Как утопить «непотопляемое» судно за 55 минут
Если вы думаете, что история с «Титаником» чему-то научила человечество, то вы правы. Она научила инженеров тому, что шлюпок должно быть много. А ещё тому, что двойное дно — это хорошо. Но 21 ноября 1916 года жизнь показала, что если судьба (или немецкая мина) захочет отправить корабль на дно, никакие переборки не помогут, особенно если кто-то решил проветрить комнату.
Когда «Титаник» встретился с айсбергом, его младший брат «Британник» ещё стоял на стапелях в Белфасте в виде скелета. Инженеры компании «Уайт Стар Лайн», тихо ругаясь, бросились переделывать проект. Они сделали двойные борта в котельных (чтобы не как в прошлый раз). Они подняли водонепроницаемые переборки выше (теперь вода не могла просто переливаться из отсека в отсек). Они навесили гигантские шлюпбалки-краны, похожие на строительные леса, которые могли спустить 48 шлюпок даже при сильном крене. В теории, этот корабль мог оставаться на плаву с шестью затопленными отсеками. Это был танк, а не лайнер.
Но с коммерческими рейсами не задалось — началась Первая мировая война, и вместо богатых дам с собачками на борт стали грузить раненых солдат. «Британник» перекрасили в белый цвет, нарисовали огромные зеленые полосы и красные кресты. Теперь это было Госпитальное судно Его Величества.
И вот, 21 ноября 1916 года, корабль бодро шёл по Эгейскому морю у острова Кея. Утро было чудесное, а война осталась где-то далеко. По крайней мере, так казалось по началу. В 8:12 утра корабль тряхнуло. Это была не торпеда (как многие думали), а мина, заботливо оставленная немецкой подлодкой U-73. Капитан подлодки Густав Зисс был профессионалом своего дела.
Взрыв пробил борт. Неприятно, но для модернизированного «Британника» — не смертельно. Он был спроектирован, чтобы выдерживать такие удары. Так почему же он пошел ко дну быстрее, чем «Титаник» (55 минут против 2 часов 40 минут)? Потому что человеческий фактор. Медсестры, заботясь о гигиене и комфорте, открыли иллюминаторы на нижних палубах, чтобы проветрить палаты. Когда судно начало крениться на правый борт после взрыва, эти открытые «форточки» оказались под водой. Вода хлынула внутрь, и корабль просто «захлебнулся».
Капитан Чарльз Бартлетт, опытный морской волк по прозвищу «Чарли Айсберг» (как раз за то, что умел вовремя обнаруживать и обходить айсберги), решил спасти судно, выбросив его на мель у острова Кея. Идея здравая, но рискованная. Пока он гнал «Британник» к берегу, часть экипажа в панике начала спускать шлюпки. Без приказа.
Это привело к, пожалуй, самому мрачному эпизоду всей катастрофы. Поскольку корабль всё ещё двигался, а корма задиралась вверх, гигантские гребные винты оказались наполовину над водой. Две шлюпки затянуло прямо под них. Капитан вовремя понял, что происходит, и остановил машины, спасая третью шлюпку от превращения в щепки.
В этой катастрофе погибло 30 человек. Более тысячи спаслись. И среди спасенных была Вайолет Джессоп — стюардесса (а здесь медсестра), которую можно смело называть самой везучей (или самой «проклятой») женщиной в истории мореплавания. Она была на «Олимпике» (третьем корабле серии, помимо «Титаника» и «Британника»), когда тот столкнулся с крейсером «Хоук», она была на «Титанике» и спаслась в шлюпке, держа на руках чужого ребёнка, и она была на «Британнике».
Когда её шлюпку начало затягивать под винты «Британника», она выпрыгнула, ударилась головой о киль, но выжила. Эта дама пережила гибель двух суперлайнеров и аварию третьего. Вот у кого ангел-хранитель работал без выходных и праздников.
Сегодня «Британник» лежит на боку на глубине всего 120 метров. Туда даже дайверы плавают (с разрешения властей, конечно). Непотопляемых кораблей не бывает. Мы можем потратить миллионы на системы безопасности, переборки и двойное дно. Но всегда найдется кто-то, кто просто забудет закрыть окно.
***********************
Подпишись на мой канал в Телеграм - там доступны длинные тексты, которые я не могу выложить на Пикабу из-за ограничений объема.


Лига историков
19.3K поста55K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения