Кошка-самурай, которая помогла спасти японскую железную дорогу
Трехцветная кошка Тама, "почетный и вечный начальник" станции на железнодорожной линии Кисигава, не просто заслужила любовь местных жителей и популярность у туристов - приказом губернатора префектуры её посвятили в самураи.
Вся эта история началась в конце 1990-х, когда трехцветка по имени Тама еще котенком жила рядом со станцией Киси и часто играла недалеко от железнодорожных путей, привлекая внимание пассажиров.
Киси - это последняя, 14-я остановка на линии длиной в 14,3 км, соединяющей сельские районы, глубинку, с региональным центром Вакаяма.
Однако к середине 2000-х сочетание малого количества пассажиров и финансовых проблем привели к тому, что сельскую линию собрались закрыть.
В 2006 году на ее 14 станциях уже не было работников.
К счастью, любимая всеми кошка сыграла свою роль.
"В 2006-м, после того как тогдашний владелец линии объявил о ее закрытии, местные жители обратились к нынешнему президенту Wakayama Electric Railway Мицонобу Кодзиме с просьбой восстановить полноценную работу линии Кисигава", - рассказывает Кейко Ямаки, одна из руководителей компании Ryobi, владеющей Wakayama Electric Railway.
Как она объяснила, владелец местного супермаркета, расположенного рядом со станцией Киси, присматривавший за Тамой, решил переехать.
Но перед этим попросил железную дорогу взять шефство над кошкой.
"Наш президент всегда любил собак, но стоило ему увидеть Таму, как дело было сделано, - говорит Ямаки, показывая нам в смартфоне фотографии Кодзимы, на руках у которого нежится "начальник станции".
Он сразу в нее влюбился".
Иначе как объяснить то, что вскоре Кодзима распорядился сшить Таме форменную фуражку, а в январе 2007 года официально назначил кошку начальником станции Киси (всё-таки японцы, скажем так, очень своеобразный народ).
Так Тама стала первым в Японии котоначальником железнодорожной станции.
Но не последним.
К сожалению в 2015 году она умерла, но после своей смерти была зачислена в синтоистский пантеон под именем Тама Даймёдзин как «Почетный небесный покровитель станционных смотрителей».
На ее похороны, церемония которых прошла на станции Киси, пришли тысячи людей.
Они принесли цветы и баночки с консервами тунца.
Вскоре после этого в память о ней прямо на платформе Киси был сооружен маленький храм величиной с телефонную будку.
В 2017 году день рождения Тамы (ей исполнилось бы 18 лет) тематическим рисунком ("гугл дудл") отметил Google.
Спустя четыре года после её смерти твиттер-аккаунт Тамы имел аудиторию в более чем 80 тысяч подписчиков.
Вскоре на её место взяли другую трёхцветную кошечку и назвали Нитама.
Согласно исследованию, проведенному в 2008 году профессором Университета Кансай Кацухиро Миямото, присутствие мурчалистой Тамы на станции привлекло на линию Кисигава на 55 тысяч пассажиров больше, чем планировалось годом ранее (даже не знаю, как это прокомментировать).
За время ее работы начальницей станции (с 2007 по 2015 гг.) вклад Тамы в местную экономику можно оценить в 1,1 млрд йен (около 600 млн рублей по нынешнему курсу).
С помощью усатой и хвостатой помощницы (как отчиталась компания Wakayama Electric Railway) годовое количество пассажиров на линии Кисигава увеличилось (с 2006 г.) почти на 300 000.
Чтобы поддержать культ Тамы, железная дорога в 2010 году попросила известного промышленного дизайнера Эйдзи Митооку полностью сменить внутренний и внешний дизайн поездов линии Кисигава и превратить ее в железную дорогу Тамы.
Так родилась железная дорога Тамаден.
В честь Тамы экстерьер белоснежных вагонов украшен отпечатками лапок Тамы и 101 мультяшным изображением кошечки, на которых Тама предстает в разных позах - потягиваясь, облизывая лапу или готовясь совершить коварный прыжок.
Когда на очередной станции двери открываются, из репродукторов раздается нежное мяуканье - реальное мяуканье Тамы, записанное при ее жизни.
В 2009 году Митоока переделал само здание станции Киси - теперь оно выглядит как голова кошки.
Из крыши выглядывают уши, вход - как рот, а два овальных окна - глаза, каждый вечер загорающиеся желтым огнем.
На станции Идакисо служит 4-летняя Йонтама ("Тама четвертая").
Кошки работают с 10:00 до 16:00.
В качестве зарплаты полагается кошачья еда в неограниченных количествах.
У кошек два выходных в неделю: понедельник и среда - у Йонтамы, среда и четверг - у Нитамы.
А где же Тама номер три?
В настоящее время она трудится в японской транспортной компании Okayama Electric Tramway, а также исполняет обязанности директора музея Окаден.
На протяжении всей истории кошки в Японии рассматривались как священные животные и как символ удачи.
Конечно, возрождение железнодорожной линии Кисигава произошло не только благодаря кошкам.
Дизайнер Эйдзо Митоока создал ещё несколько тематических поездов для привлечения туристов, в том числе клубничный и черносливовый (регион славен этими ягодами), а также детский.
Основа тематических поездов–пригородный поезд серии Wakayama Electric Railway 2270.
Детский (или игрушечный) поезд.
Сливовый дизайн.
Железная дорога
4K постов6.5K подписчиков