Компаунд велосипедных покрышек
Знакомство
Привет, Пикабу! Это мой первый пост, так что не обессудьте, коль что не так.
Зовут меня Игорь. Работаю в велосипедном магазине, который торгует железками для экстремалов. По долгу "службы" пишу обучающие статьи для сотрудников и клиентов. Сам катаюсь на велосипеде 11 лет. Какое-то время даже был на спонсорстве одного бренда, но потом мне прострелили колено после серьезной травмы стал кататься осторожнее
Поэтому обладаю практическими знаниями в некоторых областях. Но на звание эксперта конечно не претендую. Есть куча нороду, разбирающаяся лучше меня. Но, чсх, они редко пишут.
Недавно поймал себя на мысли, что многие мои друзья, катающиеся на велосипеде по парку в выходной, не сидят на профильных ресурсах, но читают пикабу. Поэтому решил закидывать свои обучалки и сюда. Надеюсь, придусь ко двору.
О чем пост-то?
Это копипаста моей обучалки о велосипедных покрышках. А именно — о компаунде. "Это ещё что за хрень?" — спросите вы и уже потянитесь к скроллеру... Но это тот самый не очевидный параметр, неправильный выбор которого может превратить катание в мучение. Что, страшно? Тогда читайте дальше. В конце статьи будут практические рекомендации.
Что такое компаунд?
Компаунд (compound) покрышки — состав резины, из которого сделан протектор. Влияет на накат, сцепление и ресурс покрышки. В зависимости от компонентов компаунда, свойства покрышки могут быть разными. Скажем, липкий слик может катиться по гладкому даже хуже, чем злая, но жесткая резина.
Какие бывают компаунды?
Каждый производитель имеет свое видение правильного состава резины, использует свои формулы и соотношения. На оф.сайтах добросовестных MTB (Mountain Bike — большие велики для бездорожья) брендов эта информация есть. А BMX (Bicycle Motocross — маленькие велики для трюков) бренды зачастую секретничают.
Ниже познакомлю с разновидностями компаунда фирмы Maxxis. Нет, это не дискриминация прочих брендов и на Maxxis я не работаю. Просто с Maxxis знаком лично, да и на трассах и соревнованиях наблюдаю его чаще всего.
Основное отличие компаундов друг от друга — твердость. Измеряется с помощью дюрометра — чем глубже "игла" прибора входит в состав, тем он мягче и наоборот. Исчисляется цифрами с буквой "а" на конце. Больше цифра — тверже компаунд.
На сайтах добротных велосипедных магазинов информация о компаунде указывается в разделе технических характеристик каждого товара. Поэтому не рекомендую брать покрышки на рынках и развалах. Не факт, что тамошние продавцы вообще знакомы с этим термином...
Основные компаунды, которые использует Maxxis:
40a (Slow Reezay) — самый мягкий и липкий компаунд. Кажется, был снят с производства.
42a (Super Tacky) — чуть тверже, но все еще очень липкий и мягкий.
60a (MaxxPro) — универсальный компаунд со средними показателями.
62a (eXCeption) — жесткий накатистый компаунд.
70a — самый жесткий, самый накатистый и живучий компаунд.
У мягких составов (40а и 42а) максимальное сцепление и отвратительный накат. А еще они быстро стираются и трескаются в мороз.
Кататься на таких покрышках по ровной поверхности тяжело, протектор "прилипает" к асфальту и велосипед не едет.
Зато в даунхилле (скоростной спуск по экстремальным трассам), где вас разгоняет уклон, такая резина поможет держаться на траектории, быстро тормозить, резко поворачивать и не соскальзывать на съезжалках (участки с почти вертикальным уклоном).
За счет медленного "отскока" лучше прилипает к неровностям трассы (после наезда на корень покрышка не так быстро отпружинивает).
Стирается быстро. К концу двухнедельной поездки в Сочи я стер новую заднюю покрышку 42а почти в ноль. Передняя пережила несколько поездок.
Использовать такие покрышки стоит исключительно в даунхилле: либо на одну гонку, либо только на переднем колесе.
