Хрупкое искусство. Антиалкогольная кампания
Сегодня мы поговорим с Вами об последней Антиалкогольной кампании в СССР. Как многие читатели помнят, эта кампания (были и другие) стартовала с момента прихода ко власти последнего Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева в 1985 году, и выразилась в резком сокращении производства и продажи всех видов алкоголя, резком подорожании водочных изделий, закрытии большинства винных магазинов, а также части винодельческих совхозов, вырубке виноградников, снятии с производства алкогольных видов стеклотары. Задуманная как благо для отечества и забота о здоровье нации кампания была проведена неумело, резко и непродуманно. Это вызвало рост недовольства народа, развитие подпольного самогоноварения, дефицит сахара и дрожжей в продаже. Бутылка водки стала универсальной валютой. Об этом интересный выпуск "Фитиля" с Афоней:
Ну это сатирический взгляд. А в жизни часто бывало так, как показано в видеосюжете ниже. Репортаж хоть и более позднего времени, но хорошо характеризует обстановку винных магазинов в позднем СССР. В том числе это было следствием и непродуманности стратегии антиалкогольной кампании.
Кстати, именно в это время широкое распространение получило использование пивных бутылок для розлива водки и винно-водочных изделий. Это объяснялось дефицитом обычных водочных бутылок из-за снятия их с производства стеклотарными заводами.
В это же время стал широко продаваться виноградный сок, на выпуск которого переквалифицировались винодельческие совхозы Юга России, Украины и Крыма. Помните?
Мне родители часто покупали его. На вкус он был совсем кислючий и не доставлял мне в детстве никакой радости, но взрослыми считался полезным для ребенка. В Москве сок часто продавался в винных бутылках 0,7 л. без этикеток с жестяной кронен-крышкой Московского межреспубликанского винодельческого комбината. Пить из винной бутылки как и взрослые, мне казалось крутым. Ради этого и давился кислятиной, мечтая о привычной газировке.
Вернемся, однако, к нашей тематике. Все перечисленные события не могли не найти отражения в изучаемом нами хрупком искусстве. В 1988 году на ПО "Краснодарстеклотара" вышла юбилейная агитационная банка, посвященная антиалкогольной компании. В ней авторы постарались по своему осветить пользу здорового образа жизни.
На литровой банке нарисована бутылка сока (по логике того времени - виноградного) и "дуля", а также написан лозунг "А водку не хочешь? Пьянству бой". С обратной стороны изображен рак и надпись "Пиво". Видимо в этом сюжете авторы стремились обратить внимание людей на слабоалкогольные и безалкогольные напитки как альтернативу алкоголю. Получилось, по моему мнению, не очень, но зато очень современно.
Вот так даже Антиалкогольная кампания времен Перестройки нашла отображение в теме юбилейных банок. Подобных бутылок на данную тему не было.
Ну а в конце покажу Вам еще один замечательный "Фитиль" на нашу стеклотарную тему.