Компаунд велосипедных покрышек

Знакомство

Привет, Пикабу! Это мой первый пост, так что не обессудьте, коль что не так.

Зовут меня Игорь. Работаю в велосипедном магазине, который торгует железками для экстремалов. По долгу "службы" пишу обучающие статьи для сотрудников и клиентов. Сам катаюсь на велосипеде 11 лет. Какое-то время даже был на спонсорстве одного бренда, но потом мне прострелили колено после серьезной травмы стал кататься осторожнее

Компаунд велосипедных покрышек Велосипед, Познавательно, Rollallday, Экстрим, Длиннопост

Поэтому обладаю практическими знаниями в некоторых областях. Но на звание эксперта конечно не претендую. Есть куча нороду, разбирающаяся лучше меня. Но, чсх, они редко пишут.

Недавно поймал себя на мысли, что многие мои друзья, катающиеся на велосипеде по парку в выходной, не сидят на профильных ресурсах, но читают пикабу. Поэтому решил закидывать свои обучалки и сюда. Надеюсь, придусь ко двору.


О чем пост-то?

Это копипаста моей обучалки о велосипедных покрышках. А именно — о компаунде. "Это ещё что за хрень?" — спросите вы и уже потянитесь к скроллеру... Но это тот самый не очевидный параметр, неправильный выбор которого может превратить катание в мучение. Что, страшно? Тогда читайте дальше. В конце статьи будут практические рекомендации.



Что такое компаунд?

Компаунд (compound) покрышки — состав резины, из которого сделан протектор. Влияет на накат, сцепление и ресурс покрышки. В зависимости от компонентов компаунда, свойства покрышки могут быть разными. Скажем, липкий слик может катиться по гладкому даже хуже, чем злая, но жесткая резина.


Какие бывают компаунды?

Каждый производитель имеет свое видение правильного состава резины, использует свои формулы и соотношения. На оф.сайтах добросовестных MTB (Mountain Bike — большие велики для бездорожья) брендов эта информация есть. А BMX (Bicycle Motocross — маленькие велики для трюков) бренды зачастую секретничают.

Ниже познакомлю с разновидностями компаунда фирмы Maxxis. Нет, это не дискриминация прочих брендов и на Maxxis я не работаю. Просто с Maxxis знаком лично, да и на трассах и соревнованиях наблюдаю его чаще всего.


Основное отличие компаундов друг от друга — твердость. Измеряется с помощью дюрометра — чем глубже "игла" прибора входит в состав, тем он мягче и наоборот. Исчисляется цифрами с буквой "а" на конце. Больше цифра — тверже компаунд.


На сайтах добротных велосипедных магазинов информация о компаунде указывается в разделе технических характеристик каждого товара. Поэтому не рекомендую брать покрышки на рынках и развалах. Не факт, что тамошние продавцы вообще знакомы с этим термином...


Основные компаунды, которые использует Maxxis:

40a (Slow Reezay) — самый мягкий и липкий компаунд. Кажется, был снят с производства.

42a (Super Tacky) — чуть тверже, но все еще очень липкий и мягкий.

60a (MaxxPro) — универсальный компаунд со средними показателями.

62a (eXCeption) — жесткий накатистый компаунд.

70a — самый жесткий, самый накатистый и живучий компаунд.


У мягких составов (40а и 42а) максимальное сцепление и отвратительный накат. А еще они быстро стираются и трескаются в мороз.

Кататься на таких покрышках по ровной поверхности тяжело, протектор "прилипает" к асфальту и велосипед не едет.

Зато в даунхилле (скоростной спуск по экстремальным трассам), где вас разгоняет уклон, такая резина поможет держаться на траектории, быстро тормозить, резко поворачивать и не соскальзывать на съезжалках (участки с почти вертикальным уклоном).

За счет медленного "отскока" лучше прилипает к неровностям трассы (после наезда на корень покрышка не так быстро отпружинивает).

Стирается быстро. К концу двухнедельной поездки в Сочи я стер новую заднюю покрышку 42а почти в ноль. Передняя пережила несколько поездок.

