньяк охотится на советские вывески Архитектура, Вывеска, История, Санкт-Петербург, Длиннопост

ТЮЗ вовремя получил разрешение и потому вывеску спас.

Питерский маньяк охотится на советские вывески Архитектура, Вывеска, История, Санкт-Петербург, Длиннопост
Питерский маньяк охотится на советские вывески Архитектура, Вывеска, История, Санкт-Петербург, Длиннопост

У Витебского вокзала вывеска – это обязательная часть.

Питерский маньяк охотится на советские вывески Архитектура, Вывеска, История, Санкт-Петербург, Длиннопост
Питерский маньяк охотится на советские вывески Архитектура, Вывеска, История, Санкт-Петербург, Длиннопост

А вот с Домом культуры (улица Шамшева, дом 8, литера А) всё сложно.

Питерский маньяк охотится на советские вывески Архитектура, Вывеска, История, Санкт-Петербург, Длиннопост

Он поступил в эксплуатацию в 1967 году, до вступления в силу нормативно-правовых актов, предусматривающих возможность демонтажа подобных вывесок.

Питерский маньяк охотится на советские вывески Архитектура, Вывеска, История, Санкт-Петербург, Длиннопост

Но Антон, считает, что его обманывают.

Питерский маньяк охотится на советские вывески Архитектура, Вывеска, История, Санкт-Петербург, Длиннопост
Питерский маньяк охотится на советские вывески Архитектура, Вывеска, История, Санкт-Петербург, Длиннопост

Когда кто-то жалуется на уродливые рекламные вывески и другие недостатки города, он делает хорошее дело. Но зачем кидаться на советское наследие? Не представляю, как оно может кому-то помешать. Я тоже выступаю за чистые фасады, но советское наследие надо беречь. Это наш культурный пласт, и будет очень плохо, если его не останется. Мы с фондом "Внимание" спасаем такие вывески и возвращаем им прежний вид. 
Почему важно сохранять советское наследие

Показать полностью 19
1228

Почему Пизанская башня до сих пор не упала

В 1990 году в Пизу по приглашению правительства Италии прибыли ведущие инженеры, чтобы стабилизировать знаменитую Пизанскую башню. На протяжении 800-летней истории башни было сделано немало попыток выпрямить конструкцию, но на этот раз, согласно полученным результатам компьютерного моделирования, ситуация оказалась критической. По прогнозам башня должна была рухнуть, когда угол наклона достигнет 5,44°, а на тот момент угол уже составлял 5,5°! Неизвестно, почему башня до сих пор не упала, но ясно было одно: ситуация чрезвычайная, и задачу, которая ставила в тупик инженеров на протяжении многих веков, на этот раз предстояло решить незамедлительно.


Чтобы понять сложность ситуации, прежде всего сто́ит разобраться, почему башня наклонилась. В XII веке властители процветающей морской державы — Пизанской республики — решили построить на соборной площади выдающийся архитектурный шедевр. Зодчие украсили облик стоящего там храма и существенно расширили его размеры, а на площади возвели массивный баптистерий, завершённый куполом. В 1173 году начались работы по строительству отдельно стоя́щей кампанилы, или колокольни.


Инженеры и архитекторы того времени были настоящими мастерами своего дела. Но при всех своих достижениях в области инженерного искусства их познания в геологии были чрезвычайно скудны. Название Пизы происходит от греческого слова «заболоченное место», что как нельзя точно описывает грунтовый слой местности, представляющий собой сочетание глины, ила и мокрого песка. Инженерным решением древних римлян при строительстве в подобных геологических условиях было возведение массивных каменных колонн, или свай, на устойчивых пластах коренных пород. Однако архитекторы, проектировавшие колокольную башню, посчитали, что для такой относительно невысокой постройки будет достаточно и трёхметрового фундамента. Но увы, не прошло и пяти лет, как южная сторона башни ушла под землю.


При иных обстоятельствах такое смещение основания могло привести к роковым последствиям. Если бы вес конструкции увеличился, в результате давления верхних этажей башня бы просела и от увеличившегося крена в конце концов упала. Однако Пиза погрязла в затяжной войне, и строительство четвёртого яруса приостановилось почти на сто лет. За это время почва уплотнилась, и, когда в 1272 году возобновилось строительство башни, пласт грунта в основании конструкции оказался уже более прочным.


Под руководством архитектора Джованни ди Симоне строители компенсировали небольшой наклон башни, сделав более высокими потолки нескольких последующих ярусов на южной стороне здания. Однако от веса новой кладки конструкция просела ещё глубже. И когда завершились работы по постройке седьмого яруса и колокольни, угол наклона башни составил 1,6°.


На протяжении многих веков инженеры пытались выпрямить крен. Чтобы помочь им лучше изучить проблему, в 1838 году у основания башни прорыли траншею. Однако, убрав опорный песчаный пласт, строители лишь усугубили положение. В 1935 году по решению Итальянской гильдии инженеров в основание башни залили строительный раствор. Но, как оказалось, раствор был залит неравномерно, и башня снова резко просела.


В результате неудачных попыток выпрямить угол наклона и из-за непрекращавшегося проседания основания над памятником нависла угроза обрушения. Не обладая точными знаниями о составе грунта, инженеры не могли рассчитать предельный угол наклона, при котором башня должна была рухнуть, равно как не могли предотвратить её падения.


После Второй мировой войны опытным путём учёным наконец удалось восполнить недостающие знания. В 1970-е годы они смогли рассчитать центр тяжести падающей башни. Вооружившись новыми знаниями и возможностями компьютерных технологий, инженеры рассчитали плотность грунта, траекторию падения башни и точный объём земли, который необходимо было выкопать, чтобы башня устояла.


В 1992 году строители прорыли диагональные туннели и извлекли из-под северной стороны башни 38 кубических метров грунта. Затем при помощи 600 тонн свинцовых брусков на время уравновесили конструкцию и с помощью стальных тросов наконец закрепили основание. И вот по прошествии более шести столетий с момента окончания строительства башни конструкцию удалось выпрямить... и теперь угол наклона башни составляет 4°. Никто не хотел, чтобы башня упала, но никто также не пожелал, чтобы этот архитектурный памятник потерял свою уникальность.


Пизанская башня продолжает возвышаться на 55-56 метров. И она должна ещё простоять минимум лет 300 как памятник красоте несовершенства.


--------


Перевела: Анна Пекот. Отредактировал: Ростислав Голод.

Показать полностью
136

Чукотское гостеприимство

Обычаи гостеприимства были издавна развиты у береговых чукчей. Это не раз отмечали путешественники, купцы или советские геологи, часто злоупотреблявшие этим гостеприимством. Обычай отдавать гостю последнее удивлял их. Тем более что жили чукчи чаще всего скромно, излишков не водилось: всё, добытое на охоте, съедали домочадцы, собаки, гости, заворачивающие на огонёк. Береговые чукчи всегда себя считали смелее и предприимчивее своих оленных (кочевых, но продолжающих охотиться) собратьев. Этнографы подтверждали такое мнение береговых чукчей о себе – ведь образ жизни, который они вели и ведут до сих пор, требует от них много мужества и смекалки.


Но путешественников различных национальностей чрезвычайно удивлял обычай чукчей встречать гостей камнями, которые в них кидали сами хозяева стоянок и их домочадцы .

Чукотское гостеприимство Гостеприимство, Обычаи, Север, Малые народы, Чукотка, История, Этнография, Общество, Длиннопост

Вот как описывает этот весьма странный обычай старший штурман Антон Батаков, участник тайной экспедиции Биллингса – Сарычева (1785– 1794 гг.), в своём «Журнале описания Чукотской земли от губы Святого Лаврентия до Ангарской крепости». Встретившись с незнакомцами, пытавшимися высадиться на берег, береговые чукчи стали громко кричать и «кидать камни в море» навстречу непрошеным гостям. Это встревожило путешественников, однако более никаких агрессивных действий чукчи предпринимать не стали и высадке гостей на берег не препятствовали. Когда те высадились, на берегу появился глава чукотского рода (тойон) по имени Имлерат. Он с несколькими старейшинами развёл два костра. Затем он взял командира экспедиции, капитана Иосифа Иосифовича Биллингса, за руку, провёл его через костёр, после чего снял с себя собственную парку и одел её на англичанина. Капитану пришлось, в свою очередь, снять с себя белую тонкую сорочку и одеть её на чукчу – этот обмен символизировал дружбу и гарантию безопасности. Подобный обряд был проведён с каждым членом экспедиции, после чего через костёр протащили и все вещи гостей.


После столь радушного обмена любезностями чукчи выставили на стол угощение и вдосталь накормили гостей жирной, свежей олениной, а те в ответ подарили хозяевам берега бисер, иглы и табак. Оказалось, что чукотский обычай бросать в гостей камни не выражает неприязни, как поначалу предположили русские путешественники. Наоборот, таким образом чукчи демонстрировали свою готовность оказать гостеприимство русским, прибывшим издалека.

Дело заключалось в языческих представлениях чукчей о мире, который был населён самыми разными божествами и духами. Чукчи олицетворяли всё: даже рассвет, зенит и стороны света были для них живыми существами. А вокруг перемещались злобные духи кэльэт, которые только и ждали, чтобы человек совершил ошибку, и тогда они могли ему навредить, наслав болезни,

Болезни чукчи не терпели, часто предпочитая смерть от руки соплеменника, ведь они верили, что душа их обязательно найдёт дорогу в верхний мир, где всегда тепло и всегда есть пища. Но ещё больше они боялись кэльэт, которые не просто заставляли человека болеть, но и пожирали их души, что чрезвычайно пугало бесстрашных северян. Военные столкновения с русскими, произошедшие в XVII веке, а также эпидемии, которые последовали после первых контактов с чужеземцами, значительно сократили количество чукотских родов. Многие из них снялись с постоянных мест проживания и были вынуждены уйти в более скудные земли. То есть приморские чукчи уже знали, что издалека пришедший гость может принести с собой болезни, а это значит, что рядом с гостями вьются злые кэльэт.


Грозные крики и бросание камней должны были отпугнуть духов от гостей и позволить им спокойно насладиться гостеприимством хозяев, а чукчам – принять гостей, узнать новости и, возможно, пополнить запасы табака, патронов или необходимой утвари.


Ещё один участник экспедиции Д. Мэйн уточнял, что чукчи специально проводили гостей через огонь, окуривая их дымом священного костра, который разжигали с помощью предметов с изображением антропоморфных духов. Таким образом они очищали гостей от болезней и защищали свою жизнь и жизнь своих животных (оленей и собак).


Умерших от болезней сородичей чукчи одевали в белые одежды из шкур и либо сжигали тело, либо оставляли его в тундре.


