Когда амбиции опережают возможности. Самая большая серия голландских эсминцев

Королевский флот Нидерландов после Первой мировой войны был довольно малочисленным и устаревшим. Серьёзным шагом вперёд стала разработка и постройка эсминцев типа Admiralen.

К началу 20–х годов XX века командование голландского флота было вынуждено признать, что его крупнейший по численности тип эсминцев Wolf, насчитывавший 8 единиц, устарел морально и технически. Для службы в Голландской Ост-Индии требовались более современные корабли. За основу при разработке нового типа было решено взять британский миноносец HMS Ambuscade. Этот корабль был первым эсминцем Великобритании, полностью спроектированным после окончания Первой мировой войны компанией Yarrow Shipbuilders для оценки и отработки нововведений. И хотя он почти всю службу простоял в порту, будучи не приспособлен к ведению боевых действий, его голландские собратья получили свой миг славы.

Когда амбиции опережают возможности. Самая большая серия голландских эсминцев Нидерланды (Голландия), Эсминец, Корабль, Война, Длиннопост

De Ruyter в 1933 году

Конечно, ряд отличий от HMS Ambuscade существовал. К примеру, требовалось приспособить корабль к постройке на верфях Нидерландов. Весь процесс не занял много времени. Если британца спустили на воду в январе 1926 года, то закладка первых четырёх голландцев состоялась ещё в августе 1925 года.

Первая серия эсминцев типа, получившего название Admiralen, состояла из четырёх кораблей. Впоследствии их стали классифицировать, как подтип Van Ghent. Эсминцы этой серии имели водоизмещение 1640 тонн, развивали скорость в 36 узлов и несли 4 120-мм орудия ГК. Зенитная артиллерия состояла из 2-х 75-мм орудий и 4-х 12,7-мм пулемётов. Также корабли несли 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата.

Вторая серия эсминцев была заложена с мая 1927 по август 1928 года и насчитывала также 4 единицы. Поскольку они имели некоторые отличия от первой серии, то были выделены в подтип Van Galen. Отличия заключались в котлах, имевших более высокое давление, и в увеличенном запасе топлива. Новые корабли обладали большей на 100 миль дальностью плавания по сравнению с подтипом Van Ghent. В ходе достройки было изменено зенитное вооружение, которое стало включать в себя 1 75-мм орудие, 4 40-мм автомата и 4 12,7-мм пулемёта. Кроме того, эсминцы второй серии получили тральное оборудование.

Отличительной особенностью эсминцев типа Admiralen, позволявшей продолжать объединять два подтипа в один, была возможность нести на борту гидросамолёт, платформу и кран для которого разместили над торпедным аппаратом. Такое конструктивное решение было крайне необычным. Ни один флот мира до того момента не оснащал авиацией эсминцы. Тем не менее, командование голландских ВМС считало это необходимым в условиях службы в водах Ост-Индии. Гидросамолёт Fokker C.VII-W был разработан как раз под нужды флота страны и совершил свой первый полёт одновременно с окончанием постройки эсминцев типа Admiralen.

Когда амбиции опережают возможности. Самая большая серия голландских эсминцев Нидерланды (Голландия), Эсминец, Корабль, Война, Длиннопост

Van Galen в 1930 году

Почти все они сразу после завершения постройки и испытаний уходили на службу в Голландскую Ост-Индию. Первые два корабля серии, De Ruyter и Evertsen, ушли из метрополии 27 сентября 1928 года. В 1934 году De Ruyter был переименован в Van Ghent c целью передачи названия новому крейсеру. Van Ghent оставался в Голландской Ост-Индии до начала Второй мировой войны, на нём держал флаг адмирал Карел Доорман. Эсминец принял участие в бое у Макассарского пролива 3-4 февраля 1942 года. 15 февраля в составе соединения он шёл на перехват очередного конвоя японцев через против Гаспар, но в условиях плохой видимости наткнулся на скалу. После оценки ущерба командование флота решило потопить Van Ghent, что и было сделано в тот же день.

Evertsen с 1940 по 1942 год осуществлял прикрытие союзных конвоев по маршруту Голландская Ост-Индия — Австралия. После разгрома основных сил флота в сражении в Яванском море эсминец вместе с австралийским крейсером HMAS Perth и американским тяжёлым крейсером USS Houston получил приказ прорываться в Чилакап. Но он задержался в порту и вышел позже. Пока Evertsen догонял группу, крейсеры союзников наткнулись на японцев, и в бою были потоплены. Заметив сражение, голландец попытался скрыться от превосходящих сил противника. Но японские эсминцы тоже его заметили, нагнали и обстреляли. Горящий и тонущий Evertsen выбросился на рифы у острова Себуку, после чего сдетонировал боезапас одного из кормовых орудий ГК.

Kortenaer принял участие в бое у острова Бали 18-20 февраля 1942 года, но после повреждения рулей сел на мель. После снятия с мели и спешного ремонта корабль принял участие в сражении в Яванском море 27 февраля, где стал жертвой самой дальней торпедной атаки в истории. Японский тяжёлый крейсер Haguro поразил Kortenaer 610-мм торпедой на расстоянии 20 км. Голландский корабль почти сразу же перевернулся и затонул.

Когда амбиции опережают возможности. Самая большая серия голландских эсминцев Нидерланды (Голландия), Эсминец, Корабль, Война, Длиннопост

Piet Hein развивает полный ход у берегов Голландской Ост-Индии

Эсминец Piet Hein также служил в Ост-Индии. В октябре 1938 года он столкнулся с крейсером Java и нанёс ему тяжёлые повреждения. В ходе боя у Бали Piet Hein стал единственным потерянным кораблём. Его торпедировал и потопил японский эсминец Asashio.

Van Galen дважды посещал Китай для «защиты интересов Нидерландов» — сначала в феврале-апреле 1932 года, а затем в 1937-1940 годах. Находясь там, эсминец получил приказ выйти из Шанхая и прибыть в метрополию для усиления её флота. 8 мая 1940 года, всего за два дня до нападения Германии, Van Galen пришёл в Голландию. 10 мая эсминец получил приказ обстрелять занятый немцами аэродром в Ваальхафене. Корабль не успел дойти до точки назначения и был потоплен немецкой авиацией. В октябре 1941 года оккупационные власти подняли Van Galen и пустили на слом.

Что касается эсминца Witte de With, то его служба оказалась ещё более короткой. 27 февраля 1942 года он принял участие в сражении в Яванском море, после чего получил приказ сопроводить повреждённый крейсер Великобритании HMS Exeter в Субараю. В этом порту 1 марта эсминец сам получил тяжёлые повреждения в ходе бомбардировки и на следующий день был затоплен экипажем.

Bankert с начала войны принимал участие в ряде атак на японские конвои, а 15 февраля был вынужден потопить систершип Van Ghent. В период 24-28 февраля 1942 года эсминец находился в Сурабае, все дни подвергавшейся бомбардировкам. Корабль получил несколько попаданий, и 2 марта его затопили. 20 марта 1944 года японское командование приняло решение поднять и отремонтировать Bankert на верфях военной базы на Филиппинах. Бывший эсминец был частично отремонтирован, переклассифицирован в патрульный корабль и 20 апреля 1944 года получил номер 106. Перед сдачей Филиппин он ушёл в Японию. После завершения войны корабль был возвращён Нидерландам. Однако состояние Bankert было плачевным, и его потопили как мишень для учебных стрельб в проливе Мадура в 1949 году.

Когда амбиции опережают возможности. Самая большая серия голландских эсминцев Нидерланды (Голландия), Эсминец, Корабль, Война, Длиннопост

Bankert в качестве корабля-мишени в проливе Мадура перед затоплением

Van Nes 16 февраля 1942 года получил приказ сопроводить голландский транспорт с беженцами с Суматры на Яву. Около 8:30 утра 17 февраля группа была обнаружена японским самолётом-разведчиком, сбить который не удалось. Спустя полчаса наблюдения на безопасном расстоянии самолёт скрылся, а на горизонте был обнаружен корабль, идентифицированный, как лёгкий крейсер. Van Nes открыл огонь, но из-за большой дистанции попаданий не добился. После сокращения расстояния эсминец сделал 16 выстрелов и несколько раз попал. Только после этого выяснилось, что «противником» был на самом деле свой же систершип Van Ghent.

После этого Van Nes и транспортник перестроились и ускорили ход, а Van Ghent ушёл на Суматру. Вскоре появилось два звена японских бомбардировщиков по 10 самолётов в каждом, которые атаковали и быстро потопили транспорт. В течение следующих двух часов они безуспешно бомбили Van Nes, которому, в свою очередь, не удалось сбить ни одного самолёта. Около 15 часов на горизонте появились новые самолёты, и бомбардировщики быстро исчезли. Японцы и голландцы посчитали вновь прибывших британскими истребителями. Но вскоре на Van Nes поняли, что новые самолёты тоже японские. Это оказались бомбардировщики с авианосца Ryūjō. Менее чем через полчаса они добились попаданий двумя бомбами, и Van Nes, расколовшись пополам, затонул. Он успел передать на базу сообщение о нападении японцев, поэтому позднее на поиски корабля или выживших отправили гидросамолёты и тральщик. 19 февраля авиация обнаружила спасательные плоты с Van Nes и транспорта, дрейфующие по морю в ста милях от порта Танджунг Приок на острове Ява. 20 февраля гидросамолётами смогли спасти 226 выживших. Отправленный же на поиски голландский тральщик больше не вышел на связь и был занесён в списки потерь.

Когда амбиции опережают возможности. Самая большая серия голландских эсминцев Нидерланды (Голландия), Эсминец, Корабль, Война, Длиннопост

Фото, сделанное с одного из японских бомбардировщиков во время атаки первой волны самолётов на Van Nes, 17 февраля 1942 года

Таким образом, все 8 эсминцев типа Admiralen были потеряны в ходе Второй Мировой войны. Самая большая серия кораблей голландского флота перестала существовать. Это стало серьёзным ударом по политическим и военным амбициям Нидерландов на Тихом океане.

Когда амбиции опережают возможности. Самая большая серия голландских эсминцев Нидерланды (Голландия), Эсминец, Корабль, Война, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей