Как японское кино про дальнобойщиков породило настоящую субкультуру

Серия фильмов про японских дальнобойщиков Torakku Yaro из 70-х, изменили представление о дальнобойщиках и красивых грузовиках в Японии, а позже и за её пределами.

Как японское кино про дальнобойщиков породило настоящую субкультуру Советую посмотреть, Дальнобойщики, Видео, YouTube, Длиннопост

Японский дальнобой

Как японское кино про дальнобойщиков породило настоящую субкультуру Советую посмотреть, Дальнобойщики, Видео, YouTube, Длиннопост

Первый фильм из серии Torakku Yaro был выпущен в 1975 году. Ленту официально не локализовали, в любительской озвучке кино назвали "Дальнобойщики", или Ребята на грузовиках (Truck Rascals / Truck Guys).

Как японское кино про дальнобойщиков породило настоящую субкультуру Советую посмотреть, Дальнобойщики, Видео, YouTube, Длиннопост

Оси Момодзиро (Момо) aka Икибангоси (первая звезда)

Как японское кино про дальнобойщиков породило настоящую субкультуру Советую посмотреть, Дальнобойщики, Видео, YouTube, Длиннопост

Кинзо Матсушито (Джонатан)

Главные герои - Момодзиро (по прозвищу Момо) и Матсушито (по прозвищу Джонатан). Оба главных героя являются грязными извращенцами. При этом Момо холост, а Джонатан вообще-то состоит в браке и имеет семерых детей. Более того, его жена носит в чреве восьмого ребёнка. В прошлом Джонатан работал в полиции, по сюжету прошлое его нередко настигает как вьетнамские флешбеки.

Друзья водят красивейшие грузовики, украшенные иероглифами, фонариками, картинами в японском стиле и эстетичными стеклянными табличками. Украшения - не только проявление индивидуальности, они могут отражать личность дальнобойщика и даже настроение.

Каждый водитель держится за украшения как за священную реликвию. Если обгоняющий ездок заденет хотя бы индикатор поворота на красивом грузовике, разрешается разбить его лицо, а проиграть, потерять или разбить стеклянные таблички вообще сродни обесчещению.

Каждый фильм из серии построен по одному скелету: первая сцена, где едут красивые грузовики, Момо в сауна заигрывает с путанами, потом он влюбляется в очередную девушку ("Мадонну"), видит в звёздочки, пытается подкатить к Мадонне, привлечь её внимание, затем что-то случается в жизни лучшего друга Матсушито, затем Момо участвует в улдичных гонках дальнобойщиков, "Мадонна" оказывается занята или иначе отвергает Момо. В конце главный герой доставляет груз или "Мадонну", срывая все рекорды, а потом нам показывают добрую сцену дружбы главных героев.

Как японское кино про дальнобойщиков породило настоящую субкультуру Советую посмотреть, Дальнобойщики, Видео, YouTube, Длиннопост

"Мадонна" из девятой части. Она смогла перепить Момо в честной борьбе, чем и покорила мужское сердце.

Каждая новая лента в начале содержит сцену с проститутками, эпизод с туалетом, ещё несколько эпизодов с путанами, а также представление нового ребёнка Матсушито.

Сцены с проститутками выглядят примерно так:

Как японское кино про дальнобойщиков породило настоящую субкультуру Советую посмотреть, Дальнобойщики, Видео, YouTube, Длиннопост
Как японское кино про дальнобойщиков породило настоящую субкультуру Советую посмотреть, Дальнобойщики, Видео, YouTube, Длиннопост

Быть дальнобойщиком тяжело. Водители грузовиков проводят очень много времени вдали от дома, это может становиться причиной посттравматического расстройства. Проститутки - это небольшая отдушина в тяжёлой жизни Момо.

При просмотре первой серии я думал, что это тупо комедийный сериал про дальнобойщиков. Но это заблуждение рассеялось само собой ближе к концу эпизода. Знакомая структура повествования переосмысляется каждый раз, почти всегда в сюжете есть двойное дно. Например, едва заметная второстепенная история об отношениях из первой части. Парень сходит с ума по девушке, девушка сходит с ума от другого парня; по первому парню сохнет вторая девушка, но ему не интересна, при этом вторую девушку обожает третий парень. Не ожидал я такого от глупой комедии.

Тоже из первого эпизода: парень репетирует признание девушке в любви в кабине грузовика, по неосторожности забывает отключить громкоговоритель; репетицию слышит вся придорожная забегаловка, включая ту самую девушку. Вот замечательный кадр, отражающий реакцию забегаловки на речь парня:

Как японское кино про дальнобойщиков породило настоящую субкультуру Советую посмотреть, Дальнобойщики, Видео, YouTube, Длиннопост

Почти в каждой ленте имеются драки, бывает даже несколько. Сперва мне это показалось глупым приёмом, но со временем даже понравилось. Например, в первом эпизоде Момо разбивает лицо водителю грузовика, повредившего на машине Момо индикатор поворота. Такой простой мужицкий мордобой разбавляет сюжет и показывает, что фильм не претендует на шедевр, а просто рассказывает правдивую историю.

Как японское кино про дальнобойщиков породило настоящую субкультуру Советую посмотреть, Дальнобойщики, Видео, YouTube, Длиннопост

"Дальнобойщики" всегда оставляют место для трогательных и добрых моментов. Я бы сказал, что в каждой серии герои спасают мир. Например, Матсушито принимает восьмым ртом в свою и без того небогатую семью девочку-сироту. Момо жертвует собой ради каждой Мадонны, например, не спит, чтобы делать массаж живота больному жеребёнку ради расположения Мадонны, разводящей лошадей. Матсушито - бывший полицейский, идёт вопреки своим идеалам, восстаёт против продажных копов. Момо проигрывает свои таблички в гонке, потому что сошёл с дистанции из-за беременной женщины на пути, которая потом устраивает роды прямо кабине его грузовика.

А седьмая серия вообще "Секретные материалы" на минималках. Момодзиро втюрился в "инопланетянку". Правда инопланетянка оказывается всего лишь дрессировщицей дельфинов.

Как японское кино про дальнобойщиков породило настоящую субкультуру Советую посмотреть, Дальнобойщики, Видео, YouTube, Длиннопост

"Мадонна" из седьмой части про инопланетян.

Как я уже говорил выше, почти каждый фильм имеет двойное дно. Под фасадом Дальнобойщики продвигают вечные ценности о поддержке друзей, помощи ближнему и безвозмездной доброте.

Девять раз из десяти Момо отвергает очередная Мадонна, даже Матсушито не раз откалывал шутки по этому поводу.  Но это не сломило дух Момо. Даже в десятой части, когда девушка сама соглашается выйти за него, он считает своим долгом помочь ей сделать карьеру в музыке. Моо готов пожертвовать всем ради любви, готов даже помочь девушке встретиться с супругом на противоположном краю Японии, он с радостью решит семейную драму: проедет по бездорожью, где волки срать боятся. Это стоит ему чести, разбитых табличек, даже грузовика, но не скажет ни слова против.

"Гонка" из первой серии

Казалось бы, главный герой - похотливый извращенец, любящий подраться, за царапину на бампере машины, но он превозмогает каждый раз. Ему тяжело, пот стекает со лба, но каждый подвиг он делает ради настоящей и бескорыстной любви, крепкой дружбы, просто потому что его моральный кодекс не позволяет иначе.

Как японское кино про дальнобойщиков породило настоящую субкультуру Советую посмотреть, Дальнобойщики, Видео, YouTube, Длиннопост

От первой части я ожидал тупую комедию, не собирался смотреть дальше, а потом не заметил, как отсмотрел все десять серий. Десять раз я сидел в напряжении: куда отправится герой-дальнобойщик следующий раз, появится ли у Матсушито новый ребёнок, а что с его семьёй?

Torakku Yaro - это фильм не одного жанра, нельзя точно сказать, что сериал комедийный или франшиза драматическая, здесь намешано всё сразу. По-хорошему смешно даже в самой напряжённой ситуации.

Другая фишка фильмов - божественный саундтрек. Тема Икибангоси меня пробрала с первых ном. Эти мелодичные песни на японским басом трогают какие-то струнки моей души. Тему Икибангоси можно послушать вот здесь.

Икибангоси - это прозвище Момо, по-японски это значит "первая звезда". На это также намекают свитера Момодзиро с вышитой звездой. Он может быть каким угодно придурком в промежутке между подвигами, но всё равно остаётся легендой.

Момодзиро Сан - человек-легенда, водитель-герой, звезда-дальнобойщик. Он перевезёт всё, что пожелаете в любую точку угодно в минимально возможный (и невозможный) срок, по пути он обязательно спасёт умирающего, вскипятит таз с водой для беременной женщины, побудет сенсеем для юных школьников, изучит техники самурая, привезёт и обязательно доставит все брёвна (на такой подвиг способен не каждый игрок в Snowrunner, а этот в реале такое проворачивает). На первом месте для него всегда будет Масушито.

Как японское кино про дальнобойщиков породило настоящую субкультуру Советую посмотреть, Дальнобойщики, Видео, YouTube, Длиннопост

Матсушито мелковат по сравнению с другом - первой звездой, даже полицейский опыт за плечами его не делает сильнее или важнее. Да, он грязный развратник, женатый развратник, постоянно желающий пойти налево. Было даже так, что хотел уйти из семьи, оставить жену с детьми, но на деле это пустые угрозы, он хороший муж и достойный отец, семья ему дороже всех на свете. Поскольку Момо для него тоже часть семьи, для него Матсушито тоже готов на всё.

А что за субкультура-то?

Как японское кино про дальнобойщиков породило настоящую субкультуру Советую посмотреть, Дальнобойщики, Видео, YouTube, Длиннопост

Первая лента про "Парней на грузовиках" была выпущена в 1975 году. Внезапно кино обрело популярность, сиквел выпустили в тот же год. На протяжении ещё 5 лет выходило по два фильма каждый год. Зрители полюбили Матсушито и Момодзиро, а дальнобойщики пошли дальше - они стали украшать свои машины в сходной манере. Движение назвали Dekotora (украшение).

В 1979 году вышли девятый и десятый эпизоды франшизы, в тот же год вышла аниме-сага Gundam. Гандам - очень нетипичное аниме, где нет однозначно плохих или хороших, главные герои борются с несправедливостью в управляемых мобильных доспехах размером с дом. Доспехи внешне напоминают самураев в причудливых масках, с выпирающими углами и японскими украшениями.

Как японское кино про дальнобойщиков породило настоящую субкультуру Советую посмотреть, Дальнобойщики, Видео, YouTube, Длиннопост

Сначала Гандам не был популярен, компания, выпускавшая его, была на грани банкротства. Но потом они взялись за модельки грузовиков из Torakku Yaro. Все оказались в выигрыше. А там и производство пластиковых сборных моделек гандамов наладили.

Японцы любят от чего-то фанатеть и придумывать странные вещи. Так было и с грузовиками да гандамами. В какой-то момент японцы соединили гандам и грузовики Dekotora. Получилось креативно:

Как японское кино про дальнобойщиков породило настоящую субкультуру Советую посмотреть, Дальнобойщики, Видео, YouTube, Длиннопост
Как японское кино про дальнобойщиков породило настоящую субкультуру Советую посмотреть, Дальнобойщики, Видео, YouTube, Длиннопост

Среди дальнобойщиков прокатилась новая волна Движения Dekotora, они начали украшать грузовики не просто красиво, а даже слишком красиво. Последователи субкультуры Dekotora украшали грузовики гирляндами, лампочками, супер-необычными формами в космическом стиле и вот это вот всё.

Dekotora живёт и процветает до сих пор. Не то чтобы такие грузовики по дорогам разъезжали, но они часто мелькают в японских фильмах, сериалах на сходках ценителей. Некоторые компании даже разрабатывают программное обеспечение, управляющее освещением грузовика:

Dekotora превратилась из эстетического движения в безумие, на котором сложно даже с места тронуться, не то что ездить. Грузовики красивые внутри, красивые снаружи, но работать на таком никто не будет, только по выставкам катать.

Заключение

Серия фильмов Torakku Yaro достойна называться культовой. На первый взгляд глупые комедии, ленты продвигают важные вещи: помощь ближнему, ценность дружбы, доброту. Крутые грузовики - лишь средство, при помощи которого франшиза воспитывает новое поколение за поколением уже почти полвека. Именно это делает фильмы настоящим феноменом. Я прекрасно понимаю, как фильмы выдержали столько частей, считаю, то они до сих пор выдерживают испытание временем и их обязательно стоит посмотреть, если представится такая возможность.

Подписывайтесь на мой телеграм, где я выкладываю контент раньше, чем здесь, собираю свои публикации с других площадок и делюсь тем, что ещё нигде не было опубликовано.