Со временем гостеприимство морских чукчей не исчезло. Советский этнограф Владимир Германович Тан-Богораз вспоминал, что они были готовы в пургу потратить на обогрев гостя последнее топливо. Также они специально заготавливали корм для собак, чтобы иметь возможность покормить животных, на которых передвигались русские, не имея с этого почти ничего. Однако этнограф писал о том, что у оленных чукчей обычай гостеприимства не был развит, и они часто встречали русских угрозами и недовольством, а иногда и вовсе пытались ограбить гостя.

Источник : https://russian7.ru/post/samye-shokiruyushhie-fakty-chukotsk...

Показать полностью
3146

Военная панорама. Дорога через войну

Крутейшая штука. Сделана поисковиками и художниками.

Все вещи на манекенах и вокруг реальные и их можно трогать.

При входе выдают наушники, которые в каждом зале автоматически включают рассказ главного героя.

Военная панорама. Дорога через войну Великая Отечественная война, История, Музей, Санкт-Петербург, Длиннопост

Основывается на рассказах солдата прошедшего всю войну. Всю и ещё чуть-чуть.

Это его дом в деревне. Жил, трудился учителем.

Военная панорама. Дорога через войну Великая Отечественная война, История, Музей, Санкт-Петербург, Длиннопост
Военная панорама. Дорога через войну Великая Отечественная война, История, Музей, Санкт-Петербург, Длиннопост

И ушел воевать.

Военная панорама. Дорога через войну Великая Отечественная война, История, Музей, Санкт-Петербург, Длиннопост
Военная панорама. Дорога через войну Великая Отечественная война, История, Музей, Санкт-Петербург, Длиннопост
Военная панорама. Дорога через войну Великая Отечественная война, История, Музей, Санкт-Петербург, Длиннопост

Зал за залом тянутся панорамы и рассказы о войне.

Военная панорама. Дорога через войну Великая Отечественная война, История, Музей, Санкт-Петербург, Длиннопост
Военная панорама. Дорога через войну Великая Отечественная война, История, Музей, Санкт-Петербург, Длиннопост
Военная панорама. Дорога через войну Великая Отечественная война, История, Музей, Санкт-Петербург, Длиннопост

Потрясающее оформление

Военная панорама. Дорога через войну Великая Отечественная война, История, Музей, Санкт-Петербург, Длиннопост

Работа на военном заводе после госпиталя.

Военная панорама. Дорога через войну Великая Отечественная война, История, Музей, Санкт-Петербург, Длиннопост
Военная панорама. Дорога через войну Великая Отечественная война, История, Музей, Санкт-Петербург, Длиннопост

Выздоровел и снова на войну, на Берлин.

Сталинград.

Военная панорама. Дорога через войну Великая Отечественная война, История, Музей, Санкт-Петербург, Длиннопост
Военная панорама. Дорога через войну Великая Отечественная война, История, Музей, Санкт-Петербург, Длиннопост
Военная панорама. Дорога через войну Великая Отечественная война, История, Музей, Санкт-Петербург, Длиннопост

Егерь "эдельвейс". Все шмотки с трупа который в расселине на склонах Эльбруса, во льду,  лежал до нашего времени.

Военная панорама. Дорога через войну Великая Отечественная война, История, Музей, Санкт-Петербург, Длиннопост

Днепр

Военная панорама. Дорога через войну Великая Отечественная война, История, Музей, Санкт-Петербург, Длиннопост
Военная панорама. Дорога через войну Великая Отечественная война, История, Музей, Санкт-Петербург, Длиннопост
Военная панорама. Дорога через войну Великая Отечественная война, История, Музей, Санкт-Петербург, Длиннопост

Европа. Берлин

Военная панорама. Дорога через войну Великая Отечественная война, История, Музей, Санкт-Петербург, Длиннопост
Военная панорама. Дорога через войну Великая Отечественная война, История, Музей, Санкт-Петербург, Длиннопост

Крутота.

200 р. билет.

Поторопитесь, земляки. В Питере эта панорама до мая.

Потом поедет в другой какой то город.

Показать полностью 20
35

Как я книгу о деревне писал

Живу я в деревне Пыхтино, которая 7 лет назад попала в состав Москвы. Стоит ли говорить, что угроза исчезновения нашего Пыхтино слишком велика? Наверно стоит... Именно поэтому решил создать книгу о деревне и ее жителях.

Как я книгу о деревне писал Книги, Москва, Деревня, История, Краеведение, Новая Москва, Длиннопост

Работа над книгой заняла год. Сборы фотографий, историй, хождение по старожилам с диктофоном дали свои плоды. Собрал в итоге 250 фотографий, в книгу из которых вошли 120, а также чуть больше десятка историй.

Как я книгу о деревне писал Книги, Москва, Деревня, История, Краеведение, Новая Москва, Длиннопост

Конечно, материала не шибко много, но на небольшую книгу хватило. В итоге получилось издание формата А4 на 80 страницах. Не буду расписывать как пришлось искать деньги на издание, но всё получилось.

Как я книгу о деревне писал Книги, Москва, Деревня, История, Краеведение, Новая Москва, Длиннопост

Сейчас книги доступны в ближайших библиотеках и потихонечку появляются в крупнейших библиотеках России.

Как я книгу о деревне писал Книги, Москва, Деревня, История, Краеведение, Новая Москва, Длиннопост

Хочу сказать одно напутствие, собирайте истории о жизни у своих бабушек и дедушек, мам и пап, разговаривайте с соседями и сохраняйте то, что так легко потерять... Даже если у вас нет денег издать эти воспоминания, опубликуйте их в интернете, они обязательно найдут свое место и время.
А может и здесь есть уроженцы деревни Пыхтино, кто может рассказать свою историю?

