Как современная экономика ограничила наши чувства при выборе еды

Как современная экономика ограничила наши чувства при выборе еды Экономика, Еда, Правильное питание, Технологии, Наука, Длиннопост

Image by Freepik

В 2022 году продажи готовых блюд и кулинарии в торговых сетях составили 5,8% от всего объема продукции. По итогам 2022 года объем производства составил 216 тысяч тонн, что на 27% больше предыдущего года.

Это изменение пищевых привычек понято и вполне объясняется темпом современной жизни. Но, кроме того, изменились и наши критерии для выбора продуктов. В одном из исследований экономисты пришли к выводу, что визуальные качества еды вышли на первое место.

Запечатанный контейнер с едой предоставляет не так много возможностей. Понятно, что в основном, приходится ориентироваться на внешний вид, потому что остальные источники информации (запах, вкус и т.д.) для нас закрыты.

От рынка до супермаркета

Как современная экономика ограничила наши чувства при выборе еды Экономика, Еда, Правильное питание, Технологии, Наука, Длиннопост

Продуктовый магазин Джона Боуэна в Аллентауне, Пенсильвания, 1920 год. Источник: Lehigh County Historical Society/Wikimedia Common

Первые супермаркеты начали появляться в 1920 в Нью-Йорке на базе бакалейных лавок. Можно сказать, что это была продуктовая революция. До этого, чтобы купить необходимое Вам бы пришлось обойти несколько точек на рынке. Зайти к мяснику, потом в овощную палатку, забежать за непродовольственными товарами.

В бакалейной лавке нового типа можно было найти все это, сэкономив существенное количество времени. Широкий ассортимент, яркий свет, цветная реклама, чистота и порядок. Можно понять, почему городские жители стали отдавать предпочтения магазинам такого типа.

С другой стороны, на рынке, чтобы оценить качество, использовали полный спектр чувств. Запахи, внешний вид и текстура продуктов позволяли Вам выбрать более качественный стейк себе на ужин. Кроме того, на рынке принято общаться с продавцом и другими покупателями. Обратная связь тоже помогала с выбором.

Изначально ассортимент бакалейной лавки составляли консервированные продукты. Вряд ли есть смысл нюхать консервы, чтобы определить их срок годности.

Эта особенность повлияла и на новые магазины. Внешний вид быстро стал основным критерием для выбора продукции.

Уже к середине 20 века продуктовый «шопинг» уже сильно походил на современный. Вступать в дополнительные разговоры с продавцами и покупателями относительно качества товара стало немного неуместно.

Стандартизация чувств

Как современная экономика ограничила наши чувства при выборе еды Экономика, Еда, Правильное питание, Технологии, Наука, Длиннопост

Изменения затронули всю пищевую цепочку от производителей до торговых сетей, которые реализовывали продукцию. США находились на пике агрокультурной революции. Развитие массового производства, системы транспортировок и холодильных технологий существенно расширили ассортимент.

В это же время происходит стандартизация внешнего вида. Производители предпочитают использовать общие цветовые гаммы. На это также повлияло развитие рекламы.

Цвет превратился в основной способ привлечения клиента. Запах, например, достаточно сложно отразить на рекламном плакате. Поэтому, производители бросили все усилия, чтобы найти «правильный» цвет товара, который привлечет покупателя.

Показателен, следующий пример. Во Флориде особенный климат, поэтому большая часть персиков созревала, когда их шкурка еще оставалась зеленоватой.

Однако, производители считали, что зеленые персики не будут пользоваться спросом, несмотря на то, что они были сочными и спелыми. Поэтому с 1930 года зеленые персики начали подкрашивать. К середине 1940 уже больше 70% всей продукции было крашенным.

Когда этот факт стал известен широкой общественности, то серьёзно всколыхнул американское общество. Дошло до разбирательств в Верховном суде. При этом, потребители, которые возмущались по этому поводу, все равно упрямо считали, что спелые персики не могут быть зелеными.

С развитием технического прогресса грань между натуральным цветом и искусственным стала размываться сильнее. В середине 19 века химические компании представили различные добавки, которые позволяли сохранять консервированному мясу «свежий» красноватый оттенок.

От общения к самообслуживанию

Изменения коснулись и социальных взаимодействий при покупке товаров. Первый магазин самообслуживания появился в далеком 1917 году. И первое время никто из продавцов или покупателей не был сильно доволен такой системой.

На тот момент, все считали, что покупка невозможна без определенного взаимодействия «лицом к лицу» с продавцом. Отчасти по этому, некоторые отделы (например, бакалея) перешли на самообслуживание гораздо позже.

Со временем все изменилось. К 1950 году большая часть магазинов в США уже работала на самообслуживании. В результате внешний вид продукции стал еще более важен, потому что покупатель теперь полагался только на свои глаза, не рассчитывая на помощь персонала.

Магазины превратились в настоящую ярмарку цветов. Ярко красное мясо, бриллиантово-зеленый шпинат и солнечные мандарины. После Второй Мировой войны технологи еще больше шагнули вперед. Флуоресцентные лампы создавали прекрасное освещение. Целлофан позволял увидеть «настоящее» качество еды через упаковку. Теперь не обязательно общаться с продавцом, чтобы выбрать себе готовый ужин.

Стандартизация и маркетинг повлияли не только на то, как мы выбираем еду, но и заменили нам общение во время этого процесса.

Подписывайтесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Еще больше экономики и котиков в Телеграмме