Касательно уменьшения численности населения


Результаты иследованний поведения животных подтверждают теорию о том, что соврменное общество не вымирает, а всего лишь нормализует численность. То, что этой численности для функционирования страны в прежнем виде может быть недостаточно - это уже другой вопрос.

Такие иследования стоит принимать в рассчёт, потому что у животных в той или иной форме обнаружены чуть ли не все аспекты мышления и поведения, которые традиционно считались "чисто человеческими". Все аспекты нашей психики, включая и самые "высшие", такие как мораль, имеют вполне материальную нейрофизиологическую основу. Если мы согласны с тем, что орган зрения, глаз, мог развиться эволюционным путем, то с какой стати отрицать такую возможность для отделов мозга, являющихся по сути "органами речи" или "органами совести"?

А также потому, что эволюционные модели происхождения разных аспектов нашей психики позволяют делать предсказания, то есть выводить проверяемые следствия, которые затем проверяются в ходе специальных экспериментов.

Наверное окончательным фактором, который помог сформировать мне своё мнение, оказалась книга из книги Александр Марков "Эволюция человека 2. Обезьяны, Нейроны и Душа".

По-моему мнению высокий доход, высокий уровень жизни и большие накопления к старости никак не повышают необходимость наличия детей. Как воздествовать на этот фактор, зависит от конкретной страны, устройства её экономики. Например, отсуствие гарантий иметь большие накопления к старости повышают выгоду от наличие ребенка в семье, а безусловный доход или поддержка по программам от государства, по моему мнению, может как увеличить, так и уменьшить её. Например, если размер отчислений от государства зависит от количества детей, но с течением времени растёт пропорционально меньше, чем затраты на детей, или с возрастом детей вообще уменьшается, то в таком случае мы облегчаем принятие решения о том, чтобы их завести в принципе более одного. Но для молодой семьи выплаты должны быть соизмеримы с размером средней зарплаты родителей, и определённо множитель обязан быть > 1.

Возможно, идею о таком институте как пенсия стоит пересмотреть в приципе.

Хочу процитировать раздел "Шимпанзе не бросают сирот" (автор раздела Елена Наймарк)

Группа исследователей из Института эволюционной антропологии Макса Планка (Лейпциг, Германия) под руководством Кристофа Буша в течение почти трех десятилетий наблюдает за несколькими группами лесных шимпанзе в их естественной обстановке в национальном парке Берега Слоновой Кости. Учёным удалось подтвердить наличие

у шимпанзе такого чистого проявления альтруизма, как усыновление. (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2811728/)

Взять на воспитание осиротевшего малыша – дорогостоящее предприятие. Обычно все эти затраты и риски берет на себя мать. Ее родительское участие продолжается три – пять лет, пока детеныш не станет достаточно взрослым. Самцы редко принимают на себя даже малую долю этих трудностей. Поэтому, когда у маленького шимпанзенка умирает мать, он чаще всего тоже не выживает или очень сильно отстает в развитии – слишком трудна и опасна жизнь для неокрепших членов группы, лишившихся защитника.

Шимпанзенок-сирота может нормально вырасти только в случае усыновления.

В неволе случаи усыновления неизвестны. Но в природе, как показали наблюдения, такое случается.

За 27 лет ученые зарегистрировали 36 малышей-сирот, из которых были усыновлены 18. Примерно половина усыновленных детенышей (10 из 18) выжила. Среди приемышей было примерно одинаковое число девочек и мальчиков. Удивительно, что приемными родителями становились не только самки, но и самцы (тех и других было примерно поровну). Причем, как показали генетические тесты и наблюдения, среди самцов-усыновителей был только один настоящий отец осиротевшего детеныша, остальные были подросшими братьями, друзьями погибших матерей или случайными членами группы.

Так, например, пятимесячного Момо взял друг умершей матери, то же произошло и с двумя другими осиротевшими шимпанзятами. Четырех малышей опекали совсем не связанные с матерью взрослые обезьяны. Приемные родители показывали чудеса заботы. Ученые наблюдали, как приемный отец расколол за два часа около 200 орехов, из которых 80 % отдал своему приемному сыну. Другой самец много месяцев таскал на спине приемную дочку, не бросая ее в опасных стычках с соседней враждебной группой. Немало трудностей пришлось пережить и Улиссу, среднеранговому самцу, дважды бравшему себе воспитанников. Самцы-конкуренты постоянно проявляли агрессию к его воспитанникам, чтобы таким образом сводить с ним счеты. Ему приходилось вступать в драки, защищая приемных детенышей. Ему удавалось выдерживать конфликты в первый раз полтора года, во второй раз три месяца; потом он все же бросал сирот. Поистине, за этими обезьяньими историями просматриваются настоящие трагедии с человеческими слезами!


Из-за того что многие приемные родители не были генетически связаны с сиротами, это поведение трудно объяснить действием родственного отбора. Трудно себе представить и какую-то пользу от рискованной и дорогостоящей заботы о брошенных детенышах, поскольку самцы брали себе сирот обоего пола с равной вероятностью. Вряд ли они целенаправленно растили для себя будущих защитников или покладистых самок для спаривания – усыновление было выгодно лишь самим детенышам-сиротам и не давало никаких выгод взрослым альтруистам. По-видимому, воспитание сирот, забота о них приносят пользу всей группе, увеличивая ее потенциальную численность.

Проявление столь очевидного альтруизма ученые связывают с условиями жизни конкретной популяции. Все группы шимпанзе, в которых зафиксированы случаи усыновления, обитают в крайне опасном окружении.

В отличие от других районов здесь много леопардов – наиболее опасных для шимпанзе хищников. Только кооперативное поведение – слаженные действия во благо группы – позволяет шимпанзе защищаться от этих свирепых врагов.

В таких условиях и происходит становление альтруистического поведения.


В других популяциях, где пресс хищников невелик, а также в неволе подвиги становятся необязательными.

P.S. Книгу можно получить бесплатно и легально благодаря проекту «Дигитека» https://vsenauka.ru/knigi/vsenauchnyie-knigi/
О таком проекте, кстати говоря, узнал на Пикабу.