Как сейчас структурирована аэрокосмическая промышленность в России после СССР?

Уже прошло больше 30 лет (если точнее – 32 года) с момента распада СССР. Вместе с этой державой пало многое, в том числе и одна из самых мощных и развитых авиационных отраслей в мире - Авиаракетно-космическая промышленность (для удобства, АРКП).

Смело могу сказать, что эта отрасль была настолько мощной, что потом много лет авиапром постсоветских стран просто «шел по готовым следам», которые остались от СССР.

Как сейчас структурирована аэрокосмическая промышленность в России после СССР? Роскосмос, Цаги, Запуск ракеты, Байконур, Спутники, Космонавтика, Длиннопост

По сути, бОльшая часть летательных аппаратов, которые появились после 1991 года, либо были «остатками» из СССР, либо созданы на основе советских разработок.

Я, как человек, успевший немало так пожить «при совке» (как сейчас говорит молодежь), пришел к интересному выводу: практически все предприятия, которые были раньше, сейчас переформировались в ФГУПы - федеральное государственное унитарное предприятие, где собственник имущества – государство. Собственно, об этом и пойдёт речь дальше.

Союзный узел радиовещания и радиосвязи №9, ныне ФГУП «Космическая связь»

История предприятия начинается с 4 ноября 1967 года было завершено создание Станции Космической связи и состоялся первый в стране сеанс трансляции программы Центрального телевидения через спутник «Молния-1». С этого самого дня и по сей день начались регулярные трансляции на приёмные станции «Орбита».

Как сейчас структурирована аэрокосмическая промышленность в России после СССР? Роскосмос, Цаги, Запуск ракеты, Байконур, Спутники, Космонавтика, Длиннопост

Интересный факт! Именно система «Орбита» стала первой в СССР циркулярной телевизионной распределительной спутниковой системой, в которой использованы передовые возможности спутниковой связи.

Затем, по мере развития аэрокосмической техники, предприятие становится крупным телепортом, позволяющим организовать спутниковые каналы связи по всему миру.

А вот в 1995 году предприятие стало ФГУП, получило название «Космическая связь» и  стало предоставлять услуги связи по всему миру. Оно даже обладает самой крупной орбитальной группировкой геостационарных спутников связи и вещания в России.

Как сейчас структурирована аэрокосмическая промышленность в России после СССР? Роскосмос, Цаги, Запуск ракеты, Байконур, Спутники, Космонавтика, Длиннопост

Услуги компании включают телерадиовещание, телефонную связь, высокоскоростную передачу данных и широкополосный доступ в Интернет, видеоконференцсвязь, создание корпоративных сетей.

Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина, ранее КнААПО Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Гагарина, Ю. А.

Как я понял, завод изначально планировался как одно из градообразующих предприятий Комсомольска-на-Амуре. Специализировался завод на опытно-конструкторском бюро Сухого и производстве тысячи военных самолётов класса «Су».

Как сейчас структурирована аэрокосмическая промышленность в России после СССР? Роскосмос, Цаги, Запуск ракеты, Байконур, Спутники, Космонавтика, Длиннопост

Также, одновременно с выпуском истребителей, производились крылатые противокорабельные самонаводящиеся ракеты «Аметист» и П-6. Предприятие поставляло Новосибирскому авиационному заводу по кооперации хвостовые детали фюзеляжа с оперением и поворотные детали крыла для Су-24 (фронтовых бомбардировщиков), производило для Ил-62 (пассажирского лайнера) детали хвостового оперения.

Как сейчас структурирована аэрокосмическая промышленность в России после СССР? Роскосмос, Цаги, Запуск ракеты, Байконур, Спутники, Космонавтика, Длиннопост

В настоящее время завод участвует в трех приоритетных программах: по разработке и производству многофункционального истребителя Су-35, боевого авиационного комплекса пятого поколения и регионального пассажирского самолёта Сухой Суперджет 100.

Также сейчас занимаются ремонтом и модернизацией самолётов, стоящих на вооружении авиации ВВС и ВМФ России. И что интересно, КнААЗ — сертифицированный поставщик корпорации «Боинг».

Космодром «Байконур»

Думаю, каждый, кто хоть иногда интересуется истерией, знает, что Байконур - первый, а также крупнейший (по площади) в мире действующий космодром. Который непосредственно, был основан в Советском Союзе, на территории Казахской ССР, 12 января 1955 года и введённый в эксплуатацию 15 мая 1957 года.

Как сейчас структурирована аэрокосмическая промышленность в России после СССР? Роскосмос, Цаги, Запуск ракеты, Байконур, Спутники, Космонавтика, Длиннопост

Очевидно, что использовался он как первый и основной космодром СССР вплоть до самого её распада. Как и планировалось, комплекс использовали для тестовых запусков ракет. Для сохранения некой секретности космодром проходил по всем официальным документам именно под названием – Байконур.

И из тех же соображений – сохранение секретности – на космодроме пользовались фельдъегерским корпусом, который обеспечивал доставку секретных приказов, донесений, ценных бумаг и даже запчастей для космических аппаратов. (Интересно, кстати, что этот фельдъегерский корпус сейчас тоже реорганизовали во ФГУП «Главный Центр Специальной Связи»).

Для удобства, на территории космодрома даже открыли отделение ФГУП ГЦСС.

Как сейчас структурирована аэрокосмическая промышленность в России после СССР? Роскосмос, Цаги, Запуск ракеты, Байконур, Спутники, Космонавтика, Длиннопост

Сейчас же комплекс Байконур арендуется руководством России у руководства Казахстана (договор аренды заключён на период до 2050 года), а стоимость эксплуатации равно 9 млрд рублей в год…

Знаете, что немного иронично? То, что Казахстан периодически препятствует нормальной работе космодрома. Например, в 2012 году были отложены запуски европейского метеорологического космического аппарата MetOp-B, нескольких российских спутников «Канопус-В» и МКА-ПН1.

Как сейчас структурирована аэрокосмическая промышленность в России после СССР? Роскосмос, Цаги, Запуск ракеты, Байконур, Спутники, Космонавтика, Длиннопост

Да и как я понимаю, Россия считает для себя перспективным перенос пилотируемых пусков на новый российский космодром «Восточный» в Амурской области, а значит, что в 2040-х годах с Байконура будут запускаться только автоматические космические аппараты (на ракетах-носителях «Союз-2», «Зенит»).

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского, он же ЦАГИ

Возможно, у вас возник вопрос: «Что это еще за ЦАГИ?». Это авиационный государственный научный центр России.

Центр был основан 1 декабря 1918 года в Москве, на базе аэродинамической лаборатории МВТУ и авиационного расчётно-испытательного бюро.

Как сейчас структурирована аэрокосмическая промышленность в России после СССР? Роскосмос, Цаги, Запуск ракеты, Байконур, Спутники, Космонавтика, Длиннопост

Затем, для расширения объёма экспериментальных работ, в 1919 году была присоединена Кучинская Аэродинамическая Лаборатория. Институт довольно быстро стал флагманом отечественной авиационной науки, он смог объединить вокруг себя отечественных учёных и специалистов.

Одной из важных заслуг этого института является то, что в семинаре теоретического отдела, под руководством С. А. Чаплыгина было «воспитано» колоссальное количество учёных, внёсших важный вклад в математику и механику. Среди них М. В. Келдыш, Л. И. Седов, М. А. Лаврентьев, С. А. Христианович, Н. Е. Кочин, Л. Н. Сретенский.

Как сейчас структурирована аэрокосмическая промышленность в России после СССР? Роскосмос, Цаги, Запуск ракеты, Байконур, Спутники, Космонавтика, Длиннопост

Ранее ЦАГИ даже сотрудничал с 50 ведущими зарубежными аэрокосмическими фирмами и научными центрами Америки, Европы, Азии в области теоретических и экспериментальных исследований. (Думаю, все мы понимаем, почему сейчас сотрудничество осталось только с Китаем…)

Также, сейчас в институте оборудованы более 60 аэродинамических труб и испытательных стендов для исследования прочности, акустики, аэрогидродинамики и динамики летательных аппаратов.

Как сейчас структурирована аэрокосмическая промышленность в России после СССР? Роскосмос, Цаги, Запуск ракеты, Байконур, Спутники, Космонавтика, Длиннопост

Кстати! У ЦАГИ есть собственное издательство, которое периодически выпускает 4 журнала, посвящённых различным направлениям работы института, и бюллетень «Авиационная и ракетная техника».

Заключение

Объективно, России после распада СССР достался наибольший «кусок советского авиационного пирога», на базе которого можно было совершить настоящий прорыв. Однако, спустя почти четверть века после распада СССР, для всех рядовых любителей АРКП любая информация обо всех работах по новым советским машинам так и остаётся неизведанной, дескать, «терра инкогнито».

Космическая движуха

1.7K постов1.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

О космонавтике, событиях в космосе, о космической политике. Разных стран и компаний. В основном о текущей пусковой и исследовательской деятельности.

Основой являются материалы группы ВК "Космическая движуха" и телеграм-канала "Космос. Инфографика. Тексты."