Калинин о науке и социализме

Михаил Иванович Калинин - российский революционер, коммунист, советский государственный и партийный деятель.

Калинин о науке и социализме Калинин, Цитаты, История, Социализм, СССР, Наука, Длиннопост

К научным работникам и студентам

(Из речи на собрании научных работников и студентов Ростова-на-Дону 24 ноября 1927 г.)


Товарищи! Затруднительно взять тему речи на собрании, которое организовано в довольно короткий срок и участники которого хотя и объединены в одних учреждениях, но имеют различные потребности. С одной стороны, молодое студенчество, с другой — преподавательский персонал.


Прежде всего, почему возникают в настоящий момент такие собрания? Ведь было время, когда представители Советской власти не могли уделять должного внимания профессуре. Было такое время, и эта категория людей и деятельность их в течение продолжительного периода до известной степени были как-то в стороне. Мы чувствовали, что у старой профессуры идеологически дело обстоит не так, как у нас. Но некогда было, в сущности говоря, заниматься этим вопросом, потому что была военная обстановка, были другие задачи, более насущные. Они-то и занимали главным образом правительство.


Но вот наступил период хозяйственного и культурного строительства. Он длится уже несколько лет. И если в первые моменты строительства мы могли жить еще производственной энергией, могли жить энтузиазмом, теми практическими навыками, которые были у людей, то совершенно понятно, что это могло быть только временно.


По существу, как только мы приступили к строительству, в свои права вступила полностью и научная мысль. Неслучайно, не зря происходят такие общения, как сегодня. Не случайно, что не только со стороны Советской власти идет инициатива общения с профессурой, с представителями инженерно-технических сил, вообще с высококвалифицированной силой, но и со стороны самой профессуры, со стороны технических сил заметна тенденция к тесному сближению с правительством. Все это вызывается естественными потребностями. Строительство с каждым днем вовлекает все большее количество людей и с каждым днем оно предъявляет все большие требования к научной мысли.


Если строительство, развертываясь с каждым днем, предъявляет все большие требования к науке, то с другой стороны, и научные квалифицированные работники также увлечены этим строительством и также начинают все больше и больше втягиваться в него. Когда я был недавно на таком же собрании Ленинградского политехнического института, ректор института от лица всего профессорского состава не зря заявил, что профессура не считает возможным двигать вперед науку без тесного общения с Советским правительством.


Это свидетельствует о переломе в настроении старой интеллигенции. Наше социалистическое строительство нуждается в квалифицированных силах. Многие приезжающие сюда из-за границы, побывав у нас несколько недель, говорят: «Мы мысленно, идейно представляли себе это строительство, но все это у нас было как-то в тумане. Теперь же, когда мы побывали в Советском Союзе, мы чувствуем, мы реально ощущаем конкретные возможности построения социализма, непосредственно ощущаем и видим это на примере вашего строительства социализма».


Значит, коллективные формы производства и переход производства в руки государства не мешают росту производства, увеличению производительности. Теперь, пожалуй, против этого факта никто не спорит. Во всяком случае, десятилетний опыт говорит нам, что переход основных отраслей производства в коллективное владение или в руки государства не только не уменьшает, но значительно повышает интенсивность производства, технические усовершенствования производства, повышает и развивает способности и энергию трудящихся масс, способности высококвалифицированной силы отдавать свои силы на социалистическое строительство. Весь наш предшествующий опыт это блестяще подтвердил.


Но построение социализма выражается не только в тех материальных достижениях, о которых я говорил вам.


Построение социализма, как совершенно правильно говорил Ленин, предполагает прежде всего организацию масс. Это одна из самых трудных проблем построения социализма. Ведь что такое построение социализма? Это значит — от стихийного, анархического, капиталистического развития перейти к сознательному, плановому развитию человечества, или, как говорят, из царства необходимости прыгнуть в царство свободы.


Как же прежде шло развитие промышленности, техники, культуры? Кто мог регулировать, руководить при капитализме этим развитием? В деле организации, построения новых отраслей промышленности, внесения какой-либо плановости в хозяйство старое, царское правительство, — сильное лишь с внешней стороны в смысле репрессий, в смысле удушения инициативы, — было крайне слабым. И вот сейчас одна из коренных и основных задач социализма, помимо тех, о которых я вам говорил, — это организация масс.
Этой работой заняты Коммунистическая партия, Советское правительство, к этой работе все больше и больше привлекаются научные силы. Каждый дальнейший шаг, каждый дальнейший этап социалистического движения должен быть научно подкреплен, научно обоснован. Без этого движение вперед невозможно.

Если, как я сказал, старый производственный аппарат мог держаться на некотором опыте практических работников, то дальнейший поступательный ход с каждым днем требует все большего и большего привлечения научных сил и огромного количества организаторов, в которых у нас больше всего ощущается недостаток.


