Как Сэм Олтман может разлучить Илона Маска и Дональда Трампа

Два самых влиятельных руководителя технологических компаний в мире отчаянно нуждаются в одобрении президента.

By Matteo Wong

Соперничество между Сэмом Олтманом и Илоном Маском вступает в эру «Ученика». У обоих есть амбиции переосмыслить то, как устроен современный мир, и оба пытаются получить благословение президента Дональда Трампа, чтобы ускорить свои планы.

Компания Альтмана, OpenAI, а также предприятия Маска, в том числе SpaceX, Tesla и xAI, в той или иной степени зависят от федеральных долларов, разрешений и нормативной поддержки. Президент может повлиять на то, произведут ли OpenAI или xAI следующий крупный прорыв в области искусственного интеллекта, сможет ли Маск преуспеть в отправке человека на Марс и оправдает ли себя большая ставка Альтмана на ядерную энергию, и термоядерные реакторы в частности.

Понимание конкуренции между этими двумя людьми помогает пролить свет на особый стиль правления Трампа, который определяется покровительством и заключением сделок. И соперничество подчеркивает более широкую капитуляцию технологических гигантов перед новой администрацией. Руководители, которые продавали видение будущего, определяемого сверхинтеллектуальными компьютерными программами, межпланетными путешествиями и безграничной чистой энергией, склонились перед главнокомандующим, который уже задушил свободу выражения мнений, научные исследования и простое упоминание об изменении климата в работе правительства. Почему? Просто потому, что это будет продвигать их интересы. (А в некоторых случаях потому, что технологические лидеры являются истинными верующими — идеологическими приверженцами мировоззрения MAGA.)

Поворот Альтмана в MAGA лучше всего понимать как поиск спасательного круга. В 2017 году, когда первый срок Трампа только начинался, Альтман написал в Твиттере: «Я думаю, что Трамп ужасен, и мало что сделает меня счастливее, чем то, что он не президент». На этот раз: «Я думаю, он будет невероятным для страны во многих отношениях!» По данным The New York Times, за несколько месяцев до выборов Альтман и OpenAI опирались на связи с союзниками Трампа, чтобы выслужиться. В июне два руководителя стартапа встретились с Трампом в Лас-Вегасе, продемонстрировав свои технологии и подчеркнув свои потребности в земле и энергии. Между тем, технологическое лидерство OpenAI над xAI, Google, Anthropic и другими фирмами сократилось.

Отношения компании с ее главным финансовым спонсором, Microsoft, также настолько испортились, что OpenAI активно обхаживает других корпоративных партнеров. (Microsoft, несмотря на одобрение способности OpenAI находить других партнеров по центрам обработки данных, утверждает, что в будущем она останется ключевым партнером.) За последний год ушел ряд старших научных сотрудников, и стартапу грозит несколько судебных исков и расследований. Таким образом, новая и дружественная администрация могла бы дать Альтману столь необходимый импульс для поддержания сокращающегося преимущества его фирмы в гонке искусственного интеллекта. (The Atlantic недавно вступил в корпоративное партнерство с OpenAI.)

И Маск, несмотря на всю свою критику федерального раздувания, во многом зависит от правительства. За последнее десятилетие его компании получили федеральные контракты на сумму не менее 18 миллиардов долларов. SpaceX в значительной степени полагается на NASA в своем ракетном бизнесе и, как сообщается, с понедельника тестирует свою технологию Starlink для улучшения национальной системы воздушного пространства Федерального управления гражданской авиации, несмотря на существующий контракт на 2 миллиарда долларов, который FAA имеет с Verizon. Tesla, с сокращением продаж и относительно застойной линейкой моделей, могла бы извлечь огромную выгоду из дружественного регулирования беспилотных автомобилей. Маск также, похоже, завидует репутации Альтмана как it-boy в Кремниевой долине и за ее пределами: он запустил xAI через несколько месяцев после запуска ChatGPT, стал называть своего конкурента «мошенником Альтманом» и недавно возглавил незапрошенную заявку на покупку OpenAI за 97,4 миллиарда долларов (от которой совет директоров стартапа отказался). «Вероятно, вся его жизнь связана с незащищенностью», — сказал Альтман телеканалу Bloomberg на следующий день. «Я сочувствую этому парню».

Все, что OpenAI может получить от Трампа, xAI также может пожать. Альтман и Маск надеются построить центры обработки данных, которые будут потреблять огромное количество электроэнергии, и каждый из них потенциально потребует столько же, сколько может обеспечить большой ядерный реактор или даже несколько, что равно миллионам американских домов. Правительство может открыть федеральные земли для строительства центров обработки данных и электростанций, а также ускорить строительство электростанций, работающих на природном газе или атомных электростанциях (или менее вероятных возобновляемых источниках энергии). Трамп может попытаться сократить иногда бесконечный процесс выдачи разрешений на строительство линий электропередачи, по которым электричество поступает в центры обработки данных. Он может вмешаться в судебные разбирательства по авторским правам на ИИ или затруднить их исполнение, а также в целом сделать нормативно-правовую среду максимально дружественной для отрасли и ее инвесторов.

Маск, конечно, закрепил свое место во внутреннем круге президента, выступая в качестве суррогата Трампа во время кампании, а теперь возглавляет его усилия по перестройке государственной службы. Он объединил свою политическую идеологию — реакционную, авторитарную, нативистскую — с идеологией Трампа. Но Альтман тоже незаметно завоевал доверие президента, хотя и с гораздо более узкой апелляцией к доминированию американского ИИ. Его компания активизировала свои публичные сообщения и лоббирование о важности лидерства Америки в области искусственного интеллекта над Китаем — цель, которую Трамп неоднократно подчеркивал в качестве приоритетной.