Показать полностью 3
49

Архитектура СССР: Сталинская высотка на Красных Воротах

Дом был построен в 1951 году на пустующем участке, принадлежавшем Министерству путей сообщения (когда-то здесь был старинный квартал). Авторами проекта стали архитекторы Алексей Душкин и Борис Мезенцев, а также конструктор Виктор Абрамов. Архитекторы за этот проект получили Сталинские премии.


Центральная часть здания (высотой около 140 метров), спроектированная по принципу ярусности, включает 24 этажа, а боковые – по 11.

Архитектура СССР: Сталинская высотка на Красных Воротах СССР, Архитектура, Советская архитектура, История, Длиннопост, Сталинская высотка

Внешний облик здания несколько раз менялся. Первоначально появилась квадратная в плане венчающая башня без шпиля:

Архитектура СССР: Сталинская высотка на Красных Воротах СССР, Архитектура, Советская архитектура, История, Длиннопост, Сталинская высотка
Архитектура СССР: Сталинская высотка на Красных Воротах СССР, Архитектура, Советская архитектура, История, Длиннопост, Сталинская высотка
Архитектура СССР: Сталинская высотка на Красных Воротах СССР, Архитектура, Советская архитектура, История, Длиннопост, Сталинская высотка
Архитектура СССР: Сталинская высотка на Красных Воротах СССР, Архитектура, Советская архитектура, История, Длиннопост, Сталинская высотка

А после того, как Сталин распорядился увенчать все высотки шпилями, появился и шпиль:

Архитектура СССР: Сталинская высотка на Красных Воротах СССР, Архитектура, Советская архитектура, История, Длиннопост, Сталинская высотка
Архитектура СССР: Сталинская высотка на Красных Воротах СССР, Архитектура, Советская архитектура, История, Длиннопост, Сталинская высотка
Архитектура СССР: Сталинская высотка на Красных Воротах СССР, Архитектура, Советская архитектура, История, Длиннопост, Сталинская высотка

Строили здание на Садовой-Спасской четыре года, а стартовали работы одновременно с началом строительства остальных высоток – в день 800-летия Москвы.Проект дома на Садовой-Спасской, как и проекты других сталинских высоток, был весьма смелым, учитывая то, что необходимого опыта, техники и материалов для такой работы у московских градостроителей в те годы еще не было.


Специально для строительства высоток, возводить которые решили из монолитного железобетона, были построены заводы в подмосковных Люберцах и Кучине, конструкторами был разработан особый тип башенного крана, способный поднимать до 15 тонн. Кроме того, такие краны могли самостоятельно поэтапно подниматься с этажа на этаж по мере возведения здания. Также были разработаны специальные кирпичи и пустотелые керамические камни, для чего в Подмосковье также был специально построен завод.

Архитектура СССР: Сталинская высотка на Красных Воротах СССР, Архитектура, Советская архитектура, История, Длиннопост, Сталинская высотка

Строительство здания. /Фото: pastvu.com


Особые сложности в строительстве доставлял вестибюль станции "Красные ворота", выход из которого располагался в одном из боковых крыльев. Требовалось одновременно строить эскалаторный ход и возводить здание.

Проблема заключалась в том, что в этом месте находились плывуны, которые требовалось замораживать.Однако плывуны при замораживании сильно расширяются, а при оттаивании, соответственно, сжимаются, что могло привести к неравномерной просадке здания. В результате было решено вести строительство правого крыла под наклоном, с заданным заранее контркреном, чтобы в дальнейшем, когда начнется размораживание плывуна, этот крен выпрямился.

Архитектура СССР: Сталинская высотка на Красных Воротах СССР, Архитектура, Советская архитектура, История, Длиннопост, Сталинская высотка

Такой прием не имел прецедентов в мировой практике, так что один из строителей, профессор М. И. Горбунов-Посадов, впоследствии вспоминал: "Насколько благополучно должен был сработать этот проект, было неизвестно, поэтому проектироващики и строители, зная гнев Сталина, трусили ужасно. К счастью, замысел удался, хотя еще долго после окончания строительства в здании появлялись все новые и новые трещины, в том числе и в нашей квартире, но они не были аварийного характера".


Автор: kulturologia

https://kulturologia.ru/blogs/290120/45323/


Автор babs71

https://ru-sovarch.livejournal.com/808122.html

Показать полностью 8
83

Украденное чудо света. Как нацисты похищали Янтарную комнату

Украденное чудо света. Как нацисты похищали Янтарную комнату История, Царское село, Янтарная комната, Архитектура, Туризм, Достопримечательности, Музей, Длиннопост

Янтарная комната в Царском Селе — один из самых известных в мире интерьеров. Многие мечтают ее увидеть и даже называют восьмым чудом света. То, что нынешняя, воссозданная Янтарная комната — копия исторической, только подогревает к ней интерес, и не только потому, что она ни в чем ей не уступает, но и потому, что напоминает о таинственной истории пропажи подлинника


В начале Великой Отечественной войны интерьер, подаренный Петру Великому в XVIII веке, похитили занявшие Царское Село нацисты. Известно, что они разобрали его, упаковали в коробки и вывезли в Кенигсберг, где заново собрали. После этого комната бесследно исчезла.


