Кликбейтный заголовок: как найти и выбрать дизайнера

Столкнувшись на досуге с очень самовлюбленным и весьма нелюбимым мной типом людей, решил я, что так и быть. Пора. Пора писать большую откровенно рекламную статью, попутно отстаивая честь дизайнеров, коим я никогда и не был, но это неважно. Ведь дизайнер вам необходим, он проведет вас за ручку через... все, насрать, поток сознания закончился. И картинок сегодня не завезли, не хотю рисовать. Вот так вот.

Есть две близких профессии: писарь и писатель. Писарь знает грамоту. Писателю есть что написать, как правило он грамотен, но технически может и надиктовывать, потому что почему бы и нет.

Часть 1

Дизайн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира. Д. возник в начале 20 в. как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды. Д. разрабатывает образцы её рационального построения, соответствующие сложному функционированию современного общества. Иногда под Д. понимают лишь одну из его областей — проектирование эстетических свойств промышленных изделий. Д., однако, решает более широкие социально-технические проблемы — функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде. Д. находится в особом отношении ко всем традиционным видам проектирования, разрешая затруднения, которые связаны с внедрением в жизнь конкретных людей и общества в целом новых предметных организаций, создающих неравновесную ситуацию в предметном мире. (Большая Советская Энциклопедия)

Продукт дизайнера состоит из какого-то комплекта чертежей, возможно какой-то визуализации, возможно сопровождения.

Фрилансеры как правило и писари и писатели в одном флаконе. Студии так или иначе имеют разделение на писателей (читай ведущих дизайнеров) и два типа писарей: чертежников и 3д-шников.

С комплектом чертежей для строителей более или менее понятно. Оно же "тех. проект" у большинства на рынке. Себестоимость зависит от детализации и кол-ва страниц отданных на аутсорсинг специализированным проектным организациям (вентиляция, теплорасчет, да что угодно). Рисуется от одного до пары дней, без доп. страниц и правок.

С визуализацией сложнее. Разумный ход многих студий отдавать ее на аутсорсинг. В том числе крупных. Даже гигантских, конкретно Zaha Hadid Architect сложные рендеры отдают, как и прочие лауреаты Притцкера. Студент на подработке берет ну от 500 рублей за метр, но рисует как правило очень не очень. Какой-то визуализатор стартует от 2000. Такой, чтобы сделал продающий рендер, как полагается, да еще и детальный, да еще и со всех ракурсов - от 5000. Кроме качества самой картинки проблема детализации и достоверности кроется в том, что далеко не для всей мебели и проч. существуют готовые модели на сайтах производителей. Да, продвижение мебельщиков и производителей декораций разумеется распространяется не только на конечных потребителей, а в том числе на дизайнеров, но определенные предметы пихать в проект все еще просто сложно и дорого. Вносить правки и что-то менять ОЧЕНЬ дорого. Вносить правки и менять что-то глобальное - это практически рисовать с нуля.

Видите тут проблему? А я вижу. Мы только что проебали бюджет абсолютного большинства средних студий просто на рисование. А это мы даже красиво не напечатали проект в красивый альбомчик, забыли про рекламу и какие-то там налоги, кто их вообще платит (поработал, выпил - в тюрьму! романтика!).

Сами по себе проекты, как правило, идут на грани рентабельности везде, кроме премиума.

Сопровождение осуществляется ведущим дизайнером (комплектация при этом частенько идет отдельно). Здесь понятно: есть потраченное время на дорогу и с клиентом.

А вот рекомендованная дизайнером строительная бригада обычно платит ему 5-10 процентов (зависит только от вредности) со всех видов работ и черновых материалов. Многие магазины торгующие мебелью и декором по агентским соглашениям выплачивают те же 5-10 процентов. Больше - редко.

Часть 2

В британском Манчестере есть небоскреб, издающий странные пугающие звуки, похожие то ли на стон, то ли на заунывную песню.
47-этажная башня Битхама, самое высокое жилое здание в Европе. Жильцы давно жалуются на неприятный гул дома, который часто мешает им спать по ночам. По их словам, высотка «подвывает» почти всегда, но особенно пугающий вой раздается, когда дует ветер.
Кстати, как пишет Manchester Evening News, архитектор Ян Симпсон живет на верхнем этаже собственного детища, поэтому он прекрасно знает о проблеме.
Еще три года назад Симпсон извинялся перед другими жильцами «поющего небоскреба» и обещал все исправить, но дом так и гудит в непогоду. (Комсомольская Правда)

Как выглядят хорошие дизайнеры? Сложно сказать. Но есть очень небольшая вероятность того, что дизайнер, который зарабатывает намного меньше заказчика, понимает его потребности. По многим причинам.

Я бы выделил такие основные болезни несоответствия:

– смотрим в редакторе на стенку, а стенка пустая, пустая как-то не смотрится, лепим декор, в реальности стенок 4, а одновременно вы будете видеть до трех плюс потолок с полом;
– не чувствуем пропорции помещения и ставим множество откровенно маленьких предметов в заведомо большое помещение;
– не понимаем, что такое качественные дорогие материалы, потому что на картинках этого не видно;
– не понимаем привычек социальной прослойки клиента: тут и кол-во туалетов, и что угодно, вплоть до непонимания того, что сушильная машина не решает вопроса с сушкой большей части одежды, а стиралка с сушкой вообще не про то. Самый болезненный пункт, потому что часто этого понимания нет у самого клиента, он еще только деньги заработал, а так, никогда и не жил.

Так вот считаем. Ведущий дизайнер с чертежниками и проч. в штате с сопровождением может параллельно тянуть ну 2 проекта, и то не всегда. Фрилансер почти всегда один рисует, один сопровождает как максимум.

Допустим, у нас есть какая-то квартира 100 метров. Допустим, за ее проект фрилансер взял средние по рынку для такого бюджета 300'000. Рисовал он ее 3 месяца. Допустим, стоимость реализации около 10 млн, а длительность 9 месяцев. С агентских получится оттуда забрать ну 500'000. С сопровождения пусть до 450'000. Не получится даже столько, потому что все клиенты хотят скидки, которые делаются из твоих агентских и при этом не любят долго платить за спорвождение. Но даже в теории и с сопровождением - это 1'200'000 грязью за год. Памятуя о реальных возможностях дизайнеров умножаем ну на 2. 2'400'000 руб. или аж 200 тысяч в месяц грязью в абсолютном идеале для проектов в среднем классе. Из которых еще надо нести все накладные расходы. На практике ну там немного за 100'000, и не факт, что будет. Вспоминаем, как началась вторая часть повествования. Завываем как та башня. Не срослось. Причем сильно, а не чуть-чуть.

Ведущий дизайнер в самом лучшем случае забирает 50 процентов с проекта и столько же с агентских с декора. С строительных работ и черновых материалов чаще всего имеет только студия. На самом деле этот расклад лучше ситуации большинства фрилансеров, потому что все накладные расходы несет студия. Даже если студия взяла прайс покруче, у нас опять что-то не срослось.

Вот вы, допустим, работали, много работали, купили квартиру за условные 30 миллионов, условные 10 отдаете за ее отделку. Почему условные? Для вас вполне конкретные. И вот реально хотите жить так, как вашу жизнь представляет себе человек, с доходом хорошо если чуть более 100 тысяч? Да он такую жизнь даже по старым ипотечным ставкам понюхать не мог, а теперь как-то и поглазеть не особо.

А в итоге как-то так:

При общепринятых расценках для среднего класса более или менее в писательство могут только те, кто рисует проекты максимально быстрыми альтернативными способами, а зарабатывают в рамках сопровождения, которое не отнимает очень много времени.

Что делать? Да ничего не делать. Не заказывать проект. А для автора рекомендация еще проще: не заниматься дизайном, да он ей и следует на самом деле.

Значит нужно не 3, а около 10 процентов от бюджета на проект и что-то порядка процента за сопровождение. Это ведь нормальные расценки для премиума, к слову, почему так в среднем классе нельзя? Очень хочется так сказать. Но не выйдет. Потому что стоимость визуализации в дорогих и дешевых проектах отличается не сильно. А если начать на ней экономить, то обертка неизбежно проиграет тем, кто все вбухал в рендер, забыв про проектирование как таковое. Еще и в санкционных реалиях. Никакой комплектации проекта с ограниченным бюджетом заранее сделать нельзя. Но делают? Делают. А осмысленно делают, только если деньги почти не имеют значения.

Ну что, пойдем к дизайнеру? Проекты недорого красивые: смотри, блестит как стенка, переливается и с лампочками еще!

P. S.

Когда в интернетике обещают что-то построить, сделать ремонт, отделку, что угодно, целого дома или квартиры за пару сотен тысяч рублей, я бы советовал посчитать зарплату хотя бы двух человек пусть за 5 месяцев и подумать. Да, у вас будут работать совершенно разные специализированные бригады. Но они все будут что-то кушать и где-то жить, да еще и за свои инструмент покупать.