Как запреты ЕС обрушили тарифы на перевозки в России

В связи с тем, что ЕС зажег “красный свет” фурам из России и Белоруссии, а санкции пакет за пакетом работают на снижение деловой активности. Для польских, литовских и финских ТК наступили “золотые” времена - с их стороны расценки на перевозки только растут. К сожалению, в РФ картина несколько иная - цена за 1 км пути упала почти в 2 раза.


К чему это приведет в ближайшей перспективе? Будем разбираться! Поехали!


История страданий


Начиная с ноября 2021 года коллапс на границах России и Белоруссии со странами ЕС только нарастал. Бардак с оформлением документов, периодические сбои в программах тех или иных служб с ТОЙ стороны, ужесточение мер досмотра, ввод списка санкционных товаров и акции проукраинских волонтеров против машин с российским и белорусскими номерами - это не могло не ударить по отрасли международных автотранспортных перевозок.


Один из средних игроков на рынке логистики, ТК «Траско» ( 400 автопоездов в парке) сделал следующие наблюдения:


Польша обработала за весь период с декабря 2021 по апрель 2022 45% от докризисного;


Литва соответственно - 60% (на погранпереходе Шальчининкай фуры в среднем простаивали по 7 дней).


По сути, это логическое завершение череды все более ухудшающихся условий для развития бизнеса экспортно-импортных автоперевозок. Только если тогда это было продуктовое эмбарго и санкции, то на сегодня умножаем все на 1 000. Четко фиксируем тренд на жалобы по типу: объемы заказов упали, чем платить за лизинг — неизвестно, будем переориентироваться на внутренний рынок, хотя там нас никто не ждет.


Последнее и есть самая большая проблема, из-за которой упали расценки на перевозки внутри страны.

Как запреты ЕС обрушили тарифы на перевозки в России Экономика, Дальнобойщики, Евросоюз, Работа, Фура, Длиннопост

Крутое пике


И это мнение не каких-то “малышей” с автопарком 5 фур. Директор бизнес-направления “Грузы” ГК «Монополия» (1000 тягачей в парке, выручка в 2020 году 20 млрд рублей), Лев Стариковский, так обрисовал ситуацию:


“Больше всего пострадал грузопоток из Москвы, там сейчас дефицит заказов. Сейчас мы видим спад стоимости тарифов практически в два раза. Крупные российские грузоперевозчики, которые возили только по России, свои объемы не потеряют. Но вынуждены будут конкурировать с российскими международными компаниями за заказы, стоимость которых начала снижаться.”

Конкуренция за заказы переориентирует логистические цепочки в сторону стран Азии, Ближнего Востока, СНГ.


Другие эксперты отрасли говорят о небольшом количестве машин, которые ранее обслуживали международные автоперевозки и преувеличивать их роль в падении цен на перевозки не стоит.


“На западноевропейских направлениях работали не более тысячи машин — большая часть из них зарегистрированы в Петербурге. Они обслуживали сохранившийся с 2014 года узкий сегмент перевозок в Скандинавские страны, и небольшая часть ездила в Эстонию. Что же касается литовского и польского направления, там машин с российскими номерами практически не было уже много лет. ”

Владимир Матягин, глава отраслевого НП «Грузавтотранс»


Сейчас вообще наблюдается переключение поставок запрещенных ЕС ко ввозу в Россию товаров через транспортные хабы Турции. Долго, дорого, но альтернатив нет. Зачастую ТК вводят в оборот схемы с мультимодальными доставками. Например, ПАО «Трансконтейнер», анонсировало проект «через порт Новороссийска в Турцию с дистрибуцией грузов по её территории и для дальнейшего трансшипмента». Аналогично действует группа «Траско», которая объявила о запуске пилотного проект по прямой сборной линии из Турции на РФ с транзитом через Грузию.


Но общий настрой переводчиков тревожный.


«Если говорить про рынок в целом — я не вижу таких перспектив. Это приведет к еще большему падению цен на внутренние перевозки. А учитывая, что так или иначе покупательская способность падает, реализация товаров — тоже, и в какой-то степени сократится и внутренний товарооборот.»

Владимир Тян, глава холдинга «Совтрансавто»


И здесь вопрос не о масштабах бизнеса, а в его рентабельности. А при общей тенденции к ее уменьшению почти до нуля - это путь к банкротству.


На фоне 30% повышения на услуги со стороны польских, немецких и литовских перевозчиков картина невеселая. Здесь единственный выход обязать иностранных перевозчиков разгружаться в приграничных терминалах, где товар перехватывали бы российские ТК. Хоть какая-то компенсация потерь.

Желаем всем терпения и удачи!