Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 2-я)

Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 1-я)

Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Броненосец, Крейсер, Флот
Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Броненосец, Крейсер, Флот

Флагман ЧФ ракетный крейсер "Москва" (с 05.11.1976 по 15.05.1995 года — "Слава") и ЭБр "Слава" (тип "Бородино")


Формирование системы. Стиль Императорского флота.

К началу XX века на флоте уже создалась более-менее стройная, хотя и не лишенная исключений система наименования кораблей. Она гармонично сочетала в себе вертикальную традицию передачи исторических имен с горизонтальным разделением между классами кораблей, а также интенсивно развивалась, изобретая каронимы для кораблей новых классов.

Линейные корабли (броненосцы и дредноуты) именовались в честь монархов правящего дома (без Романовых XVII века, от «Петра Великого» до «Императрицы Марии»), сильно сократившейся группой религиозных каронимов («Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Георгий Победоносец», «Двенадцать апостолов», «Три святителя», «Сисой Великий», «Андрей Первозванный». Примечательно, что на Балтийском флоте были в основном «Императоры», а на Черном море — «святые»), а также в честь побед России и городов воинской славы («Полтава», «Чесма», «Гангут», «Петропавловск», «Бородино», «Наварин», «Севастополь» и т.п.).

Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Броненосец, Крейсер, Флот

ЭБр "Екатерина II"

Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Броненосец, Крейсер, Флот

ЭБр "Император Николай I"

Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Броненосец, Крейсер, Флот

ЭБр "Император Павел I"

Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Броненосец, Крейсер, Флот

ЭБр "Двенадцать Апостолов"

Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Броненосец, Крейсер, Флот

ЭБр "Иоанн Златоуст"

Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Броненосец, Крейсер, Флот

ЭБр "Гангут"

Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Броненосец, Крейсер, Флот

ЭБр "Наварин"

Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Броненосец, Крейсер, Флот

ЛК "Гангут", в достройке на р. Нева, 10 июля 1914 г.

Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Броненосец, Крейсер, Флот

ЭБр "Севастополь"

Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Броненосец, Крейсер, Флот

ЛК "Севастополь", 1915 г.


Исключения составляли традиционные имена вроде «Слава», «Победа», «Орел» и относящийся к символам монархии «Цесаревич». Из славянских княжеских каронимов XVIII века броненосцам империи достался один лишь «Ростислав». Там же на Черном море появился «Князь Потемкин-Таврический».

Крейсеры забрали, во-первых, всю характерную доимперскую и легендарную каронимику: «Варяг», «Рюрик», «Аскольд», «Олег», «Богатырь», «Рында», «Светлана», «Витязь», «Баян», «Новик», «Боярин», «Громобой», а также «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах». Исключение составили «Ослябя» и «Пересвет», формально отошедшие к броненосцам, но представляли те собой, по сути, «разросшиеся» броненосные крейсера (строились как «броненосец-крейсер»), так что традиция определенным образом сохранилась.

Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Броненосец, Крейсер, Флот

Фрегат "Ослябя" (1863 г., фото в г. Бостон, США)

Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Броненосец, Крейсер, Флот

ЭБр "Ослябя"

Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Броненосец, Крейсер, Флот

Фрегат "Аскольд" (1873 г., фото в г. Гонолулу, Гавайские о-ва)

Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Броненосец, Крейсер, Флот

Крейсер I ранга "Аскольд"

Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Броненосец, Крейсер, Флот

Броненосный крейсер "Рюрик" (1892)

Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Броненосец, Крейсер, Флот

Броненосный крейсер "Рюрик" (II) (1906)


Во-вторых, были освоены «адмиральские» имена, сконцентрированные в серии броненосцев (береговой обороны), фрегатов, корветов, а затем крейсеров (в честь Нахимова, Корнилова, Спиридова, Грейга и т.п.). Традиция эта была сравнительно молодой: первые «адмиралы» (в виде броненосных фрегатов) появились на флоте только в 1860-х годах.

В-третьих, была сохранена оригинальная серия «богинь»: после 1905 года построили новую «Палладу» взамен погибшей в Порт-Артуре, а вернувшиеся с войны «Аврора» и «Диана» продолжили службу.

В-четвертых, была сформирована новая традиция именования малых крейсеров второго ранга по названиям драгоценных камней («Жемчуг», «Изумруд», «Алмаз»).

Минные заградители именовались в честь российских рек («Амур», «Енисей», «Аргунь»).

Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Броненосец, Крейсер, Флот

Минный заградитель "Енисей" (Балтийского флота, второй с таким названием, первый погиб в Порт-Артуре)


В виде исключения крейсеры называли в честь побед – «Очаков» и «Кагул», они же «Кагул» и «Память Меркурия» после Севастопольского восстания 1905 года.

Эсминцы в основном именовались прилагательными, но традиционно оттянули на себя и имена прославленных офицеров флота: «Капитан Изыльметьев», «Лейтенант Пущин», «Инженер-механик Зверев» и т.п. Малые миноносцы, помимо разного рода «Донских казаков» и «Сибирских стрелков», собрали имена национальных меньшинств империи («Финн», «Трухменец») и переняли от клиперов середины XIX века имена вроде «Всадник» и «Гайдамак» – все это минные крейсера, а впоследствии эсминцы типа «доброволец», поскольку строились они на добровольные пожертвования народа на восстановление флота после поражения в Русско-японской войне, когда флот, за исключением Черноморского, был практически уничтожен.

Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Броненосец, Крейсер, Флот

ЭМ "Заветный"

Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Броненосец, Крейсер, Флот

ЭМ "Прыткий"

Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Броненосец, Крейсер, Флот

ЭМ "Забияка" (1916 г., БФ)

Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Броненосец, Крейсер, Флот

ЭМ "Счастливый" (1916 г., ЧФ)


Явным исключением стал головной эсминец принципиально нового типа, восходящий к крупным минным крейсерам (или «скаутам», то есть разведчикам – в Английском флоте) и получивший потому «крейсерское» имя «Новик». По той же схеме паротурбинные легкие крейсеры-«адмиралы» формально считались кораблями типа «Светлана» по имени головного корабля.

Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Броненосец, Крейсер, Флот

Крейсер II ранга "Светлана"

Каронимика кораблей Российского Императорского флота (часть 2-я) Корабль, История, Военная история, Длиннопост, Эсминец, Броненосец, Крейсер, Флот

Легкий крейсер "Профинтерн" (ex-"Светлана", будущий "Красный Крым")


Мир канонерских лодок, как и мир их имен был обширен. Прилагательные, национальные меньшинства («Гиляк», «Кореец», «Хивинец»), животный мир («Бобр», «Сивуч») или погодные явления («Шторм», «Вьюга»). Во второй половине 19 века была построена серия броненосных лодок с оригинальными мифологическими именами («Перун», «Вещун», «Колдун», «Русалка», «Чародейка»). Имели место даже конфликты с церковью, отказавшей в церемонии официального крещения кораблям с языческими именами.


Последними свою систему именования получили подводные лодки, и здесь порядка было не в пример больше. Субмарины главным образом именовались рыбами и морскими гадами. Более поздние подлодки типа «Барс» заложили еще одну традицию – по именам хищных зверей. Она будет частично восстановлена в российском флоте после 1992 года. Единственным исключением стала «шефская» субмарина «Фельдмаршал граф Шереметьев», построенная на деньги рода Шереметьевых.

Систематичность присвоения имен в сериях в целом все же хромала. Ровные серии (например, однотипные броненосцы «Полтава», «Севастополь», «Петропавловск» и наследовавшие им одноименные дредноуты или линейные крейсеры типа «Измаил») сменялись совершеннейшим винегретом. Отличным примером являются пять однотипных броненосцев: «Бородино», «Князь Суворов», «Орел», «Император Александр III» и «Слава». В малых сериях «Император Павел I» мог соседствовать с «Андреем Первозванным», а стандартный «Адмирал Макаров» – с той самой «Палладой» и «Баяном».

Так же расслоились победы русского оружия — на Черном море образовалась серия эсминцев типа «Фидониси», названных в честь побед адмирала Ушакова. А вот балтийские «новики» поздних серий («Орфеи» и «Изяславы») выдавали сочетания имен поинтереснее, например «Автроил» посреди славянских князей типа «Брячислава» или «Десна» с «Громом» рядом с «Забиякой» и «Победителем».

Проанализировав каронимы Российского императорского флота, можно сделать несколько замечаний о стилистике этого периода.

Флот не имел привычки обвешиваться многосоставными наименованиями, более характерными для позднесоветского периода. Так, «адмиральские» серии крейсеров обозначали не воинское звание, а принадлежность к касте флотоводцев.

Флот, с самого начала забрав себе сухопутные победы империи, не пускал на борта имена армейских военачальников, как это, например, широко было принято у другой континентальной державы – Германии. Исключение было сделано для Суворова (но не для Кутузова, ЭБр «Князь Суворов» типа «Бородино»), а также вождей ополчения 1612 года Минина и Пожарского (фрегаты, в преддверии 250-летия дома Романовых). Политическая конъюнктура привела к появлению корвета «Скобелев». К слову, имена Суворова и Кутузова применялись, но не в военном флоте, а среди кораблей, являвшихся собственностью Российско-американской компании – «госкорпорации», осваивавшей Аляску и тихоокеанское побережье Северной Америки. Герои же войны 1812 года на флоте никакого упоминания не получили.

Крупные корабли флота практически не именовались в честь городов империи. Городами обычно называли мелкие корветы и коммерческие пароходы. Вообще, географическая составляющая в каронимике до 1917 года представлена скудно, за исключением малых и вспомогательных сил флота. Единственное, что выделялось, – это части света («Европа», «Азия», «Африка»), но и они к концу империи отошли на второй план. Можно отметить разве что минные заградители, традиционно именовавшиеся в честь крупных рек России («Амур», «Енисей»).

Правители допетровского периода популярностью во флоте под конец существования империи не пользовались. Исключением были разве что «Дмитрий Донской», «Олег» и «Владимир Мономах», а «Александр Невский», представленный в XVIII веке и до середины XIX, наоборот, исчез. Княжеские имена домонгольского периода, широко использовавшиеся в парусном флоте, вернулись в одной из серий новых эсминцев в 1910-е годы, но статус их был явно ниже, чем у кораблей 1-2 ранга.

Полностью отсутствуют и победы допетровского периода, даже такие фундаментальные, как Ледовое побоище, Куликово поле, стояние на реке Угре, взятие Казани или битва при Молодях.

«Общегосударственные» деятели популярностью на флоте также не пользовались. Редчайшие исключения – Лефорт, Потемкин и уже упоминавшийся Орлов. Но кораблей, названных в честь Меньшикова, Остермана, кого-то из Шуваловых, Безбородко, Сперанского, Аракчеева, Милютина или Горчакова, так и не появилось.

Каронимическая система Российского императорского флота была практически полностью разрушена двумя революциями. Советская система каронимики, однако, в процессе развития восстановила часть имперской традиции именования.


Источник

(по ссылке на источник информации советую сходить, там есть несколько фотографий, которые не влезли в пост)



Продолжение следует...


И с наступившим 2021 годом,любители военной истории, кораблей и самолётов, пусть будет лучше, чем 2020 год!:))