Какие глупости для перевозчиков не прошли в Госдуме

Ситуация, когда хотели (или не хотели) как лучше, а получилось как всегда в России не редкость. Особенно это касается наших депутатов, которых хлебом не корми, а дай что-нибудь улучшить, докрутить или переделать. И вроде бы не дураки, но выходит все равно криво, косо и сводится рано или поздно к откатам. В чем дело?


Давайте вспомним самые скандальные и мысленно поблагодарим высшие силы, что они не прошли.

Какие глупости для перевозчиков не прошли в Госдуме Дальнобойщики, Закон, Фура, Авто, Длиннопост

Реестры грузоперевозчиков


Ага, была еще в 2019 году такая инициатива от законотворцев. В теории все было круто и белее некуда. Идея то была хорошей - вывести перевозчиков на свет божий, но вот по сути получилась очередная лицензионная кормушка для государства. А что это подразумевало? Верно, взятки.

Ведь для попадания в реестр нужно было бы доказывать, что ты профессионал, что ты обладаешь соответствующими навыками и т.д. Короче, очередная бюрократическая махина.

Плюс к этому, наличие актива (депозита) в размере 500 000 рублей. А также административная удавка в виде угрозы вылететь за любое повторное административное правонарушение из данного реестра. Вот так было “интересно” задумано.


Ну уголовка еще куда ни шло, а вот административка - это перегиб. Возможно поэтому законопроект не прошел в Госдуме (и слава Богу!).


Тотальный Платон


Изначально идея того, что Платон распространит свое влияние не только на федеральные магистрали, но и на региональные тоже не было пустыми фантазиями. Более того, в планах было взять на крючок грузовики с грузоподъемностью менее 12 тонн. Но тут, видимо сыграл свою роль интуиция - все-таки было бы слишком круто. Видали как полыхнул Казахстан.

И ведь в интерфейсе системы даже находили шаблон для сбора со среднетоннажных грузовиков. Но, как говорится, не срослось (пока). Посмотрим, протолкнут ли эту идею в 2022 году или здравый смысл восторжествует.


Старые грузовики на помойку


В свете тотального дефицита и дороговизны ТС в 2020-22 гг. уже смешно становится вспомнить идею наших депутатов о запрете эксплуатации старых грузовиков. Впервые идея прозвучала в 2013 году, повторно пропихнуть ее хотели в 2019 году. Инициатором был подкомитет Госдумы по промышленности.


Одновременно с этим Минэкономразвития предложил поднять транспортный налог для авто экологического класса Евро-3 и ниже. Это, наверное, чтоб совсем хорошо стало.

Но в реальности - это означало бы, что тысячи водителей просто оставались за бортом. В отрасли, где большая часть рынка занята мелкими перевозчиками, это было равносильно подписать угрозу очередного майдана.


И что сейчас? Отечественные и зарубежные производители столкнулись с нехваткой чипов и запчастей из Китая и других азиатских стран, планируется повышение утилизационного сбора, цены на новые грузовики растут день ото дня, курс рубля к доллару и евро тоже не в пользу покупок импортной техники. Вот остается катать на б/у технике. Списать то все легко и просто, а на чем потом перевозить грузы?


Давить частников


В 2019 очень часто звучали прогнозы, что 50% мелких и средних ТК просто уйдут из отрасли. Их место займут крупные федеральные компании. Но это оказалось далеким от реальности умозаключением. В России всегда полно регионов и ниш, где “крупнякам” просто неинтерсно работать - далеко и дорого.


“...на топ-30 перевозчиков с автопарком более 150 машин приходится всего 18% рынка. Юридическим лицам принадлежит 23% большегрузов, зарегистрированных в «Платоне»: остальные числятся на физлицах и ИП.”

Илья Саттаров, генеральный директор Globaltruck


Согласны с ним и другие эксперты. Никуда “мелочь” не исчезнет. Эта модель жизнеспособна и опыт в ЕС и США - это подтверждает.


Властелин колец

Сейчас сценарий битвы под Москвой зимой 1941 года не прошел бы. Немцам элементарно не хватило бы денег на передвижение днем. Если уж говорить серьезно, то ладно бы осталась бы лазейка с древними пропусками. Много дальнобоев старались проехать по ночам. Теперь все, пропуски обязательны для всех и в любое время суток.


Все по заветам Суворова. Скорость и натиск. 19 февраля 2021 года МКАД закрыли до февраля 2022 года. А уже 5 марта 2021 туда же попали грузовики весом более 3,5 тонн. Власти закрутили гайки быстро и круто.


Есть ли что-то хорошее?


Да, 2021 год стал очередной вехой для цифровизации отрасли. Ввод электронных ТТН и путевых листов позволит сократить издержки, оптимизировать бизнес-процессы перевозок. Усилится контроль со стороны ИФНС за серыми и черными перевозчиками. Ведь данные об исполнителе, грузе, его тоннаже и и стоимость перевозок станут известны в один клик.


Ширится сетка платных дорог. М-11 при всех ее недостатках (объезд Твери по федералке) пользуется популярностью среди дальнобойщиков. Платон там платить не надо.

Выросли тарифы на перевозки. Сыграли свою роль и дефицит кадров, новых ТС и общее увеличение грузопотока. Остается надеяться, что позитивная тенденция продержится еще пару лет.