Катарсис, которому никто не рад
Люблю древнегреческие трагедии. Они не устаревают, затрагивают простые темы, которые не перестанут быть актуальными, пока жив человек: любовь, последствия поступков, поиск предназначения и очищение через страдание.
Фильм Йоргоса Лантимоса «Убийство священного оленя» обращается к древнегреческому сюжету про Ифигению. Чтобы даже несообразительный догадался, в фильме есть ключ – дочь главного героя пишет эссе на тему трагедии Эврипида «Ифигения в Авлиде».
И сам фильм выстроен в форме древнегреческой трагедии: тут тебе и мотивы супружеской и материнской любви, и злой рок, который весь хронометраж нависает над героями, и катарсис. Чувство страха и страдание, через которое достигается очищение. Даже хор есть!
Но неумолима судьба. Вместе с тем, невозможно винить героя, через которого нам является воля Фемиды: казалось бы, от него исходит зло, опасность, надо с ним что-то делать! Но в нем есть что-то нечеловеческое, из-за чего и он выглядит не психопатом, а проводником принципа «око за око». Актер Барри Кеоган сыграл отлично.
Главные роли исполняют Колин Фаррелл и Николь Кидман. Фаррелл уже во второй раз работает с Лантимосом (до этого был «Лобстер») и, надеюсь, не в последний – получается очень хорошо. Персонаж Николь Кидман, как и женские персонажи у Эврипида, превосходит своего мужа силой воли и яркостью чувств.
Только ленивый не написал, почему фильм называется так, а не иначе. Многие отметили контраст пасторального начала и фантасмагорию конца фильма. Есть даже те, кто попенял на якобы-феминистическую составляющую: мол, у Эврипида страдает девушка, а тут – мальчик!
Нет тут феминизма. Есть переход от античности к ветхозаветной истории про Авраама и Исаака.
Казалось бы! Что может быть кровожаднее, чем древнегреческий миф и ветхозаветная легенда?
А вот.
И катарсису никто не рад.
(каждый день пишу небольшие кинообзоры: https://t.me/cranesbil )