Каронимика кораблей Советского Военно-морского флота (часть 2-я)

Каронимика кораблей Советского Военно-морского флота (часть 1-я)

Каронимика кораблей Советского Военно-морского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Крейсер, Флот
Каронимика кораблей Советского Военно-морского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Крейсер, Флот

ТАВКР "Новороссийск" и линейный корабль "Новороссийск", ex-"Giulio Cesare"


Эсминцам сохранили традиционные прилагательные. Появившийся класс лидеров называли в честь столиц союзных республик: «Москва», «Харьков» (столица УССР до 1934 года, корабль был заложен в 1932-м году), «Баку» и т.п. Туда же относился «Ленинград». По именам так и не построенных лидеров проекта 48 (типа «Киев») видны и предполагаемые пути дальнейшего развития этого правила: крупные города СССР («Архангельск», «Мурманск», «Петрозаводск»), героическая победа Красной Армии «Перекоп», а также всплывший с имперских времен революционный «Очаков». Война скорректировала это правило, после чего города отошли более крупным кораблям, от эсминцев – крейсерам.

Каронимика кораблей Советского Военно-морского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Крейсер, Флот

ЭМ "Гремящий", 1942-43 год

Каронимика кораблей Советского Военно-морского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Крейсер, Флот

ЭМ-БПК "Гремящий" (пр. 57-бис), 1983 год

Каронимика кораблей Советского Военно-морского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Крейсер, Флот

Лидер "Минск", 1940 год, Рига

Каронимика кораблей Советского Военно-морского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Крейсер, Флот

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) "Минск" (пр. 1143)

Каронимика кораблей Советского Военно-морского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Крейсер, Флот

Лидер (после 1949 г. — эсминец) "Ленинград", 1948 год, Нева

Каронимика кораблей Советского Военно-морского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Крейсер, Флот

Противолодочный крейсер (ПКР) "Ленинград" (пр. 1123)

Каронимика кораблей Советского Военно-морского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Крейсер, Флот

Лидер "Ташкент"

Каронимика кораблей Советского Военно-морского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Крейсер, Флот

БПК "Ташкент" (пр. 1134-Б), 1985 год

Каронимика кораблей Советского Военно-морского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Крейсер, Флот

ЭМ "Бедовый", на котором адмирал Рожественский сдался Японцам, в плену в Сасебо

Каронимика кораблей Советского Военно-морского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Крейсер, Флот

ЭМ "Бедовый" (пр. 56-У), ЧФ

Каронимика кораблей Советского Военно-морского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Крейсер, Флот

ЭМ "Калинин" (бывший "Прямислав")

Каронимика кораблей Советского Военно-морского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Крейсер, Флот

ТАРКР "Калинин", 1 января 1991 г. (с 1992 года "Адмирал Нахимов")


В малых силах флота тоже завелся ряд каронимических правил, в том числе и унаследованных явочным порядком с имперских времен. Так, сторожевики получили «погодные» имена («Ураган», «Метель», «Молния» и т.п.), на флоте их так и называли – «Дивизион плохой погоды», как корабли рубежа XIX-XX веков: канлодки типа «Дождь» и «Шквал», мониторы «Ураган», «Тайфун», «Смерч». Эта традиция во второй половине XX века перейдет к малым ракетным кораблям. Еще одна линейка каронимов — птицы («Ястреб», «Альбатрос») и хищные звери («Лев», «Тигр»). Сторожевики погранслужбы в этот же период освоили драгоценные камни («Жемчуг», «Бриллиант»). Обе эти аполитичные традиции восходят к корветам и клиперам XIX века. Небольшим исключением смотрелись «Киров» и «Дзержинский» — два сторожевика, купленных в Италии в 30-х годах.

Каронимика кораблей Советского Военно-морского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Крейсер, Флот

Сторожевой корабль (СКР) "Волк" (пр. 50), июнь 1978 г., Босфор


Для тральщиков и, впоследствии, охотников за подводными лодками были созданы две группы каронимов. Одна связана с техникой и элементами конструкции кораблей и мин («Фугас», «Взрыватель», «Бугель», «Гак», «Крамбол» и т.п.). Вторая – с флотскими специальностями («Артиллерист», «Наводчик», «Связист», «Химик» и т.п.). Первая после войны прижилась слабовато (хотя несколько тральщиков в проекте 266 были названы в этой традиции), а вторая получила развитие: корабли проекта 266М с подобными именами до сих пор бегают по морям.

Здесь же возникает традиция именования малых сил флота в честь героев, сохранившаяся и поныне. В тот период, в частности, была построена серия тральщиков, названных в честь героев Гражданской войны.

В конце 1930-х годов там же, на торпедных катерах, возникает один из самых массовых в будущем каронимов ВМФ СССР – «комсомольцы», дополненные топонимом («Одесский комсомолец» и т.п.).

Пока подлодки в силу их массовости не перевели на литерно-номерные обозначения, флот успел построить оригинальную серию кораблей: «Декабрист», «Народоволец», «Красногвардеец», «Революционер», «Спартаковец» и «Якобинец». Достойно сожаления, что эти имена (кроме, разве что, выпадающего из ряда ранне-революционного «Якобинца») так и не нашли должного применения в дальнейшем.

После войны, на волне возврата к славной истории отечества, флот обрел в число крейсерских каронимов имперских «адмиралов». Первой ласточкой стал опять же трофейный легкий крейсер «Нюрнберг» («Адмирал Макаров»). Уже позже появились «Нахимов», «Корнилов», «Сенявин», «Ушаков» и «Лазарев». Их дополнили тоже вполне традиционные для старого флота «Дмитрий Пожарский», «Александр Невский», «Дмитрий Донской» и «Козьма Минин». А потом и ранее не очень жалованные моряками империи сухопутные военачальники «Александр Суворов» и «Михаил Кутузов».

Так обозначился возврат к имперским каронимам, и в этой восстановленный преемственности крылся резерв развития сталинской системы. Однако за прошедшие после этого 30 лет ВМФ СССР, выйдя в океаны и став глобальной силой, серьезно поступился принципами именования.


Названия основных классов кораблей ВМФ послевоенного СССР.

Корабли ленд-лиза и репараций.

Линкоры и крейсера – названия городов-портов-ВМБ (с «привязкой» по флотам и морям). Архангельск, Мурманск (на СФ), Новороссийск, Керчь (ЧФ). Как исключение – Адмирал Макаров на БФ.

Эсминцы и миноносцы – традиционные прилагательные.

БФ, немецкие, на букву П: Прыткий – Z-14 Friedrich Inn, Пылкий – Z-15 Erich Steinbrinck, Прочный – Z-20 Karl Galster, Проворный – Z-33, Подвижный – T-12, Порывистый – T-17, Примерный – T-103, Поражающий – T-107 (G-7), Прозорливый – T-158 (V-158), Пронзительный – T-196.

ЧФ, на букву Л: Легкий – ит. Fuciliere, Ловкий – ит. Artigliere – Camicia Negra., Ладный – ит. Animoso, Летный – ит. Fortunale, Лютый – ит. Ardimentoso, Летучий – рум. Regia Maria, Лихой – рум. Regele Ferdinand, Легкий – рум. Marasesti, Ловкий – рум. Marasti (в 1945 году возвращены Румынии, имена перешли бывшим ит. ЭМ).

ТОФ, японские, на букву В: Внезапный (позднее Оскол) – Harutzuki, Верный – Hibiki, Ветреный (позднее Выразительный) – Hatsuzakura, Возрожденный – Kiri, Волевой – Kaya, Вольный – Shii, Внимательный – Kizi,

СФ, бывшие американские, а потом английские эсминцы-флешдекеры («гладкопалубники»), на буквы Д и Ж:

Живучий – DD-93 Fairfax – HMS Richmond,

Жгучий – DD-127 Twiggs – HMS Leamington,

Дерзкий – DD-134 Crowninshield – HMS Chelsea,

Дружный – DD-143 Yarnall – HMS Lincoln,

Жаркий – DD-167 Cowell – HMS Brighton,

Жесткий – DD-168 Maddox – HMS Georgetown,

Доблестный – DD-169 Foote – HMS Roxborough,

Достойный – DD-182 Thomas – HMS St. Albans,

Деятельный – DD-198 Herndon – HMS Churchill.

Каронимика кораблей Советского Военно-морского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Крейсер, Флот

ЭМ "Летучий", ex-"Regina Maria"

Каронимика кораблей Советского Военно-морского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Крейсер, Флот

ЭМ "Жаркий" (ex-DD-167 "Cowell" – HMS "Brighton"), камуфляж еще «британский», но бортовой номер нанесен уже по «советскому» образцу

Каронимика кораблей Советского Военно-морского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Крейсер, Флот

ТАВКР "Тбилиси", будущий "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"


Крейсера, эсминцы и БПК.

Кр пр. 68-К и 68-бис. Чапаев, Валерий Чкалов – Комсомолец, Железняков, Фрунзе, Куйбышев, Орджоникидзе (не достроен), Свердлов (заложен как Кр пр. 68-К, не достроен, имя перешло на Кр пр. 68-бис). Планировались имена (постройка отменена): Аврора, Ленин, Дзержинский, Лазо, Котовский…


Свердлов, Дзержинский, Орджоникидзе, Жданов, Александр Невский, Адмирал Нахимов, Адмирал Ушаков, Адмирал Лазарев, Александр Суворов, Адмирал Сенявин, Молотовск – Октябрьская Революция, Михаил Кутузов, Дмитрий Пожарский, Мурманск. Не достроены (названы): Щербаков, Адмирал Корнилов, Кронштадт, Таллин, Варяг, Козьма Минин – Архангельск, Дмитрий Донской – Владивосток.


ПКР пр. 1123 и ТАВКР пр. 1143 Москва, Ленинград, Киев, Минск, Новороссийск, Баку – Адмирал Горшков (сейчас индийский Викрамадитья), Тбилиси – Адмирал Кузнецов, Рига – Варяг (сейчас китайский Ляонин), Ульяновск (не достроен)… Столицы республик СССР, в т.ч. традиционная с лидеров пр. 1 и 38 пара Москва-Ленинград и… Ульяновск – в честь «родного города Ленина», хотя его наверняка бы переименовали.


ТАКР пр. 1144. Киров – Адмирал Ушаков, Фрунзе – Адмирал Лазарев, Калинин – Адмирал Нахимов, Куйбышев (при закладке) – Петр Великий, Адмирал Кузнецов (не достроен, имя перешло ТАВКР).


РКР пр. 58 (ЭМ, «поднятые» в ранге до крейсеров). Грозный, Стерегущий – Владивосток, Адмирал Фокин, Доблестный – Адмирал Головко, Сообразительный – Варяг.

РКР пр. 1164. Слава – Москва, Адмирал флота Лобов – Маршал Устинов, Червона Украина – Варяг, Адмирал флота Лобов – Украина (достался Украине, не достроен).


БПК пр. 61. (класса ЭМ-фрегат). Комсомолец Украины, Сообразительный, Проворный, Огневой, Образцовый, Одаренный, Отважный, Славный, Стройный, Стерегущий, Красный Кавказ, Решительный, Смышленый, Строгий, Сметливый, Смелый, Красный Крым, Способный, Скорый, Сдержанный. Инородный в ряду прилагательных головной «Комсомолец» и два «крейсерских» имени от известных кораблей-предков крейсеров «Светлан».


БПК пр. 1134 (позднее переклассифицированы в РКР. Корабли проектов 1134-А-Б на Западе считались крейсерами). Адмирал Зозуля, вице-адмирал Дрозд, Владивосток, Севастополь.

БПК пр 1134-А. Кронштадт, Адмирал Исаков, Адмирал Нахимов, Адмирал Макаров, Маршал Ворошилов, Адмирал Октябрьский, Адмирал Исаченков, Маршал Тимошенко, Василий Чапаев, Адмирал Юмашев. Чапаев и ряд адмиралов – по наследству от артиллерийских Кр.


