Колёса холодной войны: зачем строили велодорожки
Мы привыкли думать, что велодорожки - это забота о здоровье и экологии. Но первые масштабные проекты их строительства в Европе появились не из «зелёных» идей, а из страха большой войны и нефтяных кризисов.
После арабского нефтяного эмбарго 1973 года западные военные аналитики разрабатывали планы «гражданской мобильности» в условиях перебоев топлива. В Нидерландах и Дании - странах, наиболее зависимых от импорта нефти и расположенных в стратегической зоне НАТО, велосипеды рассматривались как резервный транспорт, способный перемещать людей и грузы без бензина.
В мирное время велодорожки выглядели как подарок горожанам. Но в военных расчётах они имели иное значение: в случае блокады дороги будут забиты заброшенной техникой, колоннами эвакуирующихся и грузовиками мобилизационных служб. Велосипедисту нужна была своя полоса: свободная от машин, проложенная так, чтобы соединять госпитали, склады, штабы и узлы связи.
Секретные планы предусматривали превращение этих артерий в «коридоры быстрой переброски» для медперсонала, связи и доставки срочных грузов. Велосипед не зависел от топлива, был тихим, манёвренным и готов к работе без инфраструктуры.
Сегодня мы воспринимаем это как модный городской комфорт. Но стоит помнить: часть дорожек, по которым вы катаетесь, была заложена как элемент военной логистики холодной войны.
И вот вопрос: если завтра топливо исчезнет, сможете ли вы доехать туда, куда Вам нужно, так же легко, как тогда, в 1970-е?
Узнай больше подобных малоизвестных историй — переходи на мой канал.
Больше изображений в духе канала - Pinterest