Хрупкое искусство. Антиалкогольная кампания

Хрупкое искусство. Антиалкогольная кампания Стекло, История, СССР, Искусство, Хобби, Перестройка, Стеклотара, Хоббит, Видео, Длиннопост

Сегодня мы поговорим с Вами об последней Антиалкогольной кампании в СССР. Как многие читатели помнят, эта кампания (были и другие) стартовала с момента прихода ко власти последнего Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева в 1985 году, и выразилась в резком сокращении производства и продажи всех видов алкоголя, резком подорожании водочных изделий, закрытии большинства винных магазинов, а также части винодельческих совхозов, вырубке виноградников, снятии с производства алкогольных видов стеклотары. Задуманная как благо для отечества и забота о здоровье нации кампания была проведена неумело, резко и непродуманно. Это вызвало рост недовольства народа, развитие подпольного самогоноварения, дефицит сахара и дрожжей в продаже. Бутылка водки стала универсальной валютой. Об этом интересный выпуск "Фитиля" с Афоней:

Ну это сатирический взгляд. А в жизни часто бывало так, как показано в видеосюжете ниже. Репортаж хоть и более позднего времени, но хорошо характеризует обстановку винных магазинов в позднем СССР. В том числе это было следствием и непродуманности стратегии антиалкогольной кампании.

Кстати, именно в это время широкое распространение получило использование пивных бутылок для розлива водки и винно-водочных изделий. Это объяснялось дефицитом обычных водочных бутылок из-за снятия их с производства стеклотарными заводами.

В это же время стал широко продаваться виноградный сок, на выпуск которого переквалифицировались винодельческие совхозы Юга России, Украины и Крыма. Помните? 

Хрупкое искусство. Антиалкогольная кампания Стекло, История, СССР, Искусство, Хобби, Перестройка, Стеклотара, Хоббит, Видео, Длиннопост

Мне родители часто покупали его. На вкус он был совсем кислючий и не доставлял мне в детстве никакой радости, но взрослыми считался полезным для ребенка. В Москве сок часто продавался в винных бутылках 0,7 л. без этикеток с жестяной кронен-крышкой Московского межреспубликанского винодельческого комбината. Пить из винной бутылки как и взрослые, мне казалось крутым. Ради этого и давился кислятиной, мечтая о привычной газировке.


Вернемся, однако, к нашей тематике. Все перечисленные события не могли не найти отражения в изучаемом нами хрупком искусстве. В 1988 году на ПО "Краснодарстеклотара" вышла юбилейная агитационная банка, посвященная антиалкогольной компании. В ней авторы постарались по своему осветить пользу здорового образа жизни. 

Хрупкое искусство. Антиалкогольная кампания Стекло, История, СССР, Искусство, Хобби, Перестройка, Стеклотара, Хоббит, Видео, Длиннопост
Хрупкое искусство. Антиалкогольная кампания Стекло, История, СССР, Искусство, Хобби, Перестройка, Стеклотара, Хоббит, Видео, Длиннопост

На литровой банке нарисована бутылка сока (по логике того времени - виноградного) и "дуля", а также написан лозунг "А водку не хочешь? Пьянству бой". С обратной стороны изображен рак и надпись "Пиво". Видимо в этом сюжете авторы стремились обратить внимание людей на слабоалкогольные и безалкогольные напитки как альтернативу алкоголю. Получилось, по моему мнению, не очень, но зато очень современно.

Вот так даже Антиалкогольная кампания времен Перестройки нашла отображение в теме юбилейных банок. Подобных бутылок на данную тему не было.

Ну а в конце покажу Вам еще один замечательный "Фитиль" на нашу стеклотарную тему.