БПК пр. 1134-Б. Николаев, Очаков, Керчь, Азов, Петропавловск, Ташкент, Таллин. Однородная серия «городов», традиционно «крейсерские» или «лидерские» имена, частично – от известных кораблей-предков.


БПК пр. 1155. Удалой, Вице-адмирал Кулаков, Маршал Василевский, Адмирал Захаров, Адмирал Спиридонов, Адмирал Трибуц, Маршал Шапошников, Симферополь – Североморск, Хабаровск – Адмирал Левченко, Адмирал Виноградов, Адмирал Харламов, Адмирал Пантелеев.


Эсминцы проектов 30-К и -бис, 56 -М, -ЭМ, -У, -А, 57, -А, -бис. Традиционные прилагательные, в т.ч. унаследованные от ЭМ РИФ («Соколов»), ЭМ пр. 7 и ленд-лиза. Исключения и переименования:


ЭМ пр. 30-К Охотник переименован в Сталин и 2 ЭМ пр. 56 переименованы в «комсомольцев», Смышленый – Московский комсомолец, Выдержанный – Дальневосточный комсомолец.


ЭМ пр. 956 и 956-Э. Современный, Отчаянный, Осмотрительный, Безупречный, Боевой, Стойкий, Окрыленный, Бурный, Ведущий – Гремящий, Быстрый, Расторопный, Безбоязненный, Безудержный – Гремящий (переименован после списания первого), Беспокойный, Настойчивый, Бесстрашный – Адмирал Ушаков. Важный – Екатеринбург – кит. Ханчжоу, Вдумчивый – Александр Невский – кит. Фучжоу. Наследование традиционных для ЭМ имен прилагательных с поздними бессистемными переименованиями.


Сторожевые корабли пр. 29, 42 и 50: имена диких животных и птиц, с «вкраплениями» драгоценных камней или «номерные» СКР – прямое «наследие» имен.


Сторожевые корабли проекта 1135 и 1135-М («поднятые» в ранге до ЭМ). Традиционные для ЭМ прилагательные с исключением в виде Ленинградского комсомольца.


Канцелярия на бортах.

Первое, что сделал в этом направлении Советский флот, – начал именовать корабли в честь своих адмиралов. Проблема была только в том, что, если до революции «адмирал» в имени корабля указывал на принадлежность к касте флотоводцев, то при СССР решили использовать формальное воинское звание. Результат вышел специфическим.

К таким именам, как «Вице-адмирал Дрозд» трудно предъявлять стилистические претензии (но почему не «просто» Адмирал Дрозд?). Но попытка увековечить память Главкома гремучей конструкцией «Адмирал флота Советского Союза Горшков» изрядно отдавала канцелярщиной, ведь можно же было ограничиться просто «Адмиралом Горшковым». Эта развесистая чиновная византийщина как будто перекочевала на борта кораблей из деревянного языка советского официоза.

Бюрократия не знает меры и вкуса, в результате во флоте СССР имена адмиралов красовались и на бортах ракетных крейсеров («Адмирал Головко»), и на тральщиках («Вице-адмирал Жуков»). Причем и там, и там они применялись бессистемно, вне единообразных серий.

Правда, «деревянный» язык давал и некоторые полезные результаты. Массовое размножение «Комсомольцев Мордовии» создало практичный прецедент. В силу географического изобилия размножать имена можно было почти безгранично. Утверждение же идеологических норм одновременно сшивало корабль и его экипаж с определенной территорией, что закладывало новые традиции и позволяло на практике осуществлять лозунг о единении армии и народа. До революции схожий эффект успели прочувствовать на себе только экипажи эсминцев типа «Украина», строившихся на пожертвования определенных территорий и народов империи.

«Комсомольцев» перевели на поток: от крупных кораблей типа БПК «Комсомолец Украины», двух эсминцев «Московский комсомолец» и сторожевика «Ленинградский комсомолец» – до катеров. Кроме того, комсомольцами именовались дизельные подлодки.

Но чаще бывало наоборот. Главная «победа» совдеповской канцелярии над флотом и здравым смыслом – юбилейные почетные наименования. Это были не полноценные имена (корабль закладывался и служил под литерно-номерным обозначением), однако стиль эпохи они передавали точно.

Нельзя отрицать оригинальность таких каронимов, как «60 лет Великого Октября» (атомный подводный ракетоносец К-182, 1977) или «50 лет СССР» (многоцелевой атомоход К-323, 1972). Это, конечно, не аргентинский авианосец «25 мая», но определенный шарм задавало – в одном стилистическом ряду с краснозвездной ушанкой, медведем, балалайкой и прочим китчем. Гораздо труднее понять первобытно-магический смысл таких заклинаний, как «60 лет ВЛКСМ» (К-451, 1978), «70 лет ВЛКСМ» (К-512, 1988) и отдельно «60 лет шефства ВЛКСМ» (АПЛ К-524, 1982). На флоте имелись изумительный ракетоносец К-51 «Имени XXVI съезда КПСС» (с 1999 года «Верхотурье»), малый ракетный корабль «XX съезд ВЛКСМ» и совершенно чудовищный торпедный атомоход К-242 «50 лет Комсомольску-на-Амуре».

В морских частях Погранвойск КГБ водились сторожевые корабли «Имени XXVII съезда КПСС», «Имени 70-летия Погранвойск» и «Имени 70-летия ВЧК-КГБ» (позднее переименованные в РФ в «города» Орел и Псков), а также малые артиллерийские корабли «Имени 60-летия Октября», «Имени 60-летия ВЧК» и «Имени 60-летия Погранвойск».

Каронимика кораблей Советского Военно-морского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Крейсер, Флот

ПСКР "Имени 70-летия ВЧК-КГБ"


Чем «провинились» корабли, названные в стилистике протокола отчетно-выборного собрания, понять решительно невозможно.


В рабочем беспорядке.

В целом Советский флот второй половины XX века придерживался сталинских норм каронимики, но все более своеобразно. Отдельную проблему составляло смешение основных классов боевых кораблей, начавшееся с внедрением на флот ракетного оружия. Однако беспорядка хватало и с поправкой на постепенное размывание понятия крейсера, эсминца или сторожевика.

Столицы союзных республик, дополненные традиционным «Ленинградом» и политически важным в брежневское время «Новороссийском», перекочевали на борта авианесущих крейсеров. Причем там же в дальнейшем образовались несистемные «Адмирал Кузнецов» (он же сначала «Рига», затем «Брежнев», затем – «Тбилиси») и «Ульяновск».

Почти полностью развалились крейсерские правила: в проекте 58 в одном ряду стояли «Грозный», «Варяг» и два «адмирала» (один из которых успел побыть «Владивостоком»). При этом «Грозный» остался с тех времен, когда серия считалась эсминцами и однородно именовалась прилагательными.

В серии БПК проекта 1134А можно найти и город («Кронштадт»), и адмирала империи («Адмирал Нахимов»), и советского адмирала («Адмирал Юмашев»), и сухопутного военачальника («Маршал Тимошенко»), и даже военачальника гражданской войны («Василий Чапаев»). В серии БПК проекта 1155 наблюдалась схожая картина, дополненная головным «Удалым». Ровная серия прилагательных в БПК проекта 61 открывалась головным «Комсомольцем Украины» и разбивалась крейсерскими «Красным Крымом» и «Красным Кавказом».

Более-менее однородной выглядели только «великолепная семерка» БПК проекта 1134Б, названная по городам, эсминцы проекта 956 (прилагательные с мелькнувшим «Московским комсомольцем»), да четверка атомных ракетных крейсеров проекта 1144 («Киров», «Калинин», «Фрунзе», «Юрий Андропов», впоследствии все равно переименованная.