Компаунд 60a — золотая середина. Его можно использовать в даунхилле и других экстремальных дисциплинах, так как износу он противостоит неплохо, но всё ещё достойно держит. Многие райдеры берут в горы 60a сзади и 42a спереди, ведь на заднее колесо нагрузка больше и стирается задняя покрышка быстрее.
*об отличиях передней и задней покрышек могу рассказать позже, если захотите
Жесткие составы (62а и 70а) — отлично катят и долго служат, но сцепление оставляет желать лучшего. Могут использоваться в кросскантри, дерте... Так, если я снова понаписал незнакомых слов, то не ругайте. 62а и 70а здорово подойдут для прогулочного катания и езды на большие расстояния.
Так лучше?)
Многосоставные компаунды
Протектор покрышки может быть сделан из одного, двух или трех компаундов. Большую часть жизни покрышки нагрузка приходится на центральные шипы протектора: они контактируют с поверхностью когда мы едем по прямой, они отвечают за разгон и торможение. Поэтому в многосоставных покрышках центральную часть протектора делают жестче, а боковую мягче. Это нужно чтобы покрышка лучше катила и дольше служила, но при этом держала в поворотах.
У трех-составных компаундов жесткий слой служит подложкой, чтобы протектор не "заламывало" и накат был лучше. Внешние слои мягче.
*Чем больше компаундов, тем дороже покрышка.
Основные типы многосоставных компаундов Maxxis:
Dual Compound — центр жесткий, бока мягкие. Например, 60а / 51a.
3C Maxx Speed (72a / 60a / 62a). 62а в центре и 60а по бокам. Подложка 72а. Быстрая выносливая покрышка. Подойдет для кросскантри и эндуро по сухим трассам. Ой, опять я со своими терминами. В общем по ровному быстро поедет, но и в поворотах будет держать.
3C Maxx Terra (70a / 42a / 50a). 50а в центре и 42а по бокам. Подложка 70а. Подойдет для эндуро и даунхилла. Покрышка для экстремального катания.
3C Maxx Grip (70a / 40a / 42a). 42а в центре и 40а по бокам. Подложка 70а. Ультимативное сцепление. Подойдет для даунхилла, мокрых и сложных трасс. Быстро изнашивается. 10 раз подумайте, прежде чем брать такую.
Условия хранения
В химии я не силен и расписывать процессы деполимеризации компаунда не буду. Я почитал пару-тройку статей и сделал некие выводы. Вот что разрушает компаунд покрышки с годами:
1. Солнечный свет, УФ и ИК излучение.
2. Высокие температуры.
3. Влажность.
4. Дорожные реагенты.
*Мне не известно, насколько сильно эти факторы влияют на старение покрышки, но если есть возможность их избежать, то почему нет. Сам храню велосипед в квартире.
Практические рекомендации.
Если вы не поняли ни слова из выше написанного, но планируете в ближайшее время покупать себе покрышки, то вот мои советы:
• Хотите недорогой комплект резины для экстремальных горных трасс, чтобы хватило на несколько поездок — ставьте спереди 42а, сзади 60а.
• Хотите универсальные недорогие покрышки для всего понемногу — берите 60а.
• Катаетесь по асфальту и больше никогда не хотите менять покрышки — берите 70а.
• Нужна технологичная горная резина чтобы и ехала и держала — 3С Maxx Terra спереди, 3С Maxx Speed сзади.
• Тоже самое, но с упором на сцепление — 3C Maxx Grip спереди, 3С Maxx Terra сзади.
• Будете ездить по плоскачу — не ставьте 40а и 42а.
• Храните велосипед в сухом прохладном темном месте.
Заключение.
Очень надеюсь, что первый мой блин на этом ресурсе вышел не таким уж и комом. Если у вас есть вопросы, пожелания, критика — пишите в комменты. Постараюсь на все ответить.
Спасибо за внимание!
Это за что же? Самому теперь интересно)))
Не томи, расскажи как было дело:)
Вот думал соберу себе велосипед, буду сальтухи крутить, грязь месить... Собрал 60 тр потратил и катался только по городу (
Все так делают)
сам купил круизер, чтоб катать с удовольствием. В итоге как идиот прыгаю по поребрикам, поменял планетарку для разгона на светофоре и максималки педалями 50км\ч. В итоге бедная рама еле выдерживает мое скотское отношение. Родной руль почти сразу погнулся.
За 60к ты в принципе на нормальный стритовый вел насобирал, для мтб и даунхила от 100к.
Если ты конечно не ждешь по 2 сезона чтобы купить со скидосом старую коллекцию)
Так тож хт, а не подвес. Недофрирайд
Про шоссейную резину ни слова. А ведь там компаунд, наверное, даже поважнее будет, так как в отсутствие протектора именно он почти целиком определяет сцепление с дорогой в разных условиях.
Вы на 100% правы. Но увы, у меня нет большого опыта в шоссе. Если появится - с удовольствием буду писать и на эту тему.
Мне покрышки veerubber для шоссе понравились. Довольно жёсткие и очень накатистые. Но у них совсем отсутствуют водоотводящие канавки. И вообще за мокрое плохо держатся, так что круто поворачивать во время дождя не советую. Континеталь делают более универсальную резину, но у этих накат всё равно лучше.
Эти канавки не водоотводящие, а декоративные. Гидропланирование на велосипедах недостижимо, так что никакой реально функции у них нет, это сами производители подтверждают. Сцепление в дожь зависит только от ширины, покрышки, давления в ней, и компаунда, других переменных тут нет. Continental GP4000SII по тестам и отзывам одни из самых накатистых среди резины, на которой можно ездить за пределами TT трассы, так что не знаю о чём вы говорите. Другое дело, что у них боковая стенка рвётся от косого взгляда, так что я для себя остановился на Continental Gran Prix. От 4000SII они отличаются только укреплённой стенкой, что чутка снижает накат, но сильно повышает надёжность. В дождь держат прекрасно за счёт компаунда Black Chili.
На будущее, очень полезный сайтец: https://www.bicyclerollingresistance.com/
Вас понял. Значит дела не в канавках, а просто резина скользкая. А про гидропланирование я вообще не заикался. И вот тогда ещё вопрос. Зачем на компаунде делают мелкие насечки и протекторы? Ведь резина шоссейная. И тут эти канавки явно не декоративные.
За статью спасибо.
Ох лол, 35 км/ч и гидропланирование на велосипеде. Офигительные истории, жгите исчо!
@Makaronman а для поклонения богу Стрицеферу какую резину натягивать?:D
Очень обидно, что один маскис упомянут. Сам катаю с 2006ого года. Разную резину пробовал. Любимой связкой была Kenda Blue Groove 2.5 Stick-E front / Kenda Nevegal 2.35 DTC rear. Потом, когда сняли с производства, перешел на максис дхф/дхр/хайроллер. Сейчас Schwalbe Magic Mary 2.6 или 2.35 Addix Soft front / Schwalbe Nobby Nic 2.35 Addix Speedgrip rear.
За Стритцефера не скажу. Поклонялся ему пол сезона и, ушатав систему, понял, что плоскачи - не моё)))
А какая связка вам больше понравилась? В горах мое любимое — двухслойные Maxxis Minion DHF. Спереди 2.5" 42а, сзади 2.4" 60а. Нравится, как продольные шипы Миньонов на траектории держат. Пробовал поперечные на DHR II и High Roller'ах, но походу это резина для крутых, ибо меня носило)))
хайроллер/дхр на перед ставил по одному разу: вывих запястья на хайроллере и трещина лучевой кости на дхр :D
Максис использовал дхф 2.5 42а спереди / дхр или хайроллер 3с 2.35 сзади. Плотный монокомпаунд сзади вообще не понравился в горах, а мягкий монокомпаунд слишком быстро умирает.
Kenda Blue Groove 2.5 Stick-E front / Kenda Nevegal 2.35 DTC rear - самая любимая композиция была. Но Blue Groove не выпускают уже лет несколько.
