Как я не взял ипотеку в Сбербанке
Всегда относился к банку с почтением и пониманием, несмотря на то, что встречал очень много глупых и некомпетентных случаев, когда клиент обращался за услугой и сервисом, а получал практически ничего. Однако, мне всегда казалось, что в таких ситуациях сами клиенты не смогли сообразить вовремя, а банк хороший, но имеются свои издержки, связанные с масштабом обслуживания.
Возможно, так оно и есть.
Нет, ничего из ряда вон выходящего и грандиозного в этой истории нет, но все же этот случай привел меня к мысли, что в будущем за продуктами и услугами, если таковые мне вдруг понадобятся, в Сбербанк я не пойду. Увы!
Начну с того, что никогда не брал кредиты, считаю их вынужденным злом и стараюсь обходить на дистанции километровой палки, и по возможности справляться своими силами. Но в последнее время все чаще зарождалась мысль, что уже пора бы приобрести какое-то свое жилье, а средств на 100% оплату, естественно, нет.
Нашел застройщика, квартиру, подсчитал примерные суммы, необходимые мне и имеющиеся на руках, узнал у коллег необходимые документы для подачи заявки, взял их и пошел в банк.
Выбор мой пал на Сбербанк, в том числе. Из филиалов решил посетить центральный, т.к. считал, что туда набирают лучших из лучших (все же, красивое большое здание, не думаю, что туда берут кого попало).
Первое с чем пришлось столкнуться, всем известные любимые очереди, но меня это вовсе не напрягает, поэтому прождав около получаса и услышав по голосовой связи электронной очереди номер своего талона, где сообщалось, что мне нужно пройти к 11 окну, немного завис, т.к. табличек с №11 не увидел.
Единственная мадам, которая вышла из кабинета, спрашивала совершенно другой номер талона. Я уточнил у рядом стоящего сотрудника, как мне найти нужное мне окно, на что мне указали как раз идти к этой даме, которая кричала совершенно иной номер талона (и действительно, все интуитивно понятно!).
Уже на месте она довольно быстро произнесла свои формальные фразы "приносим извинения за ожидания" и т.п., и спросила, чего я хочу от них и этой жизни. Я ответил, что, наверное, мне нужна заявка, т.к. в целом, с кредитами не связывался и не в курсе, что хочу от банка, кроме N-ной суммы.
Я ожидал услышать о ставках, продуктах, о том, какие застройщики у них аккредитованы, плюсы, минусы, какие документы мне понадобятся, как я могу досрочно гасить и вообще обслуживаться в банке. Вместо этого, мне очень быстро сообщили сумму ежемесячного платежа и сумму страховки от Сбербанка. Все.
Мне пришлось самому уточнять, есть ли еще какие-то платежи (оказалось, есть еще одна страховка на остаток суммы) и сколько составит в итоге переплата.
Затем получил анкету со своими же документами и был отправлен в коридор ее заполнять, т.к. сотруднику очень важно было принять кого-то после меня.
Тут в моей голове возник вопрос: "Эм, што?! И это все?!".
А где желание мне "продать" услугу банка? Где эти хваленые системы обслуживания, которыми кичится банк? Почему он не заинтересован во мне, как в клиенте? ПОЧЕМУ БАНК НЕ ХОЧЕТ ЗАРАБОТАТЬ ДЕНЕГ?
Честное слово, возможно, я ожидал к себе особого внимания, но, черт возьми, я заплачу банку в итоге за это больше 500 тысяч в виде процентов. ДА, Я ХОЧУ, чтобы они предоставили мне сервис, все рассказали, и я понял, за что отдаю такой хороший кусок своего заработка и захотел стать их клиентом!
Я полистал анкету, которая составляла около 6 страниц. Видимо, что-то должен заполнить я, а что-то сотрудник банка, а что-то и вообще не нужно заполнять, но мне не было объяснено какие страницы и поля мои, а т.к. кредит я никогда не брал, то со всей этой ерундой не знаком.
==
В итоге, я просто ушел.
Правильно я поступил или нет, должно ли быть такое обслуживание и продажа услуг, или нужно было и дальше идти, но мне думается, что если уже на первых шагах такое отсутствие отношения к клиенту, дальше ничего интересного ждать не стоит.
Ипотеку берут раз в жизни (реже больше); это как пожениться - нужно тщательно выбирать партнера, ведь тебе с ним проводить огромное количество времени.
Как мне показалось, сотруднице просто не терпелось принять клиента после меня (номер талона которого она кричала еще в самом начале истории), поэтому времени у нее на меня и не было :)
В любом случае, желание обращаться в банк у меня отпало, возможно, даже эта ситуация спасла от самого кредита, ежемесячных выплат и нервов на ближайшие годы, но и подорвало доверие к самой организации.
Кто-то скажет: "ерунда какая, это обычная практика, у всех так" и будет прав. Но тут дело такое - я впервые обратился в банк за помощью, не имея опыта общения с ним (в основном, все операции осуществлял удаленно, через онлайн, мобильный банк и терминалы) и был слегка огорчен.
P.S. Не стал публиковать в обществе Сбербанк, т.к. в правилах указано, что запрещена дискриминация банка, а я не в курсе, что под этим подразумевается ;)