Охота началась до войны


Янтарную комнату вывезли из Екатерининского дворца меньше чем через месяц после начала оккупации гитлеровцами Пушкина. Такая скорость говорит о том, что к ее вывозу тщательно готовились, и подготовка началась еще до начала войны. В пользу этого вывода говорит не только скорость, с которой совершено похищение.

Украденное чудо света. Как нацисты похищали Янтарную комнату История, Царское село, Янтарная комната, Архитектура, Туризм, Достопримечательности, Музей, Длиннопост

В конце 30-х годов в СССР побывала группа немецких искусствоведов под руководством ведущего эксперта Нильса фон Хольста, руководившего внешними связями берлинских музеев. "Кунсткомиссион", которой он руководил, работала в Москве, Ленинграде и Литве. К началу войны у искусствоведов был готов подготовленный тайно список культурных ценностей из советских музеев для вывоза в Германию.


"Янтарная комната значилась под номером один в списке из 60 предметов, которые немцы собирались вывезти из Пушкина, потом этот список был ими расширен, — рассказала замдиректора по научной работе Государственного музея-заповедника "Царское Село" Ираида Ботт. — И уже 29 сентября 1941 года, через 12 дней после начала оккупации, в Екатерининском дворце появились два "военных искусствоведа", задачей которых был контроль за вывозом. Янтарную комнату демонтировали шесть человек из строительной роты под руководством унтер-офицера, упаковали и вывезли, это произошло к 10 октября 1941 года".

Офицером, который руководил похищением Янтарной комнаты, был Эрнст-Отто фон Сольмс-Лаубах — граф, полковник немецкой армии и доктор искусствоведения.


В марте 1942 года в немецкой прессе появились сообщения о том, что Янтарная комната находится в Кенигсберге, они сопровождались фотографиями интерьера.


"Немцы смогли ее собрать, об этом факте мы знаем по фотографиям из немецкого журнала "Пантеон", опубликованным ранней весной 1942 года. У них было несколько месяцев на реставрацию янтарных панно, были специалисты, и в том числе сам Сольмс был искусствовед с серьезным образованием, даже участвовал в реставрации икон в Пскове. Они смогли прикрепить кусочки янтаря, отходившие от деревянной основы. Позднее, для полноты впечатления, они потребовали прислать из Екатерининского дворца три двери из этого интерьера. Эти фотографии интересны еще одной особенностью: по ним мы узнали, что одна из четырех флорентийских мозаик Янтарной комнаты — "Осязание и обоняние" пропала в процессе транспортировки из Пушкина в Кенигсберг, и нашли ее только в 1990-х годах", — говорит Ботт.

Сейчас она возвращена в музей, это подлинник, и ее можно увидеть в возрожденной Янтарной комнате.


Воссоздали достоверно


Свидетельств того, как вывозили Янтарную комнату, не сохранилось, но момент похищения с большой долей исторической точности решили восстановить авторы трехмерных панорам о войне из объединения "Невский баталист". Сюжет с кражей Янтарной комнаты будет частью новой экспозиции в Музее Победы в Москве.


"Нам хотелось раскрыть образ вывоза ценностей из страны, и образ Янтарной комнаты мы не могли обойти", — рассказал автор трехмерных панорам Дмитрий Поштаренко.
Украденное чудо света. Как нацисты похищали Янтарную комнату История, Царское село, Янтарная комната, Архитектура, Туризм, Достопримечательности, Музей, Длиннопост

В Калининграде объединение "Невский баталист" создало трехмерную панораму "Кенигсберг-45. Последний штурм", на которой показана обстановка на улицах города в апреле 1945 года — баррикады, разрушенные дома, брошенная военная техника, интерьеры старого кафе и среди всего этого ящики, в которые упакованы элементы Янтарной комнаты после демонтажа.


Для создания нового сюжета о Янтарной комнате авторы панорамы подняли исторические материалы и проконсультировались со специалистами Государственного музея-заповедника "Царское Село".


"То, что это будут показывать в реконструкции, — это правильное дело, хотя и будет не совсем точно отражать историческую ситуацию. Но это важно показать, потому что Янтарная комната сразу после войны стала символом потерь культурных ценностей", — считает Ираида Ботт.

Реставраторы Янтарной комнаты поделились с авторами панорамы эскизами, которые готовили для воссоздания янтарных панелей, и показали несколько пробных маленьких образцов.

Украденное чудо света. Как нацисты похищали Янтарную комнату История, Царское село, Янтарная комната, Архитектура, Туризм, Достопримечательности, Музей, Длиннопост

"Панели будем воссоздавать по примерам, которые предоставили в Царскосельской янтарной мастерской. Там осталось несколько гипсовых "черновиков" для реальных панелей. Перед тем как вырезать из янтаря, они делали черновые панели из пластилина, отливали их в гипсе, и они полностью повторяют рисунок оригинальной панели. С этих слитков мы тоже снимали форму, и несколько панелей будут один в один, несколько художники вырезают просто по фотографиям. Конечно, это не янтарь — имитация, но узор, цвета мы стараемся максимально передать, чтобы человек сразу понял, о чем речь, — чтобы был узнаваемый образ Янтарной комнаты", — объяснила специалист по экспозиционно-выставочной деятельности объединения "Невский баталист" Ульяна Мазурова.

Отступить от истории — допустимо


Едва ли не самая сложная часть работы — составить такую композицию, чтобы в одном моменте рассказать историю.