Использовать такие покрышки стоит исключительно в даунхилле: либо на одну гонку, либо только на переднем колесе.


Компаунд 60a — золотая середина. Его можно использовать в даунхилле и других экстремальных дисциплинах, так как износу он противостоит неплохо, но всё ещё достойно держит. Многие райдеры берут в горы 60a сзади и 42a спереди, ведь на заднее колесо нагрузка больше и стирается задняя покрышка быстрее.

*об отличиях передней и задней покрышек могу рассказать позже, если захотите


Жесткие составы (62а и 70а) — отлично катят и долго служат, но сцепление оставляет желать лучшего. Могут использоваться в кросскантри, дерте... Так, если я снова понаписал незнакомых слов, то не ругайте. 62а и 70а здорово подойдут для прогулочного катания и езды на большие расстояния.

Так лучше?)


Многосоставные компаунды

Протектор покрышки может быть сделан из одного, двух или трех компаундов. Большую часть жизни покрышки нагрузка приходится на центральные шипы протектора: они контактируют с поверхностью когда мы едем по прямой, они отвечают за разгон и торможение. Поэтому в многосоставных покрышках центральную часть протектора делают жестче, а боковую мягче. Это нужно чтобы покрышка лучше катила и дольше служила, но при этом держала в поворотах.

У трех-составных компаундов жесткий слой служит подложкой, чтобы протектор не "заламывало" и накат был лучше. Внешние слои мягче.

*Чем больше компаундов, тем дороже покрышка.


Основные типы многосоставных компаундов Maxxis:

Dual Compound — центр жесткий, бока мягкие. Например, 60а / 51a.

3C Maxx Speed (72a / 60a / 62a). 62а в центре и 60а по бокам. Подложка 72а. Быстрая выносливая покрышка. Подойдет для кросскантри и эндуро по сухим трассам. Ой, опять я со своими терминами. В общем по ровному быстро поедет, но и в поворотах будет держать.

3C Maxx Terra (70a / 42a / 50a). 50а в центре и 42а по бокам. Подложка 70а. Подойдет для эндуро и даунхилла. Покрышка для экстремального катания.

3C Maxx Grip (70a / 40a / 42a). 42а в центре и 40а по бокам. Подложка 70а. Ультимативное сцепление. Подойдет для даунхилла, мокрых и сложных трасс. Быстро изнашивается. 10 раз подумайте, прежде чем брать такую.


Условия хранения

В химии я не силен и расписывать процессы деполимеризации компаунда не буду. Я почитал пару-тройку статей и сделал некие выводы. Вот что разрушает компаунд покрышки с годами:

1. Солнечный свет, УФ и ИК излучение.

2. Высокие температуры.

3. Влажность.

4. Дорожные реагенты.

*Мне не известно, насколько сильно эти факторы влияют на старение покрышки, но если есть возможность их избежать, то почему нет. Сам храню велосипед в квартире.


Практические рекомендации.

Если вы не поняли ни слова из выше написанного, но планируете в ближайшее время покупать себе покрышки, то вот мои советы:

• Хотите недорогой комплект резины для экстремальных горных трасс, чтобы хватило на несколько поездок — ставьте спереди 42а, сзади 60а.

• Хотите универсальные недорогие покрышки для всего понемногу — берите 60а.

• Катаетесь по асфальту и больше никогда не хотите менять покрышки — берите 70а.

• Нужна технологичная горная резина чтобы и ехала и держала — 3С Maxx Terra спереди, 3С Maxx Speed сзади.

• Тоже самое, но с упором на сцепление — 3C Maxx Grip спереди, 3С Maxx Terra сзади.

• Будете ездить по плоскачу — не ставьте 40а и 42а.

• Храните велосипед в сухом прохладном темном месте.


Заключение.

Очень надеюсь, что первый мой блин на этом ресурсе вышел не таким уж и комом. Если у вас есть вопросы, пожелания, критика — пишите в комменты. Постараюсь на все ответить.

Спасибо за внимание!

Лига Велосипедистов

5.8K поста13.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещается добавлять посты следующего содержания:

- с просьбой денег на что либо

- с поиском и предложением работы

- объявления о продаже / покупке

- объявления о съеме / сдачи недвижимости


Только тематическая информация. Юмор, стеб не возбраняется, но и не похваляется.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Статья довольно содержательная, правда с уклоном в конкретного производителя. Для катающихся на "континенталях" и "мишленах" эта инфа не имеет практической ценности, эти резинщики живут в отдельной вселенной со своими "мармеладными дюймами" ширины и "сисечной мягкостью" измерения компаунда. Швальба и Максис где то рядом с логикой.

раскрыть ветку (16)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Увы, чтобы писать (ударение на А, прим. ред.) обо всех производителях, хотелось бы как следует на всех покататься. Но мой опыт на 90% состоит из Максиса, вот о нем и пишу)

раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий

Хм, а вот мои холли ролеры я так понимаю к среднеплотным относятся?

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я конечно не все обо всех знаю, но holy roller изначально разрабатывалась для BMX, после чего перешла в MTB. Так что вряд ли эти покрышки стали бы делать из очень липкого состава. Могу предположить что там 70а в большинстве моделей, то есть довольно жесткая резина.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
60а холироллер. Рололдей уже и на пикабу
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за уточнение. На оф. сайте я компаунд не нашел, а в левомире увидел только 70а.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Давно ещё брали в соколях 60а холироллер. Я уж думал их выпускать перестали.
Автор поста оценил этот комментарий

Я ни в чем не упрекаю, просто дополнил посыл мыслью, что некоторые производители чуть-чуть привирают о "размере и твердости". Французы ведь самые страстные и частые, если верить соцопросам.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да, за дополнение спасибо!)


Тем не менее производители MTB резины по большей части стараются публиковать как можно больше характеристик. А вот BMX чуваки ничего не указывают кроме ширины и давления. В лучше случае пишут, чья промодель, да и всё. Поди их разбери)))

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Опыт и алкоголизм завсегда победят молодость и энтузиазм. Поэтому нужно пробовать. Если катаешь много, то проблема только в финансах.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Так и есть)

1
Автор поста оценил этот комментарий

швальба по логике далека от максиса, потому что нигде, ни в одном каталоге, вы не найдете информации о твердости их резины

будет много общих слов, рекламного словоблудия и маркетинговых tm

но человеческой шкалы Шора или какого-то аналога - не пишут

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Пока не пощупаю, никому не доверяю. Тут как с пушапами.

Пробуешь, испытываешь, находишь то свое. Все катают по разному, весят по разному.

Я вот не могу сказать корешу, я катаю в такой снег при 30PSI сзади и 20 на передке, делай как я.

Потому что: во-первых: у меня подвес, у него кантрийник жесткий; у него летняя 2,35 обе, у меня шипы 2,1 сзади, 2,35 спереди; я 167/70 он 185/82-85. Да до хрена всего.

Автор поста оценил этот комментарий

катал швальбу, правда городскую. Знаешь, режется на раз-два. Плюс замок так себе, обе резины при накачке до 4 атмосфер рвались и выпускали покрышку с резким "БАХ" прямо тебе в уши. Ходи потом слушай звон.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

А что за модель? У швальбы линейка от "бомжа" до "президента". Надо больше конкретики.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

schwalbe fat frank 26x2,35

Поначалу красивый, но потом маркий, легко прокалывается и самоуничтожается в конце.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Асфальтовый тяжеловес, толстокожий как бегемот, но видимо без всякого намека на антипрокольный слой. Скорее всего "липкий" слик даже не под асфальт а под рампу и гранит с базальтом. Про компаунд действительно ни хрена ни где ни слова.

С асфальтовой резиной совсем не знаком, самая мелкозернистая из испробованных kenda small block eight, катал неделю, больше не вытерпел.

Чисто прогулочная резина, не держит даже на грязном асфальте.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку