Как я работала проводником на туристическом теплоходе - Часть 2
В этот раз я вас не пожалела и накатала ну ооочень много текста. Рассказую о вахтах, работе, полотенцах, быте и саободном времени простой русской проводницы на туристическом тх.
Вахты
Восьмичасовой рабочий "день" для проводника состоит из уборочной и дежурной вахт. Уборочная - всегда и для всех в утренние часы, с 8 до 12. Дежурная вахта может идти непосредственно перед уборочной или сразу после неё, либо быть ночной. В дежурство заступает по двое проводниц, вахту сдают-принимают в присутствии вахтенного офицера (капитана, старпома или одного из штурманов, смотря кто стоит вахту в рубке). "Во время моей вахты на теплоходе нарушений порядка не было." "Вахту сдал." "Вахту принял." Всё серьёзно, ребзи =) Далее идём вниз, в дежурку. А тут уже по-разному, на дневную вахту приходится стирка, на ночную уборка кубриков, на утреннюю - протирка планширей (поручней) по всем палубам по всему периметру теплохода. Сухими они бывают редко от слова никогда, по крайней мере, мне в мои вахты такое счастье не выпадало. Вот и бегаешь по всем палубам с ведром, сгоняешь воду, отжимаешь тряпку, вытираешь. Насухо, а как иначе. Негоже туристам за влажные перила держаться. В первый раз я так навытиралась, что мои перчатки лопнули, а на руках появились кровавые мозоли. Не чувствовала, спешила. Это рили не так-то просто, как может показаться, зато какие рассветы я видела!
В дежурке постоянно должен находиться один человек, мало ли, плохо туристу станет или что-то понадобится - идут на пост. Каждый час нужно совершать обходы по всем палубам, делать записи в вахтенном журнале и отзваниваться в рубку с докладом, что на судне все спокойно. Докладывать всегда по форме. И никаких "алё", если позвонят "сверху". За "алё" одна получила трындюлей, к кэпу вызывали. В общем, дежурная вахта намного проще уборочной. Единственный косяк - к ней нельзя привыкнуть. Чтобы всё было "по чесноку" дежурная вахта не закрепляется за парой проводников на всю навигацию, а переходит, как эстафета. К примеру, этот месяц я заступаю с 12 до 16, следующий с 16 до 20 и так далее. Каждая проводница за навигацию успевает поработать и в день, и в ночь. Вот такая уравниловка.
Теперь про уборочную
Каждый день навигации, без исключения, начинается для проводников общим сбором в носовой части на первой палубе. Здесь сдаем грязные полотенца, получаем чистые комплекты и порции бодрящих пиздюлей от старшей проводницы. Потом идем за моющими и ключами от кают (также выдаёт старшая), дальше - на уборку. Ключи находятся на руках только во время уборочной, после обязательно сдаются назад, под замок.
В ходу надо щимить моменты, когда туристы на завтраке или просто бродят незнамо где по своим супер-интересным туристским делам. Можно постучать и намекнуть, дескать, фрау-мисс, не соизволите ли выметаться. На все эти миндальничанья уходило катастрофически много драгоценного времени. То ли дело на стоянках, когда всю иностранную шоблу угоняли смотреть стопицотую, за рейс, религиозную постройку. Тогда можно не торопиться. И совсем другое дело - перестил или выезд-заезд. Уот там уот приходилось потеть по-настоящему.
Фронт работы
У каждого проводника, в среднем, около 12-14 кают. На самом деле, это дофига, должно быть меньше. Но проводников почти всегда некомплект, поэтому остатки раскидывают на всех. Кому-то достаются одни стандарты, кому-то перепадают люксы или полулюксы. Вот с них есть шанс получить нормальные чаевые, но и площадь работы там больше. А одноместные каютки в носовой части - малюсенькие, ощетинившиеся всевозможными углами - ненавидели все. Поэтому они достались нам, новоприбывшим "левым" девицам. Синие ноги и "шиш" вместо чаевых, вот что мы с них получали. На моем тх их сейчас ликвидировали, ибо доколе.
Стандартная уборка - зайти, заправить постель, пропылесосить, вытереть пыль, заменить полотенца, помыть стаканы, привести в порядок душевую. Здесь делаем - моем и натираем зеркало, полочку, стакан под з.щетки, раковину. Поднимаем коврик, вытираем насухо пол, вытаскаваем волосы из слива. Белый трон тоже тут и это отдельная песня. В нем недостаточно просто потеребонькать ершиком. Надо лезть рукой под ободок. И не дай бох старшая спалит, что ты этого не сделала!!!1 У нас она была очень суровой теткой, с которой не забалуешь.
Поясню за толчок. Дело в том, что смена рациона для большинства туристов проходила болезненно и расстройство стула сопровождало их весь рейс. 50 оттенков коричневого от больных ублюдков. Но диарея пассажиров - не самое страшное, что может случиться.
Так, например, у одной туристки случился выкидыш прямо на борту теплохода. Она хотела ребенка, но не знала, что в положении. Знала бы, может никуда бы и не поехала. Ну вот. Тетке, значит, горе, а проводнику - замывать все это дело. Говорит, каюта выглядела как место расчленения трупа.
Ладненько, продолжу про обязанности. Раз в три дня положен перестил. Эт когда надо поменять постельное. 24 комплекта. 24, сцуко, раза снять и одеть пододеяльник. 24 раза снять и одеть наволочку. А бельишко-то ветхое, убогое, экономили на нем. Вот найдешь дырень, и бежишь к старшей. Менять. А время идет и стандартную уборку никто не отменял. И турики иногда возвращаются раньше ожидаемого.
На перестиле таскаешь с собой: мешок с чистым бельем; мешок с грязным бельем; ведерко с моющими; пылесос-керхет (огромная дура, ненавижу тебя, гори в аду). Закончила с каютами - пропылесось коридор возле них, протри подоконники и столы/стулья со стороны палубы. Все свое барахло стащи вниз, рассортируй и сдай старшей. Рассортируй - это значит пересчитай, разложи по кучкам (наволочки к наволочкам, простыни к простыням, пододеяльники - ну вы понили) и завяжи в узлы. Получалось это не у всех и не сразу - нужна сноровка и сила. А у меня, с моими куриными лапками, не было ни того, ни другого. (Тогда я была тьфу, тростинка прозрачная. Хнык.) Неудачные попытки до крайности раздражали старшую, да любого бы раздражали. Возись тут с каждой неумёхой.
Завязанные узлы с грязным бельём затем забирала прачечная - на стоянках приезжала специальная машинка, мы носили, грузили. Матросы помогали, но только когда у них не было своей работы. То есть, нечасто.
Выезд-заезд ещё жёстче, чем простой перестил. Намноого жёстче. Надо замыть каюту после предыдущих жильцов перед заездом следующей партии туристов. Единственная радость - чаевые. Даже монеткам мы радовались как новогодним подаркам. По крайней мере, первое время.
Ах да. Помимо туристических, за нами закреплялись каюты кого-нибудь из комсостава, парикмахеров, музыкантов, турлидеров и проч. Везло тем, кому доставалось наводить порядок у "своих" - штурманов, механиков. С ними можно было договориться. Мне досталась парикмахерша. Девица спала до обеда, отказывалась от уборки, а потом бегала жаловаться, что на неё "забили". Позволяла себе стряхивать пепел на ковролин и бросать туда же колтуны длинных волос с расчески. Кстати, все понимали, какой цветочек мне приходилось "окучивать" и сочувствовали. Но щито поделать, работа.
Вскользь упоминалось выше, теперь подробнее о рабочем инвентаре. Каждой из нас полагалось ведро (тележки? О чем вы, по трапу их заипешься таскать), в которое складывались всевозможные моющие, губки, разнокалиберные тряпочки, мешки для мусора, перчатки и еще какая-то лабуда, которая по-любасу была, но не хочет вспоминаться. Моющих выдавали с избытком, мы их особо не экономили (даже умудрялись увозить домой коробками. Да, "несли". Да, все. Кто-то больше, кто-то меньше). А вот с тряпками-салфетками была напряжёнка. Их вечно не хватало, а наш врач имел обыкновение проверять пыль даже на стенах. Мы пидорили, однако дристня у туристов почему-то не проходила. "Виновато питание" - говорили мы. "Виновата пыль" - хором говорили дохтур и директор ресторана. Истина, как водится, где-то посередине. И если с питанием действительно было что-то не то, то и за нами грешки водились. Тряпки для пола и тряпки для пыли находились в одном и том же ведре, что не совсем гигиенично. Использованные туристические полотенца часто шли в ход, например, чтобы вытереть пол в душевой. Ну а чо, махровые, большие, хорошо впитывают. Мы же после этого забирали их в стирку, поэтому угрызений совести не испытывали.
Быт
Наш кубрик был расположен в трюме, иллюминаторы чуть-чуть возвышались над уровнем воды, а в шторма водица плескалась за стеклом, будто в аквариуме. Герметичность люмиков не во всех каютах стопроцентная, мою каюту иногда заливало. Трапы, которые вели в трюм, узенькие и почти отвесные, спускаться туда - все равно что лезть в погреб. Кубрик условно поделен на два крыла: девочки (проводники) налево, мальчики (матросы) направо. Исключение - муж с женой или сложившие, официальные, пары. Таких селили вместе. Каюты маленькие, но четырехместные, койки как в купе, откидной столик под люмиком, раковина, шкаф. Холодильник - роскошь, был не во всех каютах. Собственно всё, никакая другая мебель в каюты бы не поместилась. Тесно. Благо, из-за нехватки кадров их не комплектовали полностью - в каютах проживало по двое, максимум, по трое человек. Девочек из одной каюты никогда не ставили на одну вахту (хз, почему), поэтому когда одна отдыхала после дежурства, другая должна была вести себя, как мышь. Ни голову высушить, ни дверью хлопнуть. На этой почве часто возникали конфликты.
Чистота в кубриках - тоже зона ответственности проводников. Наводить здесь порядок: мыть полы, трапы, сортиры и душевые нужно было в одну из дежурных вахт. И если вы думаете, что матросы из чувства солидарности старались быть меткими в сортире и не бросать "шоколадные обертки" на пол, то вы сильно ошибаетесь.
Кормили нас неплохо, 3 раза в день + полдник (но только в ходу). Меню не изысканное, зато сытное. Готовили на команду свои повара (не ресторанные), на столы накрывали проводники - эта обязанность входила в вахты. Библиотеки или фильмотеки на борту не было, о своем культурном досуге мы должны были заботиться самостоятельно.
Свободное время
Как я уже говорила, выходных на тх не бывает (ни у кого). Пошел на работу проводником - готовься к бесконечному полугодовому конвейеру. Отдыхать можно между вахтами: зависнуть в каюте, выйти в город на стоянке или посмотреть кинчик в кают-компании. Если выходишь - записываешься в журнал на вахте возле трапа (ФИО, должность, время убытия), возвращаешься - отмечаешь тут же время. До 22 или 23 (чет не помню точно) все должны быть на борту. Естественно, бывало опаздывали, перелазили на борт втихушку, а потом отмечались задним числом. Конечно, если на посту, помимо высшего начва, стоял "свой" человек.
Ночью мы могли подняться на прогулочную палубу, где стояли шезлонги, посидеть там, завернувшись в пледики и попивая кофеёк или что покрепче. В обычное время рядовому составу не позволялось ходить по верхним палубам - только если ты стоишь вахту. Вне вахты проводникам и матросам разрешено передвигаться по первой палубе, преимущественно снаружи, находиться в кубрике, в кают-кампании или в кормовом отсеке. На самой корме шум и вибрации, но можно посидеть между вахтами, подышать воздухом, посмотреть на убегающую волну и чаек, сопровождающих теплоход. Кстати, кормить птиц с тх категорически, строжайше запрещено. Иначе эти летающие говномёты засрут своим гуано всё судно.
Немного фоточек
Вид с кормы
Те самые мокрые планшири
Не колокольчик - рында
Шлюз
Камрад в иллюминаторе
Вид из открытого люмика. Эт делать низзя, но хочется. А если очень хочется, то можно :)
Красавцы, я щитаю. Жаль, качество шакалье.
В следраз я расскажу о туристах, заработке, алкоголе и сексе (о-па, написала и даже не покраснела). Предыдущий пост - https://pikabu.ru/story/kak_ya_rabotala_provodnikom_na_turis...