Как становятся Большим Братом: на примере Google

В развитие темы увлекательных приключений наших данных в современных реалиях давайте вспомним этапы большого пути, например, компании Гугл.


Пока Google было лишь синонимом одного из многочисленных тогда интернет-поисковиков, проблема сбора данных о пользователях так остро не стояла. Вернее она стояла у самой компании: как определить, что два поисковых запроса из миллиардов сделаны одним и тем же человеком? Иногда это было просто, иногда – просто невозможно даже без усилий со стороны ищущего.


IP тот же самый, браузер тот же самый, разрешение монитора такое же... как и у еще десятков или тысяч других пользователей. Куки помогали лишь до момента их очистки или захода в поисковик через другой браузер. Особо досье на пользователя не соберешь, надо искать способы идентифицировать его всяко и разно, а не каким-то одним способом.


Очень скоро Гугл стал создавать и скупать сервисы, требующие авторизации пользователей: GMail, YouTube, Picasa Web Albums, Google Earth, Blogger и множество других. Таким образом, Гугл получал возможность идентифицировать пользователей, которые были авторизованы хотя бы в одном из этих сервисов, и копаться в их данных – электронной почте, загружаемых фотографиях и видеороликах, адресных книгах, списках друзей и т.д.


Возможности для профилирования пользователей возросли и тут Гугл очень удачно купил банерную сеть DoubleClick. Работает это так: десятки тысяч кретинов размещают код баннерной сети на своих сайтах и крутят рекламу, зарабатывая на этом свою копейку. Одновременно с этим они отдают банннерной сети полную информацию о своих посетителях: кто, когда, откуда, сколько раз, какой баннер кликнул, а какой проигнорировал и т.д.


Таким образом, даже не будучи авторизованным в сервисах Гугла интернет-пользователь попадал «под колпак» к ней, просто посещая сайты с кодом баннерной сети. Информация о путешествиях пользователей в Интернете у Гугла стала еще полнее, следовательно, можно было делать еще более точные предположения об их интересах и финансовых возможностях, следовательно, можно было показывать им еще более таргетированную рекламу через те же самые сервисы, которые собирали информацию о пользователях. Замкнутый цикл производства.


Впрочем, аналогичный принцип слежки за интернет-пользователями был реализован Гуглом еще раньше с помощью купленной системы reCAPTCHA и собственный инструмент для веб-аналитики PageRank. Принцип тот же: предложить администраторам независимых от Гугла сайтов некий бесплатный и полезный инструмент, который требует встраивания своего кода в страницы этих сайтов. А что делает этот код, кроме заявленного функционала, мало кто задумывается.


Уже упомянутая reCAPTCHA интересна еще вот чем: первоначально это был академический проект под девизом «Останови спам, читай книги!» Пользователям предлагалось распознать куски реальных текстов – книг и газет, помогая таким образом оцифровать их. Потом что-то пошло не так reCAPTCHA купил Гугл и под тем же благородным девизом пользователей заставили вкалывать на коммерческую компанию, распознавая, например, адресные таблички для Google Maps.


Впрочем, я отвлекся от шпионских страстей. Как еще можно заставить интернет-пользователей быть более открытыми с Гуглом? Например, убедить их перейти на гугловские DNS-сервера. Не вдаваясь в подробности, это такая «адресная книга», которая помогает браузеру найти в Интернете искомый сайт; для пользователя этот процесс невидим. Адресных книг много, самая ближайшая лежит у интернет-провайдера, но она обычно неполная, и если в ней не находится информации о нужном сайте, запрос переадресуется к «вышестоящему» DNS.


А давайте вы сразу будете обращаться к нашим DNS-серверам! – предложил Гугл интернет-пользователям, – Это бесплатно, быстро, без SMS и регистрации, и наши DNS знают все сайты! Классический пример гугловской лжи: ни один DNS-сервер по определению не может быть «быстрее» провайдерского. Справедливости ради, Google Public DNS, действительно, полнее, чем DNS-сервер среднего провайдера, вот только 99% запросов к последнему – типичные и не требуют запросов «наверх». Кстати, пользователям ранних версий Android предложения никто не делал – там Google Public DNS просто вшили принудительно и изменить их штатными средствами было невозможно.


Зачем же Гугл раздает «ценную» халяву и врет о ее ценности? Затем, что пользуясь его DNS-серверами, пользователь сам сообщает Гуглу все свои маршруты в Интернете, т.е. – весь круг своих интересов. Но на гугловские DNS-сервера надо настраиваться, не каждый сможет/захочет, поэтому компания сделала ход конем: выпустила свой интернет-браузер.


Ход, надо признать, сильнейший: всего за 10 лет новый браузер с нуля буквально сожрал бесспорного лидера рынка – Internet Explorer – и загнал в графу «прочее» все остальные браузеры. Единственный реальный конкурент сегодня – Safari от Apple, и то в основном за счет «мобильной» доли, почти весь остальной рынок принадлежит браузеру Chrome и поделкам народных умельцев на том же движке – всяким Яндекс-браузерам и т.п.


Простите, я оговорился: трояну Google Chrome. Троянской называют программу, которая имитирует или реально обладает полезным для пользователя и объявленным функционалом, но втихую занимается совершенно другим: крадет пароли, уничтожает информацию, использует вычислительные ресурсы компьютера в интересах своего создателя (тот же майнинг), а не пользователя. Проше говоря, троян – это волк в овечьей шкуре, и этому определению идеально соответствует Google Chrome.


На первый взгляд, это браузер, и заявленный функционал программой реализуется. Но на самом деле, это шпионский модуль, который собирает информацию о путешествиях своего пользователя в Интернете и под благовидным предлогом пересылает ее в Гугл. Зачем все эти сложности со встраиванием кода на миллионы сайтов и DNS-серверами, когда можно шпионить прямо у источника? И, главное, легко идентифицировать пользователя: в каждую установку Chrome встроен уникальный рекламный идентификатор, который – сюрприз! – невозможно удалить или отключить штатными средствами.


Как логическое завершение анальной оккупации Интернета, Гугл создала сразу две операционные системы: Android и Chrome OS. Первая – безусловный вин (о ней мы еще поговорим отдельно), вторая – бьется в конвульсиях седьмой год и имеет весьма туманные перспективы. Обе операционные системы сразу же после первого запуска на устройстве пользователя и еще до окончания процесса первичной настройки ломятся на гугловские сервера. Чтобы быстрее скачать побольше удобства пользователя и заботы о клиенте, разумеется.


Но это все было про «чем?» – чем можно заинтересовать пользователя, а для ответа на вопрос «на сколько?» – на сколько его можно развести, был создан Google Pay (в девичестве – Android Pay). Суперчудомега «платежный сервис», который... я даже не знаю, как сформулировать, что он на самом деле делает.


«Помогает проще и безопаснее совершать покупки?» Так это откровенная ложь, нисколько не проще и уж точно не безопаснее, а наоборот. Эмулирует бесконтактную платежную карту? Так они уже и так почти все бесконтактные. Эмулирует несколько карт в одном устройстве? А типа вы привыкли с собой сразу десять «кредиток» носить? Вот честно, я не понимаю, что он делает для пользователя и как Гугл убеждает лохов пользоваться этим поделием, зато отлично понимаю, что оно делает для Гугла – сливает ему инфу о всех покупках по всем картам, привязанным к Google Pay.


Все, секреты от Большого Брата у вас закончились: он знает, где вы шастаете в Интернете, и сколько тратите. В принципе, он знает и на что конкретно тратите, но это неточно. Пока неточно, не волнуйтесь, он придумает, как получать ваши финансовые отчеты, которые вы сами же и составите для него.


Еще раз хочу подчеркнуть, что Гугл, aka Большой Брат, aka Корпорация Добра была взята исключительно для примера, как яркий, но далеко не единственный образец неустанной заботы об удобстве пользователей, их безопасности и прочих благовидных предлогах сунуть нос в чужие дела. Facebook занимается ровно тем же и в чем-то даже больше преуспел. А есть еще и другие, включая тысячи мелкотравчатых говноедов, которые так же стараются сунуть нос в наши данные. Но о них и о том, как они это делают, мы поговорим в другой раз...