Катарсис, которому никто не рад

Катарсис, которому никто не рад Обзор, Новинки кино, Кинематограф, Колин Фаррелл, Николь Кидман, Моё

Люблю древнегреческие трагедии. Они не устаревают, затрагивают простые темы, которые не перестанут быть актуальными, пока жив человек: любовь, последствия поступков, поиск предназначения и очищение через страдание.


Фильм Йоргоса Лантимоса «Убийство священного оленя» обращается к древнегреческому сюжету про Ифигению. Чтобы даже несообразительный догадался, в фильме есть ключ – дочь главного героя пишет эссе на тему трагедии Эврипида «Ифигения в Авлиде».


И сам фильм выстроен в форме древнегреческой трагедии: тут тебе и мотивы супружеской и материнской любви, и злой рок, который весь хронометраж нависает над героями, и катарсис. Чувство страха и страдание, через которое достигается очищение. Даже хор есть!


Но неумолима судьба. Вместе с тем, невозможно винить героя, через которого нам является воля Фемиды: казалось бы, от него исходит зло, опасность, надо с ним что-то делать! Но в нем есть что-то нечеловеческое, из-за чего и он выглядит не психопатом, а проводником принципа «око за око». Актер Барри Кеоган сыграл отлично.


Главные роли исполняют Колин Фаррелл и Николь Кидман. Фаррелл уже во второй раз работает с Лантимосом (до этого был «Лобстер») и, надеюсь, не в последний – получается очень хорошо. Персонаж Николь Кидман, как и женские персонажи у Эврипида, превосходит своего мужа силой воли и яркостью чувств.


Только ленивый не написал, почему фильм называется так, а не иначе. Многие отметили контраст пасторального начала и фантасмагорию конца фильма. Есть даже те, кто попенял на якобы-феминистическую составляющую: мол, у Эврипида страдает девушка, а тут – мальчик!


Нет тут феминизма. Есть переход от античности к ветхозаветной истории про Авраама и Исаака.


Казалось бы! Что может быть кровожаднее, чем древнегреческий миф и ветхозаветная легенда?


А вот.


И катарсису никто не рад.



(каждый день пишу небольшие кинообзоры: https://t.me/cranesbil )