По существу, старый строй почти не выдвигал организаторов. Единственная партия, имевшая организаторов, — это Коммунистическая партия.


Вы думаете, что Коммунистическая партия захватила власть, привела рабочий класс к победе только своими революционными лозунгами? Это грубейшая ошибка. Коммунистическая партия за свою тридцатилетнюю историю создала кадры великолепных организаторов. Организаторские таланты не падают с неба. Они создаются в процессе работы. Подпольная работа большевиков, требующая от людей выдержки, известного умения, постоянной ориентировки, умения использовать данную обстановку в интересах партии, и выковала кадры организаторов.


Коммунистическая партия вырастила кадры организаторов, которые и явились фундаментом, основой, мощью и силой партии Ленина. Никому не известный коммунист, брошенный в глухой угол нашей необъятной страны, становился организатором власти на местах, великолепно работал, укреплял диктатуру пролетариата. Почему? Потому что партия в нем выковала навыки к организации, к дисциплине, научила быть во главе массы, учить ее, одновременно учась у нее.


В настоящий момент нам еще более нужны организаторские силы, ибо вы представьте себе: кончает студент учебное заведение, он недурной знаток школьного дела, хороший инженер, но никчемный организатор, или, как говорят рабочие, «ни к шубе рукава» в практической жизни. Ну, скажите, разве он может быть хорошим начальником в мастерской? В мастерской должен быть инженер, не только знающий непосредственно свою узкую специальность, но и умеющий руководить людьми. Он должен знать людей. В производстве должно быть теснейшее общение между руководителем и его подчиненными. Он должен так распределить свои живые силы, чтобы получить максимальные выгоды.


Нам нужно иметь организаторские навыки. Без организаторских навыков успеха не будет. Сейчас у меня тоже учатся сыновья в Политехническом институте. Я им говорю: «если из вас организаторов не будет, вам цена грош». А если к инженерному техническому образованию прибавить еще организаторское дарование, тогда человек далеко пойдет. Он везде будет цениться.


Но как эти организаторские дарования приобрести? Как сделать так, чтобы высшие учебные заведения, которые выковывают наших молодых ученых, инженеров, чтобы они вместе с тем, я не говорю готовили бы, — нельзя подготовить организатора академически, — но все-таки на протяжении нашего пятилетнего или четырехлетнего курса высшего образования давали бы и некоторое повышение квалификации в области организаторских навыков?


Мне думается, что развитие организаторских способностей дается не только лекционным, академическим путем, но, прежде всего, — практической работой.


Эта задача является одной из важнейших задач, которые стоят перед нашей молодежью и перед руководителями этой молодежи. Товарищи, сколько я ни встречал людей, которые были настроены по отношению к нам довольно отрицательно, они, побывав за границей и вернувшись в СССР, все-таки говорят: «Как переехал границу, то чувствуешь, что новый мир. Несмотря на то, что я не очень почтительно к большевикам отношусь, переехав границу, невольно оказываюсь большевиком. У вас бьет жизнь ключом, народная жизнь, народное творчество не для денежного мешка, не для кармана, а для всех тружеников».


Вся история за последние 200 лет говорит о том, что мы привыкли к тому, что едем за границу и оттуда вывозим новое. Так было в последние 200 лет. Теперь нам за границу ехать незачем…


Новые формы построения социализма мы должны сами искать. Здесь нужно проявить максимум творческой энергии, сил. Все это творчество должно быть не кустарно, а научно; оно требует колоссальнейших сил, научных и организаторских. Нужно организовать распыленные многомиллионные массы и использовать их целесообразно, с тем чтобы каждая единица в государстве работала для общей стройки. Задача грандиозная, и, конечно, она может быть выполнена только при колоссальнейшем напряжении всех научных сил и развитии организаторских дарований масс.


Нет ни одной отрасли деятельности, где бы не требовалось организаторских способностей. Во всех отраслях, в том числе и педагогической, требуются организаторские способности. Призывая профессуру и всех научных работников к активному участию в социалистическом строительстве, я уверен, что эта работа еще более сплотит и укрепит силы научных работников. Я не сомневаюсь в том, что научные работники получат огромное внутреннее удовлетворение от траты своей энергии, сил на социалистическое строительство. А это внутреннее удовлетворение, сознание, что ты действительно работаешь на благо человечества, в свою очередь подтягивает, пробуждает новые творческие силы у работника. И вот все это, я думаю, и даст нам возможность, не только молодому поколению, но еще и нам, увидеть Советский Союз самой первоклассной страной не только в области политики - это у нас и сейчас уже есть, - но и в области культуры и техники и организованности широких трудящихся масс.


М.И. Калинин. Избранные произведения. Том 2. “К научным сотрудникам и студентам”, с. 202-207