"Там небольшой фрагмент: угол Янтарной комнаты, где стоит офицер — чиновник, который отвечал за вывоз ценностей в Ленинградской области. Мы показываем не только художественную линию, но и историческую, и на примере этого человека можно поднять темы другие. Один из офицеров снимает панель со стены, второй стоит со списком. Над его жестом еще работаю, думаю — хочется интересно сделать. Может быть, чтобы из его рук падал кусок янтаря, может быть, с фотоаппаратом его сделать. Сюжет будем еще дорабатывать", — сказал Поштаренко.

В этой сцене создатели композиции планируют учесть детали, о которых сообщили сотрудники музея-заповедника. На момент, когда немецкие войска заняли Царское Село и получили доступ к Екатерининскому дворцу, Янтарная комната не выглядела как парадный интерьер.


Как рассказала Ираида Ботт, декоративные панели, которые не удалось заблаговременно снять со стен для эвакуации, были прикрыты тканью, ветошью и проклеены марлей, чтобы предотвратить рассыпание.


"Почему наши не стали демонтировать панели? Потому что их попытались снять — и они посыпались, так как свойства клея к этому моменту утратились. Комнату в 1941 году хотели поставить на реставрацию, но война помешала. Кусочки этих мозаик уже осыпались, и если бы их стали в спешке демонтировать, то просто увезли бы в мешке фрагменты этих панелей. Поэтому оставили их, проклеили", — сообщила Ботт.

Ульяна Мазурова рассказала, что в панораме практически не будет видно самого убранства Янтарной комнаты, потому что покажут маскировку стен, но янтарные панели будут в руках у немецких офицеров — в тот момент, когда они их снимают и укладывают в ящики. Насколько точно это повторит события из истории, судить нельзя.

Украденное чудо света. Как нацисты похищали Янтарную комнату История, Царское село, Янтарная комната, Архитектура, Туризм, Достопримечательности, Музей, Длиннопост

"Свидетельства не сохранились. Не было очевидцев, которые оставили бы свой рассказ "Как я участвовал в демонтаже". Мы знаем о том, что сюда прибыли немецкие специалисты-искусствоведы, они были офицерами, их задачей было оценить, отобрать произведения искусства и подготовить их к отправке в Германию", — отметила замдиректора Царского Села.

Если бы она нашлась


В апреле 1945 года комната бесследно исчезла. По поводу ее местонахождения регулярно появляются новые версии, но пока ни одна не подтвердилась.


"Многие верят, и даже мы порой ждем, что от этих интерьеров что-нибудь будет найдено. Мы каждую информацию о якобы обнаружении места, где спрятали Янтарную комнату, обсуждаем. Но уже так не реагируем, как прежде. В то, что она может быть в разных местах, мы тоже верим", — сказала Ботт.

При этом сотрудники музея не исключают, что в случае обнаружения элементы подлинной янтарной комнаты окажутся в плачевном состоянии — с учетом их довоенного состояния и условий хранения, которые, вероятнее всего, далеки от идеальных.


Янтарный интерьер был восстановлен российскими мастерами в Екатерининском дворце к 300-летию Санкт-Петербурга и открылся 31 мая 2003 года. Его заново создавали по сохранившимся историческим изображениям из янтаря, доставленного из Калининграда. На эту работу было затрачено шесть тонн отборного янтаря и почти $8 млн. Работа по воссозданию янтарного кабинета длилась около 25 лет.


"Сегодняшняя Янтарная комната — это научная реконструкция, объединившая усилия специалистов самых разных профессий, которые помогли восстановить и высоту рельефа, и характер материала. И мы нашли утраченный с годами способ окрашивания янтаря. Мы сейчас считаем, что это реконструкция научная и очень близко соответствующая тому, что было", — отметила замдиректора музея-заповедника.

В наши дни Янтарная комната — самый популярный в Царском Селе объект у туристов. Ее посещают до 3,5 млн человек в год.


Источник ТАСС

Показать полностью 4
32

Карл Оскар Эуген  Вольф

В прошлых постах о Выборге я рассказывал о двух зданиях, находящихся на площади старой ратуши, теперь же пришло время рассказать ещё о двух, дополняющих её архитектурный ансамбль.

Поднявшись от Выборгского замка к памятнику Торгильса Кнутссона, мы видим, как справа от здания бывшего музея возвышается так называемый Дом Вольфа (ул. Крепостная, д. 1).

Карл Оскар Эуген  Вольф История, История России, Выборг, Архитектура, Длиннопост

Памятник Торгильсу Кнутссону на площади Старой ратуши

Карл Оскар Эуген  Вольф История, История России, Выборг, Архитектура, Длиннопост

Дом Вольфа (ул. Крепостная, д.1)

Жилой дом в старом городе был построен для предпринимателя Эугена Вольфа. Это было одно из первых каменных зданий, которые, начиная с 1880-х, постепенно изменяли облик бывшего города-крепости. Четырёхэтажное здание было возведено в 1886 году по проекту архитектора Фредерика Теслеффа на более старых подвалах.

Дом предполагался как доходный, и новый владелец здания сразу переехал в него из почти нового особняка на берегу Салаккалахти (ныне наб. 40-летия ВЛКСМ, д. 3) , видимо для поднятия его престижа.

Карл Оскар Эуген  Вольф История, История России, Выборг, Архитектура, Длиннопост

Чертеж фасада дома выполненый Фредериком Теслеффом 1886 г.

Карл Оскар Эуген  Вольф История, История России, Выборг, Архитектура, Длиннопост

Чертеж фасада со стороны двора выполненый Фредериком Теслеффом 1886 г.

Карл Оскар Эуген  Вольф История, История России, Выборг, Архитектура, Длиннопост

В 1889 году со стороны площади была сооружена пристройка к дому по проекту Эрнста Кранка Чертеж 1889 г.

Во время войны дом Вольфа сильно пострадал, но потом был восстановлен. Сейчас здание используется в качестве жилого дома.

Карл Оскар Эуген  Вольф История, История России, Выборг, Архитектура, Длиннопост

Батальон финских солдат на площади перед домом Вольфа 1941 г.

Об архитекторе, построившем этот дом, я расскажу в следующих публикациях, когда мы дойдем до более значимых его работ. Сегодня речь больше пойдет о его владельце. Что можно рассказать о владельце этого дома?

Карл Оскар Эуген Вольф родился 2 ноября 1851 года в городе Вааса, что на западе Финляндии. Он был представителем известного купеческого рода, финским промышленником, основателем лесопромышленной компании Tornator Oy. Также занимался политикой и некоторое время после обретения Финляндией независимости служил дипломатом. Родителями Эужена Вольфа были торговый советник Карл Густав Вольф и его вторая жена Наталья Стремстен. В 1869 году Вольф окончил Хельсинкский университет, получив диплом лингвиста, а затем с 1872 по 1874 год продолжил изучение этой науки в Европе: во Франции, Англии и Германии поочередно. Владел французским, английским и немецким языками. Но будущее своё он всё же связал не с лингвистикой, видимо, семейное дело было превыше всего. В 1875 году он приезжает в Выборг для работы в известной торговой фирме Hackman & Co.

Карл Оскар Эуген  Вольф История, История России, Выборг, Архитектура, Длиннопост

Карл Оскар Эуген Вольф

12 марта 1878 года в Выборге Эуген женится на Адели Юлии Экстрём. Карьера молодого человека идёт быстро в гору, со временем Вольф становится членом городского совета Выборга и членом финансовой палаты. С 1886 по 1899 год он занимает пост вице-консула Великобритании в Выборге и, видимо, питает большую любовь к Англии, что скажется на именах его детей (Kate, Charlie, Nellie, Elsie). Кстати, Вольф был крестным отцом Виктора Харальда Ховинга - будущего владельца ныне печально известного дома в Выборге.

Карл Оскар Эуген  Вольф История, История России, Выборг, Архитектура, Длиннопост

Молодожены Вольф  Эуген и его супруга Адель

В 1888 годах Вольф вместе со своим братом Регуэлем Вольфом и Александром Рамсеем основывает компанию «Tornator Oy». Александр Уолтер Рамсей, один из основателей компании, в 1855 году унаследовал от отца Карла Августа Рамсея металлургическую фабрику «Taalintehdas» («Железный прут» рус.), но в 1870-х годах ему пришлось отказаться от металлургического производства из-за экономических потерь. Затем Рамсей до 1887 года возглавлял фабрику по производству проволоки в Мянтсяля. Крупнейшими акционерами новой компании "Торнатор" как раз и стали Рамси и семья Вольфов. У компании была фабрика по производству проволоки в Лахти, продукция которой экспортировалась в Англию, Россию, Францию и даже Испанию.

В первые годы компания производила только рулоны проволоки, но вскоре расширилась и до бумажной промышленности.

После смерти Рэмси в 1891 году генеральным директором компании «Tornator Oy» стал ее крупнейший акционер Регуэль Вольф.

Карл Оскар Эуген  Вольф История, История России, Выборг, Архитектура, Длиннопост

Парадная дома по Крепостной улице

Карл Оскар Эуген  Вольф История, История России, Выборг, Архитектура, Длиннопост

Парадная дома по Крепостной улице

В 1894 году Торнатор попытался купить мельницы в отдаленных регионах Финляндии и расширить производство, но план провалился. В том же году Евгений Вольф приобрел деревообрабатывающую фабрику в Тайнинокоски на берегу Вуоксы.


Между 1895 и 1898 годами Tornator построил в Тайнинокоски прядильные, целлюлозно-бумажные комбинаты, которые смогли получать энергию от новой Вуоксинской гидроэлектростанции. Там же, несколько позже, были построены и первые кислотные башни в Финляндии, начато производство целлюлозы. Вольф нанял специалистов лесного хозяйства, чтобы заботиться о лесных активах компании. Регуэль и Евгений Вольфы поочередно возглавляли компанию.

В 1894 году по заказу Эугена Вольфа уже знакомый нам по прошлым моим публикациям архитектор Эдуард Диппель строит ещё один доходный дом впритык к постройке Тёслеффа (ул. Южный Вал, д. 4/ул. Сторожевой Башни, д. 2.), приводя облик площади, смотрящей на замок. в знакомый нам, современникам, вид. Новое здание имеет не только замысловатый вид и ганзейские оттенки, выделенные центральным большим щипцом, но причудливую средневековую башенку в полуциркульном эркере, смотрящем лицом на Выборгский залив.

Карл Оскар Эуген  Вольф История, История России, Выборг, Архитектура, Длиннопост

Дом Эдуарда Диппеля  1894 г.

Сегодня, к сожалению, не то, что тяжело разглядеть в здании первозданную красоту, а более того, вообще его выделить среди зданий площади. После войны оно утратило свою кровлю и первозданный вид, сравнялось по уровню с другими постройками рядом, а облупившаяся штукатурка сделала его почти неприметным.

Карл Оскар Эуген  Вольф История, История России, Выборг, Архитектура, Длиннопост
Карл Оскар Эуген  Вольф История, История России, Выборг, Архитектура, Длиннопост

За зданием Гауптвахты можно увидеть кровлю дома построенного Диппелем, 1920-е

Карл Оскар Эуген  Вольф История, История России, Выборг, Архитектура, Длиннопост

3D модель здания созданная на сайте Виртуальный Выборг

Вольф также был одним из основателей Финской пароходной компании (Suomen Steamship Oy) и входил в ее правление с 1883 по 1932 год. С 1890 по 1899 год Эуген был членом совета директоров Северного фондового Банка (Nordic Stock Bank), а с 1893 по 1899 год председателем его совета директоров.


К концу века в Финляндии нарастает недовольство в связи с проводимой Петербургом политикой руссификации княжества, и Вольф становится одним из авторов «Большого адреса», петиции Николаю II в ответ на Февральский манифест 1899 года, установивший право великого князя издавать законы без согласования с представительными органами власти Финляндии. В архиве хранится документ "Сообщение финляндского генерал-губернатора от 16.09.1899 г. об отставке Вольфа от должности английского вице-консула". Из-за своей политической деятельности он был вынужден уехать из Финляндии в первый период гонений 1903-1905 годов. Компанию возглавил Дж. Линдроос, а за ним и зять Эуджена Вольфа Вальдемар Бьёркстен. Опасное время Вольф пережидал в Стокгольме.

Карл Оскар Эуген  Вольф История, История России, Выборг, Архитектура, Длиннопост

Вид на площадь 1939 г. (в правой части можно наблюдать доходные дома Вольфа)

После 1905 года братья Вольф вернулись в Финляндию и Евгений Вольф стал единоличным владельцем компании, а Вальдемар Бьёркстен сохранил за собой должность генерального директора. К тому времени время «Торнатор» расширил своё целлюлозно-бумажное производство в Тайнинокоски и основал новую фабрику по производству бумажных пакетов в Санкт-Петербурге. Также были построены Сульфитный целлюлозный и целлюлозно-бумажный завод в Тайнинокоски. В 1908 году, когда программа расширения была завершена, Евгений Вольф стал сам генеральным директором компании. Крупнейший же пакет акций компании отошёл к норвежским инвесторам, которые привлекли капитал для реализации программы расширения компании. В начале 1910-х годов норвежцы владели 60 процентами компании, но позже Вольфам удалось увеличить свою долю, и вернуть контрольный пакет. В 1912 году оборот компании составлял 6 миллионов финских марок, она производила 9 000 тонн целлюлозы, 12 000 тонн бумаги, а также пиломатериалы и проволоку. Тогда компании принадлежало 45 000 гектаров лесов по всей Финляндии.

Первая мировая война изначально принесла пользу «Торнатору», поскольку он смог увеличить свой экспорт в Россию. Однако февральская революция 1917 года и последующие события усложнили управление компанией, и в октябре 1918 года Евгений Вольф продал 53% акций компании финскому государству. А на посту генерального директора его сменил Алекс Лампен. Завод по производству проволоки в Лахти, разрушенный пожаром в 1917 году, был восстановлен в 1919 году, но фабрика по производству бумажных пакетов в Санкт-Петербурге была навсегда утрачена.


Сегодня Tornator Oyj - одна из крупнейших финских компаний, основным бизнесом которой является производство древесины и продажа прав на лесозаготовки в лесной промышленности. Tornator со штаб-квартирой в Иматре является третьим по величине владельцем лесов в Финляндии. Он владеет и управляет около 620 000 га лесных земель в Финляндии, Эстонии, Румынии.

Карл Оскар Эуген  Вольф История, История России, Выборг, Архитектура, Длиннопост

Эуген Вольф в конце 1920-х

Эуген Вольф решает более плотно заняться политикой. Он участвует в работе финской делегации, которая с 1917 по 1918 год посещала правительства Англии, Франции, Бельгии, Испании и Италии, а также Святой Престол в Ватикане с просьбой о признании независимости Финляндии. В 1919 году он ненадолго стал исполняющим обязанности посла Финляндии в Швеции.

Карл Оскар Эуген  Вольф История, История России, Выборг, Архитектура, Длиннопост

Вид на замок с улицы Южный вал (справа доходные дома Вольфа) 1920-е

В последующем Вольф всё больше участвует в общественной жизни города, уделяет много внимания культурному развитию Выборга, поддерживает художников и музыкантов. Вольф был меценатом, жертвовал много денег благотворительным организациям и учреждениям культуры. Он был инициатором основания Общества друзей искусства Виипури, его первым председателем, вносил деньги на его существование и помогал материально деятелям искусства.

Скончался Эуген Вольф в Выборге 20 мая 1937 года, в возрасте 86-ти лет. Супруга его Адель жила в доме на Крепостной улице, дом 1, вплоть до начала Зимней войны 1939-1940 годов.


Сегодня дом Вольфа по Крепостной улице находится на реставрации и уже летом он предстанет в новом свете для гостей и жителей города, возможно, после этого, он станет представлять больший интерес для прохожих. Сейчас в городе только и знают, что это дом Вольфа, а кто он был и чем занимался - догадываются только немногие интересующиеся. Заслуживает ли он памяти современных его жителей....? Наверное, всё же да, они ходят мимо домов, построенных этим предпринимателем, любуются ими, оставляют в своих альбомах снимки, сделанные на фоне их, а значит, и этим домам надо дать шанс  рассказать о своём первом владельце и о своём прошлом.

Показать полностью 16
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: