Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

После уроков в инклюзивной школе Эмили возвращалась домой в слезах


Британцы все чаще выбирают домашнее обучение для детей с особенностями развития. Точно так же нередко поступают и российские родители.


У 11-летней Эмили аутизм и синдром дефицита внимания. Последний год она училась дома.


Решение забрать дочь из школы далось Лорне Линч нелегко: она дважды переводила девочку в новое учебное заведение, но результат был всегда один и тот же.


После уроков Эмили возвращалась домой на грани нервного срыва, и Лорне было невыносимо видеть ее расстроенной и озлобленной.


Иногда было настолько трудно, что женщине приходилось звонить в социальную службу. При этом девочка уверяла: учиться она действительно хочет. Но как это делать, не понимает, а объяснить ей никто не пытается.


"Я чувствовала себя белой вороной. Если я делала ошибку, меня отчитывали так, как никого другого", - рассказывает Эмили. Кроме того ей сложно было найти общий язык с одноклассниками.


Сейчас Лорне Линч кажется, что она приняла верное решение. Тем не менее, она уверена: если бы в школе у Эмили было больше поддержки, переводить ее на домашнее обучение не пришлось бы.

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

Лорна Линч решила, что для ее дочери с аутизмом лучше будет учиться дома


История Лорны и ее дочери - не единичный случай, а часть нарастающего тренда. В Англии, Уэльсе и Северной Ирландии за последние пять лет детей с особенными нуждами, которые учатся дома, стало на 57% больше.


Это не всегда выбор родителей: иногда в очереди за местом для такого ребенка в школе приходится ждать месяцами. Сейчас в такой ситуации находятся тысячи детей с особенностями развития.


Адам Бодисон, глава благотворительной организации "Насен", объясняет: школам трудно оставаться инклюзивными из-за жестких требований к эффективности и бюджету.


"Если становится известно, что школа хороша для детей с особенностями, она превращается в магнит. Нагрузка увеличивается, и она уже не может в полной мере обеспечивать нужды особенных учеников", - говорит Бодисон.


При этом, добавляет он, все школы оцениваются по одним и тем же параметрам эффективности, хотя одни школы более инклюзивные, а другие менее.


В Англии, где рост числа выбравших домашнее обучения самый стремительный - 64% за пять лет - правительство обещает создать больше мест в спецшколах и потратить 222 млн фунтов на разработку поддержки детей с особенностями развития.


Школа для Вани


В восемь лет Ваня Попов пошел в обычную школу Краснообска. В небольшом поселке под Новосибирском все знакомы, так что в одном классе с ним оказались дети маминых друзей. А за одной партой - сама мама.


Как рассказывает Анна Юдина, школа предложила мальчику с ранним детским аутизмом индивидуальные занятия по главным предметам - математика, русский. А остальные - рисование, музыку, физкультуру - Ваня должен был постигать вместе с классом.

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

Чтобы Ване проще было привыкнуть к школе, с ним за парту села мама


Наставников в провинциальной школе предсказуемо не нашлось, поэтому сопровождать Ваню на занятиях стала мама.


"Вот им раздали карандаши, листочки и объяснили, что делать, - вспоминает Анна об одном из уроков рисования. - Все поняли, а Ваня, конечно, нет".


Поэтому дальше маме пришлось переводить Ване задание учителя. Рисунок удался, и мальчик очень обрадовался: вскочил, начал размахивать руками.


По словам Анны, это обычная для него реакция: Ване обязательно надо выплеснуть сильные эмоции.


Одноклассники с усмешкой поглядывали на него, тыкали пальцами. Учительница поджимала губы, не пыталась утихомирить Ваню, но и замечаний остальным не делала.


После урока кучка девочек подбежала к Ваниному столу, и мама начала терпеливо объяснять, что он не болеет, а просто развивается иначе. И не говорит не потому что глупый, а потому что ему не интересно.


"Вот тебе не нравится карате, а ему - произносить слова", - растолковывала Анна одной из девочек.


Одноклассницы поняли и больше над Ваней не насмехались. А вот с мальчиками оказалось сложнее: те продолжали шушукаться и дразнить его даже после долгой беседы.

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

Домашнее обучение с учительницей у Вани тоже не пошло, и теперь мама с ним занимается сама


Впрочем, забрать сына из школы Анна решила не из-за нападок одноклассников. После болезненного случая - пятилетний Ваня пытался присоединиться к играющим на площадке детям, а они толкали его - он вообще не интересовался сверстниками.


Домашнее обучение Анна выбрала, чтобы не досаждать одноклассникам.


"Я знаю их родителей. Рано или поздно они бы устроили мне очную ставку и потребовали забрать сына: иногда он и правда срывал уроки", - объясняет она.


Но и с домашним обучением дело не пошло. Первые два месяца учительница исправно приходила, но Ваня запирался в своей комнате, а она шла на кухню и расспрашивала маму: "Как вы с ним живете?"


В итоге Анна забрала документы из школы и стала заниматься с Ваней сама. Благо в интернете можно найти кучу материалов, говорит она.


Никита и его папа


Ванин сверстник Никита Жердев знает только два слова: "папа" и "люблю". Диагноз - атипичный аутизм - врачи во Владивостоке поставили ему поздно, в пять лет. До этого медики из родной Находки пожимали плечами и говорили, что у Никиты, вероятно, умственная отсталость.


При этом консилиум во Владивостоке постановил: у мальчика сохранный интеллект, но он - невербальный.

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

Никита не может учиться в школе. Вместо этого папа занимается с ним спортом: ходит на каток или катается на роликах


Это значит, что он не понимает слов, не говорит и не откликается на "команды". Поэтому когда 30-летняя сотрудница психолого-медико-педагогической комиссии позвала его по имени, Никита не ответил. Комиссия задала мальчику еще несколько вопросов, после чего постановила: он не может пойти в школу.


Папа Сергей верит, что у сына был шанс попасть в первый класс. Но в районном реабилитационном центре, на который отец возлагал большие надежды, с Никитой не занимались.


По словам Сергея, там развивали детей с небольшими проблемами - например, если ребенок не мог произнести "ш" или "щ". А за теми, у кого были трудности посерьезнее, просто присматривали. Но ни о каких развивающих занятиях речи не шло.


Сейчас Сергей каждое утро кладет Никите в руку зубную щетку и водит его кистью туда-сюда. Сам Никита чистить зубы не может, зато охотно ест зубную пасту. Причем зарубежным маркам он предпочитает российский мятный "Новый Жемчуг".


Потом Жердевы идут на каток, а если есть снег - идут на лыжах в лес. Вообще спорт сейчас - главное развивающее занятие для Никиты.

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

У Никиты пока нет друзей, он не понимает, как общаться с другими детьми


Лето Жердевы провели, гоняя на роликах и роликовых лыжах. Еще Никита бродил по берегу моря в поисках морских ежей и много плавал.


Друзей у мальчика нет, потому что он не умеет играть и общаться со сверстниками. Хотя и хочет: подходит к другим детям и, не зная, что с ними делать, просто обнимает их.


"Школы очень не хватает. Я понимаю, что академиком сын не станет - но хочу, чтобы он социализировался", - признается Сергей.


Источник

Аутистические расстройства

648 постов2.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
8
Автор поста оценил этот комментарий

Ладно, сейчас мама с ребенком за партой сидит. А дальше что? В ВУЗ такой ребенок 99,99% не попадет, будет в лучшем случае на полке в магазине товары расставлять. Вместе с мамой? И так далее.

Не приспособлены такие люди к жизни в обществе.

И да, почему заболевание называют "особенность"? Если лампочку назвать утюгом, то гладить ней не получится.

раскрыть ветку (11)
1
Автор поста оценил этот комментарий
К чему ваша реплика?
раскрыть ветку (10)
6
Автор поста оценил этот комментарий

К тому, что родители по какой-то причине не понимают, что шансов на социализацию у таких детей почти нет. Но с упорством отбойного молотка травмируют как своего ребенка, так и всех окружающих его детей и взрослых.

Да, жестоко, но это факт, аутизм - заболевание нервной системы, которое на текущий момент не лечится. Есть возможность сгладить проявления данного заболевания, если начать заниматься ребенком в раннем возрасте, а не в 6-7 лет.

Я не понимаю зачем пихать такого ребенка в обычную школу.

раскрыть ветку (9)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Потому что у нас сраная инклюзия. И под это дело сокращаются спецклассы и спецшколы. А по факту в садике мне сказали так мы возьмём вашего ребенка, ведь мы должны взять. А вот что с ним делать мы не знаем. Да у нас есть дефектолог, психолог и логопед но они не знают что делать с вашим ребенком (аутизм). Теперь я вожу ребенка в спецсадик в 50 минутах от домав (и это не в сторону работы). И это мне ещё повезло. А тем кому не повезло (нет садика, нет сил, нет работы с гибким графиком) у них выбор либо пихать куда можно либо сидеть с ним дома.
раскрыть ветку (8)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Я вам искренне сочувствую. Но суть в том, что общество современное устроено таким вот  кривым образом.

Не будет в каждом районе по специализированному заведению для каждого возможного заболевания. Так как это все стоит денег, денег нет.

Что-то начнет появляться лишь в двух случаях, если это коммерциализируется, но не понятно за чей счет банкет, или же в случае массовости данного заболевания, когда оно начнет принимать угрожающие масштабы.

Я подозреваю, что и туберкулезных диспансеров не было бы, не будь носители так опасны для окружающих.

раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Так вот аутизм сейчас носит массовый характер. По разным подсчётам от 5% до 12% детей дошкольного возраста нуждаются в психокоррекции. Да, это дорого но без этого никуда не деться. Тут не "денег нет" тут неправильная расстановка приоритетов.
раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Вы несколько путаетесь.

Есть аутизм, а есть расстройства аутистического спектра.

С первым диагнозом 1-2%, со вторым около 5%.

Не исключено, что увеличение количества детей с таким диагнозом связано лишь с тем, что улучшается перинатальная диагностика и послеродовое "ведение" детей.

Перинатальная скорее к синдрому Дауна и иже с ним относится, когда 100% нужно прерывать беременность. Но аналогично позволяет выявить пороки развития сердца и много чего еще. Чтобы взвешенно поразмыслить, что может предложить современная медицина и стоит ли оно того.

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Будем опираться на Ваши цифры: садик на 300 человек имеет 20 детей с РАС + аутизм.
3 выкарабкаются полностью, 7 частично. 10 будут получать пожизненно пенсию.
Если деньги из будущей пенсии использовать сейчас. То ещё 5 можно вывести до "почти норма".
И это не считая экономического эффекта от лучшего качества образования и воспитания где воспитатель не должен "тормозить" всю группу из-за отстающего.
Ну или можно их "сбрось в пропасть" как в древней Спарте.
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

В данном случае осетра следовало бы урезать, так как не все дети идут в садик, в итоге будет от силы человек 8-10 с РАС.

Вопрос в степени этого расстройства, в итоге неконтактных детей будет 1 - 3.

И да, я прекрасно понимаю, что в садике таких детей по факту нет почти, так как родители их туда просто не отправляют.

Идеальное решение - специализированные учреждения для таких детей, где с ними будут заниматься и пытаться социализировать тех, кого возможно. Люди, которые этому обучены и знали на что они шли.


Но я еще крамолы добавлю.

Даже если в каком-то обозримом будущем появится маркер, который будет с вероятностью в 99% определять, что плод будет аутичным, найдется 50% беременных барышень, которые решат его сохранить. И дальше все по накатанной.

Как происходит сейчас с синдромом Дауна и похожими хромосомными нарушениями.

Автор поста оценил этот комментарий

Может, напишете отдельный пост?

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Потихоньку пилю. Чёт пока пост пытается повернуть в сторону политики потому что слишком много случаев когда ключевую должность занимает категорически не компетентный человек заинтессованый только имитации деятельности и обогащении.
раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

В любом случае буду рад, что уже не один создаю активность в сообществе.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку