Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Карикатура и пропаганда в Первой мировой войне. Часть 1

Здравствуйте. Продолжаю публиковать выдержи с выпускной квалификационной работы.На этот раз поговорим о пропаганде Центральных держав и Антанты (не включая Российскую Империю).

С объявлением Первой мировой войны начался новый этап пропаганды. Тогда в боевые действия вступила почти вся Европа. Война Антанты и Центральных держав стала одной из самых кровопролитных во всей истории человечества и наиболее масштабной, если не считать будущую Вторую мировую. Именно в это время стартовала активная пропаганда центральных держав против Антанты, в том числе чтобы взбодрить своих солдат в бою, а также морально подорвать войска противника.

Например, немецкий разведчик Вальтер Николаи, начальник Разведуправления германского верховного командования во время Первой мировой войны так рассуждал о пропаганде: «На деле пропаганда есть средство и поэтому должна рассматриваться не иначе как с точки зрения цели. Вот почему форма пропаганды должна вытекать из цели, ей служить, ею определяться. Ясно, что в зависимости от потребностей цель может изменяться, и, соответственно, должна изменяться также и пропаганда. Цель, стоявшая перед нами в мировой войне, за достижение которой мы вели нечеловеческую борьбу, представляла собою самую благородную цель, какая когда-либо стояла перед людьми».[1] Так же он говорил, что немцы вели борьбу за свободу, за хлеб, за будущее и честь. Вальтер говорил, что народы, которые не отстаивают свою честь, потеряют свободу, и это будет справедливо, ибо поколения, которые не знают, что такое честь, не могут быть свободными, так как, кто трус, тот уже не имеет чести.

Вальтер Николаи также говорил, что искусство пропаганды должно заключаться в убеждении масс в необходимости поверить в тот или иной факт, что этот факт действительно существует, что есть такая необходимость и есть вывод. Именно такую вещь надо научиться делать, и самым лучшим образом. А пропагандистский плакат должен воздействовать на чувства и приковать внимание масс.[2]

Причем вся пропаганда должна быть понятна широким слоям населения, что даже самый отсталый должен осознать ее. Так как весь народ втянут в войну, все народные массы способны понимать смысл пропаганды. Она должна быть как можно менее наукообразной и воздействовать на чувства толпы. Именно правильная постановка и дает успех пропаганде.

Николаи отмечал, что толпа быстро забывает, и поэтому пропаганда должна быть легко запоминаемой и излагать свою суть ясно и кратко, не забывая о психологических мотивах.[3]

Он считал, что немецкая и австрийская пропаганда ошибочно изображала противника в юмористическом тоне. Ведь во время боя немецкий солдат, видя противника лицом к лицу, просто терялся и переставал верить в свою пропаганду, а англичане рисовали немцев в виде злодеев, которые могли все уничтожать, как варвары, таким образом подготавливая своих солдат к ужасам войны.[4]

Он признавал, что немецкая пропаганда не смогла понять солдатской психологии, что негативно сказалось на морали.

Против России тоже была пропаганда в эти непростые дни. Немцы подготовились «классически» – выпустили антироссийские открытки.

Карикатура и пропаганда в Первой мировой войне. Часть 1 Политика, Пропаганда, Плакат, Первая мировая война, Антанта, Длиннопост

Например, одна из карточек изображала пьяных пограничников в драных мундирах, у которых мешки под глазами, красные носы и непонимающий взгляд.

Карикатура и пропаганда в Первой мировой войне. Часть 1 Политика, Пропаганда, Плакат, Первая мировая война, Антанта, Длиннопост

Также были открытки, которые высмеивали нашу культуру – например, про изгнание мышей ножами и топорами из избы

Карикатура и пропаганда в Первой мировой войне. Часть 1 Политика, Пропаганда, Плакат, Первая мировая война, Антанта, Длиннопост

или про русское купание; при этом нашу армию показывали слабой: так, на одной из карикатур российские войска бегут в озеро от немецких солдат.

А была открытка под стать современным вариантам карикатуры «Шарли Эбдо»

Карикатура и пропаганда в Первой мировой войне. Часть 1 Политика, Пропаганда, Плакат, Первая мировая война, Антанта, Длиннопост

на которой показана русская троица, только в совершенно непристойном виде: посередине поющий поп, слева от него пьяный моряк с бутылкой, справа – падшая женщина, а над ними стоит смерть.

Как видим, немцы во время Первой мировой войны высмеивали страны Антанты и делали это в классическом стиле карикатур, чтобы высмеивать и культуру своих врагов, и стереотипы. Но в те времена такая пропаганда устарела, как отмечал немецкий военный разведчик Вальтер Николаи. Таким образом, немецких солдат такие карикатуры уже не смогли вдохновить, ведь Первая мировая была не локальным конфликтом. Фронт и новое вооружение уничтожали все вокруг, а всеобщая ненависть к врагам, в которую выливалось насилие над мирными жителями, просто показала другую сторону войны, особенно в новостных изданиях.

Франция в это время мыслила уже по-другому, и на страницах французской прессы читателей ждали не карикатуры на врага, а рассказы о буднях солдат-соотечественников.

Так, в журнале «La Guerre Documentee»[1] (в переводе – «Война задокументированная»), достаточно популярном в свое время, на рисунках изображали французских пулеметчиков, которые подготавливали пулемет к бою, конный патруль, солдат, которые всматриваются вдаль, или марш французских войск на фронте, а впереди всех – солдата, державшего французское знамя. Это пробуждало патриотические чувства.

[1] Архив журнала «La Guerre Documentee» URL:http://web.archive.org/web/20070906195138/http://www.greatwa....

Карикатура и пропаганда в Первой мировой войне. Часть 1 Политика, Пропаганда, Плакат, Первая мировая война, Антанта, Длиннопост
Карикатура и пропаганда в Первой мировой войне. Часть 1 Политика, Пропаганда, Плакат, Первая мировая война, Антанта, Длиннопост
Карикатура и пропаганда в Первой мировой войне. Часть 1 Политика, Пропаганда, Плакат, Первая мировая война, Антанта, Длиннопост
Карикатура и пропаганда в Первой мировой войне. Часть 1 Политика, Пропаганда, Плакат, Первая мировая война, Антанта, Длиннопост

Вот гренадер, готовый бросить гранату

Карикатура и пропаганда в Первой мировой войне. Часть 1 Политика, Пропаганда, Плакат, Первая мировая война, Антанта, Длиннопост

а вот артиллерийские наблюдатели за работой: один говорит по рации, а второй смотрит в подзорную трубу.

Карикатура и пропаганда в Первой мировой войне. Часть 1 Политика, Пропаганда, Плакат, Первая мировая война, Антанта, Длиннопост

Или допрос пленных немцев французами,

Карикатура и пропаганда в Первой мировой войне. Часть 1 Политика, Пропаганда, Плакат, Первая мировая война, Антанта, Длиннопост

или марш французских войск через город, где их встречают граждане с приветствием,

Карикатура и пропаганда в Первой мировой войне. Часть 1 Политика, Пропаганда, Плакат, Первая мировая война, Антанта, Длиннопост

или зарисовка с похорон павших французских бойцов: через большую улицу движутся кареты с солдатскими гробами, а поодаль в почтительном молчании застыли граждане.

Как видим, пропаганда во время Первой мировой приобрела другой вид, особенно в западных странах, в отличие от центральных держав, которые еще рисовали карикатуры. Французская пропаганда показывала обычный быт солдат всех родов войск или ситуации во время войны. Уже почти не было сатирических картин, показывающих немцев или австрийцев и венгров в низменном обличии.

Таким образом, Запад изменил стиль пропаганды и показывал дни войны серьезно, без всяких карикатур на противника.

[1] История пропаганды. URL: https://propagandahistory.ru/2308/Germanskaya-voennaya-propa...

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Там же.

За Правду

784 поста1.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Посты нашего сообщества будут дублироваться в Телеграмм канале. Можете общаться без боязни пострадать за свободу слова.

https://t.me/chemtonado