Маневрирование уже начинает приносить свои плоды. На следующий день после инаугурации Альтман стоял рядом с Трампом в Белом доме, когда президент объявил о создании Stargate, новой компании, планирующей потратить 500 миллиардов долларов на инфраструктуру искусственного интеллекта, в которой OpenAI является основным инвестором. По данным Times, Альтман изо всех сил пытался собрать деньги для «Звездных врат» в течение нескольких месяцев — потенциальные инвесторы беспокоились, что одобрение правительством необходимого масштабного строительства будет слишком медленным — до победы Трампа, когда настроения изменились. Во время пресс-конференции Трамп сказал, что задача правительства будет заключаться в том, чтобы «сделать строительство настолько простым, насколько это возможно». Олтмен обязательно выразил благодарность, сказав, что «с другим президентом [Звездные врата], возможно, были бы невозможны».

Через несколько часов после объявления Маск, чтобы не быть исключенным или превзойденным, вмешался в X. «На самом деле у них нет денег», — написал он, предположив, что основные инвесторы Stargate не смогли профинансировать проект. Альтман отрицал это, написав на X: «Я понимаю, что то, что хорошо для страны, не всегда является оптимальным для ваших компаний, но в своей новой роли, я надеюсь, вы в основном поставите [Америку] на первое место».

То, что Маск порвал со своим новообретенным союзником в президентской лиге, говорит о том, что самый богатый человек в мире все еще сосредоточен на старой обиде и оскорблении своего эго. Будучи одним из первых инвесторов OpenAI, Маск покинул совет директоров в 2018 году, сославшись на потенциальный конфликт интересов с будущими проектами искусственного интеллекта в Tesla. Четыре года спустя, когда OpenAI выпустила ChatGPT и положила начало буму генеративного искусственного интеллекта, Маск был застигнут врасплох — не только отстал в гонке, но даже не стал ее участником. В течение нескольких недель он предположил, что чат-бот слишком «проснулся». Вскоре после этого Маск создал свой собственный стартап в области искусственного интеллекта xAI, а в прошлом году он подал в суд на OpenAI за предательство своей первоначальной некоммерческой миссии. В ответ на иск OpenAI опубликовала старые электронные письма Маска, в которых говорилось, что он ушел, потому что считал, что без слияния с Tesla или иного обеспечения значительно большего финансирования шансы OpenAI «быть актуальными» составляют «0%. Не 1%. Хотелось бы, чтобы было иначе». (Ой.)

С тех пор, как он ушел, Маск играет в догонялки. Первая и вторая итерации модели xAI, Grok, отставали от самых мощных версий ChatGPT. Последняя модель Маска, Grok 3, похоже, находится на том же уровне, что и новые, современные «разумные» модели OpenAI, но xAI достигла этого несколько месяцев спустя и, вероятно, с гораздо большими вычислительными ресурсами. Несмотря на неоднократные неудачи, или, возможно, из-за этого, Маск продемонстрировал готовность использовать любую тактику, чтобы сохранить свою актуальность или, по крайней мере, замедлить своих конкурентов. В конце марта 2023 года Маск подписал широко распространенное письмо, призывающее как минимум на шесть месяцев приостановить обучение моделей ИИ, более мощных, чем только что выпущенный GPT-4 от OpenAI, несмотря на то, что он внедрил xAI несколькими неделями ранее и активно набирал персонал. Иск Маска осуждает OpenAI как жаждущую прибыли и скрытную, и он назвал стартап «ClosedAI», но код и обучающие данные, лежащие в основе Grok 3, такие же непрозрачные, как и у ChatGPT. И несмотря на заявления Маска о том, что Grok 3 является «самым умным ИИ на Земле», исследователи OpenAI обвинили его стартап в искажении производительности чат-бота, чтобы он выглядел наравне с их собственной топ-моделью o3-mini (своего рода манипуляция, распространенная в индустрии генеративного ИИ, в которой обвиняют самого OpenAI также). Тем не менее, сейчас он как никогда близок к тому, чтобы догнать Альтмана, и его положение у руля Департамента по эффективности государственного управления и его насест на плече Трампа могут подтолкнуть его к краю пропасти.

Президент, на данный момент, похоже, доволен тем, что сохраняет отношения открытыми; Конечно, его сотрудничество с двумя руководителями технологических компаний, которые считаются провидцами, имеет свои преимущества. Олтман, с его туннельным взглядом на ИИ, вряд ли повлияет на идеологическую связь Трампа и Маска и попытается изменить федеральное правительство. Возможно, больший риск для xAI заключается в том, что Маск злоупотребляет своим гостеприимством MAGA и вызывает гнев президента. И Маск, похоже, не настроил Трампа против OpenAI. Когда его спросили о критике Маска в адрес «Звездных врат», президент пожал плечами: «Он ненавидит одного из людей, — сказал Трамп журналистам. Но у меня тоже есть определенная ненависть к людям».

Лига Политики

33.6K пост17.4K подписчик

Правила сообщества

1. Обязательно используем тег "Политика".

2. Допускаются любые посты, связанные с политикой, в том числе юмористические: мы же на Пикабу :)

3. Пожалуйста, соблюдайте правила Пикабу.

4. Адмодеры сообщества никого не банят: игнор-лист должен быть пустым!

5. Адмодеры вправе скрывать ветки комментариев в собственных постах, если они считают, что пользователь грубит им или оскорбляет (без занесения в игнор-лист сообщества).

6. Если заметили пост или комментарий, нарушающий правила Пикабу, не стесняйтесь призывать модераторов Пикабу.

7. Сообщество не преследует своей целью продвижение чьих-то интересов или идей: мы открыты для всех, но см. п. 3.