Коммунист - пришелец из будущего
Однако это сравнение не следует воспринимать как самовозвеличивание. Речь не о привилегии, а, скорее, о тяжёлом положении человека, который мыслит и действует в логике ещё не наступившего времени.
Это не привилегия, а анахронизм
Быть человеком, представляющим будущее в обществе, живущем прошлым или настоящим, — значит быть анахронизмом. Это неизбежно порождает конфликт со средой. Тот, кто воплощает идеи будущего, почти всегда оказывается в противоречии с настоящим, потому что подлинное будущее — это не просто продолжение настоящего, а его преодоление, отрицание.
Иначе это не будущее, а всего лишь затянувшееся настоящее с новой упаковкой.
Раб, который борется за освобождение в рабовладельческом обществе, — не просто смельчак. Он чужд своему времени. Он действует на основе моральных и политических норм, которых ещё не существует в его мире. Он пришелец из времени, где рабство уже упразднено, и в этом его трагедия: он прав по логике будущего, но лишён поддержки в настоящем.
И наоборот, псевдофутуризм нередко оказывается успешным: это когда старые формы сохраняются, но преподносятся с внешними признаками новизны. Те же эксплуататорские отношения, но с неоновыми огнями и презентациями в стиле high-tech. Как, например, предлагать строить колонии на Марсе при десятках тысяч бездомных Земле. Это не проект будущего, а насмешка над настоящим.
Это тяжёлый и неблагодарный труд
Те, кто действительно живёт идеями будущего, редко получают признание при жизни. Их идеи слишком непривычны, чтобы быть принятыми большинством. Подлинное признание приходит позже, когда будущее, за которое они боролись, наконец наступает.
Томас Пейн — мыслитель XVIII века, автор «Здравого смысла» и «Прав человека». Он выступал за республиканизм, прогрессивное налогообложение, социальную помощь бедным и равные права для всех — идеи, которые в его время считались радикальными и опасными. Он был изгнан из Англии, осуждён во Франции, забыт в США. Лишь спустя столетие его идеи стали основой многих демократических институтов.
То же самое касается многих учёных, писателей, философов: Коперник, отвергнутый церковью; Ван Гог, не продавший ни одной картины; Аллан Тьюринг, осуждённый как преступник, но позже признанный героем и гением.
Если человек получает признание здесь и сейчас, скорее всего, он просто удачно встроился в логику настоящего — даже если говорит о будущем.
Это не особенность, а выбор
Быть «пришельцем из будущего» — это не уникальный дар, а осознанный путь. Его может выбрать каждый. Более того, борьба за будущее и заключается в том, чтобы сделать этот путь массовым. Чтобы всё больше людей начинало мыслить и действовать не по законам привычного, а по логике желаемого — и возможного — будущего.
Быть «пришельцем из будущего» — это, например, защищать права наёмных работников во времена, когда господствуют барщина и патриархальные отношения; или выступать за личную свободу и гражданские права в эпоху абсолютизма и сословного общества. Эти идеи могут казаться безумными в своём контексте, но именно они становятся нормой в будущем.
Когда таких людей станет достаточно — наступит сдвиг: будущее перестанет быть мечтой и станет настоящим.
Имитировать будущее в рамках настоящего легко, безопасно и выгодно. Это как красить старую телегу в хром и называть её «транспортом будущего».
Но быть настоящим представителем будущего в обществе, которое к нему ещё не готово — трудно, опасно и, как правило, безвозмездно.
Поддержки от будущего нет. Те, кто живёт по его законам, действуют в одиночку, враждебной среде. Но от их усилий зависит, наступит ли это будущее вообще.
Условия работы? Почти как у волонтёра:
Оклад — ноль.
Инструменты, знания и обучение — за свой счёт.
Риски — высокие.
Результат — получат потомки.
Признание — если повезёт, посмертно.



Красный фронт
251 пост380 подписчиков
Правила сообщества
Правила соответствуют общим требованиям раздела Политика