Хочу быть умным. И дети мои чтобы были умными. А зачем???
Добрый день! Вопрос "почему" - очень особенный вопрос.
Год начинается с 1 января. Почему? Понятно, что некоторые народы считали новый год с сентября, привязываясь к урожаю. И конкретно в России Новый Год с 1 января ввел Петр Первый, сделав кальку с Европы. Да и сейчас некоторые корпорации ведут отчетность по финансовым годам, с апреля. Но, вопрос мой не в этом. Нормальный для нас, обычный календарный год, - при чём тут январь? К чему привязка?
Оказывается, что из-за медленного изменения положения Земли относительно Солнца, день зимнего солнцестояния (самый короткий день) приходился на 1 января (а не на 21 декабря как сейчас) примерно 500 лет назад, а также еще несколько тысячелетий назад, и так далее вглубь веков. Это цикл. Плюс смена календаря с юлианского на григорианский спутала следы. Короче, у древних египтян в календаре год естественным образом начинался 1 января с возрождения активности Солнца.
Знак бесконечности похож на положенную набок восьмерку. Почему, блин, восьмерка? Из-за ленты Мёбиуса, что ли? Почему, никогда не задумывались? Вот и я тоже. Просто, принимается как данность.
Оказывается, если наблюдать за Солнцем в течение года (фиксировать место его расположения в зените), то выяснится что Солнце рисует одну и ту же фигуру. Каждый год, одно и то же. Это знали древние астрономы. У них не было фотоаппаратов, но было много времени для наблюдений))) Эта фигура называется по-умному "аналемма". И когда математики впервые придумали такое понятие, как бесконечность, для её обозначения была выбрана именно аналемма – только её уложили горизонтально для удобства написания.
Или взять такую обыденную вещь как календарь. Почему месяцы имеют такие странные названия? Почему октябрь и декабрь, согласно своим названиям, должны быть восьмым и десятым, а они десятый и двенадцатый? Почему июль и август по 31 дню и нарушают чередование?
А оказывается, что это на сто процентов тема Римской Империи, дошедшая вообще без примесей до наших дней. Римляне изначально делили год на 10 месяцев, сообразно своей десятеричной системе счисления, и начинали его в марте, когда войска обычно выступали в поход. Собственно, "март" и назван в честь бога войны Марса. Однако, такой календарь был кривоват, и годы не сходились. Тогда один умный римский царь взял более совершенную систему, известную на тогдашнее время - 12 месяцев, в каждом от 28 до 31 дня. А поскольку дней было маловато и годы все равно немножко не сходились, то волевым решением раз в несколько лет добавлялся дополнительный полноценный месяц в 27 или 28 дней. Так и шло дело до Юлия (который Цезарь, который создал предпосылки для рождения Римской Империи)). Юлий провел решительную реформу календаря по рекомендациям передовой науки: добавил дней в месяцы, сделал началом года январь (так как в январе консулы вступали в должность), ну и косметику по мелочи. Вот с Юлия Цезаря месяцы названные числами уже не соответствовали своим местам (октябрь стал десятым вместо восьмого). Ну и заодно, чтобы два раза не вставать, Юлий увековечил себя, наименовав безымянный "старый пятый" месяц квинтилис своим именем - так появился месяц июль.
Октавиан (который Август, который после Юлия Цезаря окончательно сформировал империю и стал первым римским императором), тот уже по-императорски был приравнен к богам. Поэтому такая незначительная шалость как увековечивание себя в календаре и переименование "старого шестого" месяца в август, вообще не стоит внимания. Ну а, чтобы его месяц не выглядел хуже, чем месяц Юлия Цезаря, Октавиан назначил в август дополнительный день, стырив его у беззащитного месяца февраля. Скромный был человек, а то мог бы и несколько дней отжать, и жили бы мы сегодня с тридцать третьим августа.
Ну или оставим календарь в покое. Никогда не задумывались, что слова "миля", "миллениум" и "промилле" имеют один корень? И все три слова связаны с тысячей? Вот и мне как-то было по барабану. А тем не менее, латинское слово mille и есть тысяча. Миля это изначально тысяча двойных шагов легионера, левой-левой тысячу раз. Надо же было в империи расстояния измерять. Посылаешь солдатиков, они тысячу отмерили, столб у дороги поставили, лейтенант ихний древнеримский узелок на шнурке завязал. И дальше маршировать, до самой границы. Потом в столицу с докладом.
Это я всё к чему? Когда старшая дочка заканчивала младшие классы в дворовой школе, ударило нам с женой в голову попробовать поступить в 610 гимназию. Это в Петербурге самая крутая школа, школа Льва Лурье. Там в числе прочих предметов изучают латынь и греческий. Зачем - а потому что европейская цивилизация сформирована на осколках римской империи. Отбор в гимназию свободный по конкурсу, но задания для будущих пятиклассников такие, что мы с женой бы в наши сорок лет не поступили бы. "Как фамилия Петра Первого" мы допустим не сразу, но сообразили. А вот с соответствием "произведение искусства = город" уже забуксовали. А заданий много, и они разные...
Вот вы были на могиле Эйлера?
Когда я поступил в Политех двадцать с лишним лет назад, на первом занятии по высшей математике наша преподша, бабушка Наталья Владимировна Равдоник, спросила у нас кто тут местный. Из группы 60% народу были питерские. Вторым вопросом она спросила про Эйлера. Мы впали в ступор, а она сделала легкую гримасу и молвила "Ну понятно всё с вами. Ладно, проехали. Тема занятия - логарифмы". Уже сильно потом, как-то под настроение, она пояснила свой вопрос. Она искала среди нас людей своего круга. Интеллигенцию. Родители интеллигентных детей водят их на некрополь в Лавру на могилу Леонарда Эйлера. Это выдающийся математик. И про него нужно знать. И уважить походом к его последнему пристанищу.
Дочка моя Варвара в 610ю не поступила даже близко, хотя сама хотела, и мы с ней активно занимались тестами прошлых лет. Сильно продвинулись, но при том что срезка у поступивших была в районе трехсот баллов, Варя набрала 180. А во главе списка были дети с 360 баллами. Не иначе те самые, дети родителей-учёных, вокруг которых с младенчества сама собой царит нужная атмосфера. И которых водят гулять на могилу Эйлера. Кстати, на той доске объявлений, где были вывешены результаты поступления, также был приколот листок "благодарим наших старшеклассников, помогавших с проведением тестирования". И третьим номером был записан старшеклассник Петя Равдоник. Фамилия яркая, не иначе - внук, подумал я. И именно в этот момент у меня в голове щелкнуло, я переименовал "самую крутую школу Питера" в "школу для детей интеллектуальной элиты Питера". И подумал, что нечего нам лезть со своим свиным рылом в калашный ряд. Кастовая система существует в человеческом обществе не зря.
А потом Варвара поступила в восьмой класс в Аничков Лицей.
По баллам немножко не прошла, чуть-чуть, но поскольку не все поступившие в итоге захотели поступать, то выпал и нам счастливый билет. Я еще немного порефлексировал, что среди полусотни сверстников в двух седьмых классах Варя самая глупая, но зря. Тесты тестами, а учится она вполне достойно. И очень рада общению с товарищами. Это совсем другие люди, чем были в дворовой школе, хотя дворовая школа по рейтингу сдачи ЕГЭ была одной из лучших в районе.
Вот такие виды из окон у них там. Я уж не говорю про учителей))) Чтоб я в такую школу ходил бы в своем детстве...
Но иногда, в периоды упадка, меня гложет вопрос "зачем?". Зачем тянуться к кругозору, к знаниям, к кругу общения? Умный не значит ни богатый, ни счастливый. Это всего лишь одна из составляющих. Гораздо перспективнее быть не умным, а богатым. Деньги разглаживают складки жизни, а развитой ум способен напротив, эти складки усугубить. Интеллигенция вечно чем-то недовольна, вечно сражается с колоссами, прекрасно понимая при этом что шансов победить нет. В чем сила, брат? Сила в деньгах, сила в неграх... Один тупой примитив пятерых воспитанных умников со свету сживет.
Ну и зачем быть умным?
Истории из жизни
37.8K поста74.8K подписчиков
Правила сообщества
1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.
2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.
3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).
4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.
5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.
6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.
Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.