В этом сезоне хочу попробовать Kenda Hellkat 2.4 RSR front / Kenda Nevegal 2.4 DTC rear.
А так - швальбы хватает за глаза и за уши.
У Вас хорошо получилось, может сделаете пост о шоссе? Станете первым в истории портала, написавшем о шоссейных покрышках. Выбор покрышки довольно ответственный шаг, особенно в поворотах на влажном асфальте.
Спасибо!)
Для начала мне бы покатать шоссе пару-тройку лет обстоятельно. Впрочем, в виду ситуации с убитыми суставами, возможно к этому и приду)
Я бы с радостью, но не так много их опробовал, чтобы писать. Мне по душе рассказывать о том, что проверил на личном опыте, как с компаундами, например. Но, если сложится и обкатаю побольше резины, авось напишу)
поднимем бокалы во имя святого максиса!
Давай про тормоза. Гидравлика/механика, обоюдная/дисковая/ногой в колесо)))
Можешь ко мне в профиль зайти, я про тормозяки писал тут уже довольно большой пост)
Но Игоря послушать тоже хочется, опыта у него поболее будет)
Возможно и до них доберусь, но тут про отличия передней и задней покрышек просили. Следующий текст будет об этом)
Интересная информация!Про покрышки перед и зад ,хотел бы узнать нового.И ответь , покрышку есть смысл натирать: чернителем резины Grass и бюджетный вариант глицерин с водой.Говорят покрышки типа дольше ходят!Так ли это,правда?!С одной стороны эстетически приятно смотреть,как новая.
Рад, что вам понравилось! В следующий раз напишу об отличиях передней и задней покрышек. На счет чернения мне нечего сказать, ибо не практиковал)))
@Makaronman, отличный пост! Пиши еще! Очень интересно. Сам на максисах пока не катал, в основном на швальбах. Весной буду максисы закупать, инфа пригодится очень.
PS: подписался и жду новых постов :)))
Вот ведь спец) при катании по горам сзади ставят жёсткие для наката, а мягкие спереди, т.к. тормозишь в основном передним колесом
rollallday 💪
Под пивко на смотре поф на компаунд)
Спору нет)))
Давно там не был. Осталось что-то из попрыгать или снесли всё? Как у Ельцина дела?)))
На момент 31 декабря был ток гд. Несколько энтузиастов собирались накатать пару трейлов поодаль малость, но не думаю, что с такой погодой делалось что то.
Тру пацаны на хуквормах катают
о, раз длиннопост от Игоряна на пикабу, надо ставить лайк)
О, Игорь! Подпишусь ка на тебя и тут! Есть несколько вопросов про рулевые и вилки. Можно ли с тобой очень коротко проконсультироваться?
Привет! Спасибо! Что знаю - подскажу. А если не знаю - промолчу, ибо ложь недопустима)
Спасибо, я тебе в ВК напишу. Если доберешься до моего сообщения, буду очень благодарен!
Там в личке такой мрак и куча непрочитанных, что если вдруг не отвечу оперативно, стучись до победного пожалуйста. Надо бы разобраться там, да время не всегда есть)))
Извини за офф топ.
Вот хотел бы у тебя попросить совета. Хочу взять новую вилку, но все хорошие современные вилки с коническим стаканом, а рама у меня под прямой. Есть переходники для такого случая (вроде таких: https://www.bike-components.de/de/Cane-Creek/40er-EC44-40-St... ), но как то в своем видео ты обмолвился, что есть определенные формы стаканов, в которые они не встанут. Прикрепляю фото своего. Возможно определить, или все таки нужно выпресовывать рулевую и смотреть изнутри?
Как мы выяснили в личке в ВК, изнутри рулевой стакан цилиндрический и не сужается в центре. Поэтому конусный шток скорее всего встанет.
Все верно, спасибо еще раз! Как все сделаю, отпишу. Может даже пост создам, вдруг кому интересно.
Тогда я и тут продублирую. Заранее извини за офф топ. Спасибо.
Опа, а фото на дзержинском карьере у меня в городе сделано.
Это было славное место для катания. Помнится, в тот день мы катались с Максимом Литвиненко (он первый в России попытался посадить даблбэк на подвесе и, кажется, первый в мире посадил фронт на ДХ байке) и Артемом Зарицким (фрирайдер из Перми). Мы тогда договорились так: если Тёма приземляет флип с этого степдауна, то я тоже должен сделать попытку. А мне было страшно и я не хотел.
И вот забирается Тёма на разгонку... едет... делает флип...
И я понимаю, что мне тоже придется это повторить. Было так страшно, что аж зубы стучали. Но со второй попытки получилось)))
Теперь там нет этой полки. Срыли всё.
Макс делает бекфлип на всем чем только можно.))
Спасибо за статью. Доходчиво.
Рад что понравилось)
У меня почти на всех велосипедах тоже Максис стоял. Но мне еще continental x-king понравился для трейлов и всего, что есть в городской черте. Оля Ромзайкина тоже от x-king в восторге для слаломных гонок)))
Xking хорош в связке с moutainking II для активного трейлового катания, ребята с парой хкингов все-таки соскальзывают на боковом уклоне, откал на такой связке в Горках. Если сможешь подсказать аналогичную связку от максисса, то было бы круто, так как в их классификации после контиков сложно разобраться.
Кинг-кроссы - одни из самых паршивых покрышек из всех, что у меня были. Не держат вообще ни на чем, даже с блэк чили и шириной 2.4. По накату и износоустойчивости - хуже максис кроссмарков, которые и держат намного лучше.
Для трейлов и города - айконы/смарт сэмы, для осенне-весенней Москвы - нобби ник сзади, магическая маша спереди.
Я сейчас на 2.2 блекчили икс Кинг 27.5, офигенная покрышка для трейлов и олл-москоу
Контик говорят только с блэкчили хорош
И чем же, интересно, швабра то не угодила?)
Возможно, как раз был слишком жёсткий компаунд. У меня Hans Dumpf TrailStar/ Rock Razor PaceStar, лучше мне пока не попадалось.
Статья довольно содержательная, правда с уклоном в конкретного производителя. Для катающихся на "континенталях" и "мишленах" эта инфа не имеет практической ценности, эти резинщики живут в отдельной вселенной со своими "мармеладными дюймами" ширины и "сисечной мягкостью" измерения компаунда. Швальба и Максис где то рядом с логикой.
Увы, чтобы писать (ударение на А, прим. ред.) обо всех производителях, хотелось бы как следует на всех покататься. Но мой опыт на 90% состоит из Максиса, вот о нем и пишу)
Хм, а вот мои холли ролеры я так понимаю к среднеплотным относятся?
Я конечно не все обо всех знаю, но holy roller изначально разрабатывалась для BMX, после чего перешла в MTB. Так что вряд ли эти покрышки стали бы делать из очень липкого состава. Могу предположить что там 70а в большинстве моделей, то есть довольно жесткая резина.
Спасибо за уточнение. На оф. сайте я компаунд не нашел, а в левомире увидел только 70а.
Я ни в чем не упрекаю, просто дополнил посыл мыслью, что некоторые производители чуть-чуть привирают о "размере и твердости". Французы ведь самые страстные и частые, если верить соцопросам.
Да, за дополнение спасибо!)
Тем не менее производители MTB резины по большей части стараются публиковать как можно больше характеристик. А вот BMX чуваки ничего не указывают кроме ширины и давления. В лучше случае пишут, чья промодель, да и всё. Поди их разбери)))
Опыт и алкоголизм завсегда победят молодость и энтузиазм. Поэтому нужно пробовать. Если катаешь много, то проблема только в финансах.
Так и есть)
швальба по логике далека от максиса, потому что нигде, ни в одном каталоге, вы не найдете информации о твердости их резины
будет много общих слов, рекламного словоблудия и маркетинговых tm
но человеческой шкалы Шора или какого-то аналога - не пишут
Пока не пощупаю, никому не доверяю. Тут как с пушапами.
Пробуешь, испытываешь, находишь то свое. Все катают по разному, весят по разному.
Я вот не могу сказать корешу, я катаю в такой снег при 30PSI сзади и 20 на передке, делай как я.
Потому что: во-первых: у меня подвес, у него кантрийник жесткий; у него летняя 2,35 обе, у меня шипы 2,1 сзади, 2,35 спереди; я 167/70 он 185/82-85. Да до хрена всего.
катал швальбу, правда городскую. Знаешь, режется на раз-два. Плюс замок так себе, обе резины при накачке до 4 атмосфер рвались и выпускали покрышку с резким "БАХ" прямо тебе в уши. Ходи потом слушай звон.
А что за модель? У швальбы линейка от "бомжа" до "президента". Надо больше конкретики.
schwalbe fat frank 26x2,35
Поначалу красивый, но потом маркий, легко прокалывается и самоуничтожается в конце.
Асфальтовый тяжеловес, толстокожий как бегемот, но видимо без всякого намека на антипрокольный слой. Скорее всего "липкий" слик даже не под асфальт а под рампу и гранит с базальтом. Про компаунд действительно ни хрена ни где ни слова.
С асфальтовой резиной совсем не знаком, самая мелкозернистая из испробованных kenda small block eight, катал неделю, больше не вытерпел.
Чисто прогулочная резина, не держит даже на грязном асфальте.
Где-то я это уже читал
И при чем здесь корд и бортировочный шнур?
На счет корда и бортировочного троса - вы правы. Я думал сперва написать об этих параметрах, но решил что про компаунд полезнее. А название поменять забыл. Теперь поправил, спасибо!
Да, в группе того самого магазина и еще в одной группе. Я ведь указал в посте, что это копипаста моих обучалок. Тем не менее считаю, что лишней она не будет, так как есть новички, не сидящие на профильных ресурсах, но сидящие на пикабу. Неужели постить здесь для них так уж плохо?
Что такое скроллер? Колесо мыши, что-ли?
Да, я о нём)
Идите нахрен, сейчас реклама везде будет про велопокрышки и прочее вело.
А статья нормальная, для общего ознакомления даже хорошая.
На счет рекламы не совсем понял. Я не планиую публиковать сюда какую-либо рекламу. Только обучалки. Или вы про контекстную рекламу, которая вылезает по бокам?
Он определенно про контекстную рекламу) недавно пост про кремацию читал, теперь уже дня три одна реклама крематориев...
В голос!)
Да, я кажется понимаю, о чем речь. Как-то искал картинку с морским контейнером для баннера и после этого несколько дней контекст мне только их и предлагал)))
Да, я про контекстную, и я оказался прав (:
Можно ещё добавить, что катимость резины уж очень зависит от давления в покрышке. И мтб резину точно не стоит качать, как на шоссе. пропорция "больше вдую-быстрее поеду" увы, не будет работать)
Согласен, полезная информация. Но я планировал ее включить в другой пост — об отличиях передней и задней покрышек.
Постою за Вами, очень интересный вопрос.
нифига не реклама Maxxis.
Continental SpeedKing. И всё, тема закрыта. И пофиг какая там у неё твёрдость по шкале .... .
Верно. Как я и сказал, это не реклама Maxxis. Я пишу про Maxxis потому, что на большинстве моих велосипедов стояли покрышки этой фирмы, и я на личном опыте знаю, как сказывается выбор компаунда этих покрышек на катании. Когда наберу побольше опыта на Schwalbe и Conti, возможно напишу о них. Но не сейчас.
Speed king — хорошая моделька. Только для человека, который планирует, скажем, поехать в свои первые горы, ее установка может закончиться плачевно.
та ладно. Только не говорите, чтоб снять покрышку, поставить камеру, надеть покрышку - нужна специализированная мастерская. А ещё лучше, послать в "ВелоЛаб" на установку. :)))
Не собирался такого говорить. В ВелоЛабе не ремонтировался)))
Ты ведь хотел сказать "Капибайк"?))
бля васян жжет, теперь даже на пикабу про капибайк) ну пиздец
ну шутейка же, васян тут не при чем