Это, в принципе, было новой традицией: произвольно смешивать допустимые каронимы в серии. Основы этого подхода были заложены еще в конце 1940-х, в длинной серии артиллерийских крейсеров проекта 68-бис.

Еще одна характерная особенность позднесоветской каронимики – переименования кораблей, причем нередко еще до их ввода в строй. Эта политико-аппаратная неразбериха также не добавляла солидности именам, наносимым на борта.

Так, «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», задуманный как «Советский Союз» (вот он, осколок каронимики 1930-х) и заложенный как «Рига», успел на своем веку побыть «Леонидом Брежневым» и «Тбилиси». Его имя, к слову, должен был носить пятый атомный крейсер проекта 1144, сначала названный «Дзержинским». Ракетный крейсер «Адмирал флота Лобов» стал после смерти министра обороны «Маршалом Устиновым», его имя отошло запланированному «Комсомольцу» того же типа, а тот поделился своим с лодкой проекта 685 (которая погибнет весной 1989 года).

Но были и хорошие новости. Помимо «адмиралов», советский флот медленно возвращал имперские каронимы. Первыми стали города морской славы («Петропавловск», «Севастополь», «Очаков» и т.п.), потом появился «Варяг». Хорошо знакомая «Слава» возникла на головном крейсере проекта 1164, достойно сожаления, что в 1990-е это имя не удержалось на борту. Вернулись даже имперские победы, хотя крайне своеобразно: в 1960-е годы среди плавбаз подводных лодок проекта 1886 сиротливо образовались «Бородино» и «Гангут».


Стиль Советского флота.

Вкратце, по стилю советской каронимической системы можно сделать следующие замечания.

Революционный бардак в наименованиях заложил-таки несколько устойчивых традиций. В частности, ввел в оборот имена государственных деятелей и дал флоту в наследство ряд сочных каронимов.

Созданная в конце 1930-х система именования кораблей остается пока вершиной отечественного каронимического искусства. Ее аккуратное применение вкупе с «легализацией» части дореволюционных каронимов, что наметилось с конца 1940-х, могло сформировать новую устойчивую и сбалансированную традицию присвоения имен.

Однако начавшееся с 1960-х небрежение правилами этой системы привело к целому ряду негативных явлений. Сохраняя в целом традиции системы 1930-х, ВМФ СССР регулярно нарушал их в частностях. Помимо канцелярщины, самым большим «грехом» выглядит размывание связи между каронимом и классом корабля (адмиралы-крейсера и адмиралы-тральщики тому примером). Также смешивались разнотипные имена внутри однородных серий кораблей.

Тем не менее, по итогам советского периода в отечественной каронимике возникли и закрепились некоторые новые элементы. Среди них – воинские специальности, имена полководцев и государственных деятелей. Утвердился значительный, даже в чем-то чрезмерный, пласт географических имен.

Периодически предпринимались попытки вернуться к идеологически нейтральным именам царских времен. Правда, в позднем СССР так и не воспользовались традиционным для императорского флота корпусом побед русского оружия, а дореволюционных «адмиралов» вводили крайне дозировано. Не получили должного отражения и победы Красной армии на полях Великой Отечественной войны.

В целом каронимическая система СССР была оригинальной, поначалу стройной и в любом случае имела серьезный потенциал для творческого развития. Однако засилье канцелярщины, непоследовательность и отказ от продуманного соединения с дореволюционными традициями превратили ее в громоздкую эклектическую конструкцию, перегруженную сухим официозом.


В таком виде система и досталась в наследство ВМФ Российской Федерации.

Каронимика кораблей Советского Военно-морского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Крейсер, Флот

Крейсер Слава, 1957 год, после капитального ремонта и модернизации.

Крейсер Молотов, после того, как нарком иностранных дел Вячеслав Михайлович Молотов впал в опалу, был переименован. Шутили, что «Вячеслав (Молотов)» стал просто «Славой».

Каронимика кораблей Советского Военно-морского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Крейсер, Флот

РКР Варяг (пр. 1164) у берегов Сирии на боевой службе, 21 января 2016 г.


Источник