Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил

Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил Длиннопост, Архитектура, Россия, Город, Дизайн, Урбанистика, Картинки, Фотография

Вы когда-нибудь замечали, что в одних местах вам хочется ходить без перерывов, а другие пройти как можно скорее? Какие-то улицы хочется перенести на холст и повесить у себя дома, а другие хочется побыстрее забыть, а ещё лучше – снести бульдозером. У всех по-разному проявляется отношение к городу, но улицы играют в этом ключевую роль. Как же сделать «городские артерии» хорошими?


Открою страшную тайну: универсального рецепта не существует. Каждый город и его жители уникальны, поэтому повторить успех одного места даже в рамках одного города чаще всего невозможно. Существуют скорее общие принципы, которые позволяют с бОльшей долей вероятности не наделать ошибок и запустить процесс превращения кирпича и бетона в живое и безопасное общественное пространство.


На мой взгляд, ключевыми принципами создания комфортного города являются:

Человеческий размер

Учёные и архитекторы давно посчитали габариты человека и выявили простую закономерность: город должен быть сомасштабен человеку. На психику давит не только слишком высокая и монструозная застройка, но и пустота. Большие дома скорее отторгают человека на улице, ведь они элементарно не умещаются в поле зрения и обезличиваются. Слишком широкие улицы тяжело преодолевать, а люди на другой стороне кажутся муравьями. Всё это не есть хорошо.

Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил Длиннопост, Архитектура, Россия, Город, Дизайн, Урбанистика, Картинки, Фотография

Чтобы застройка не отторгала человека придумали правило зрительного контакта: если человек с улицы может различить лицо человека на самом высоком этаже, то такая застройка приемлема (примерно до 7 этажей). Получается связь людей в домах и нет чувства бетонных заборов вдоль улицы. Дополнительно улучшается безопасность – за улицей и происходящем постоянно кто-то «приглядывает» из окон.

Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил Длиннопост, Архитектура, Россия, Город, Дизайн, Урбанистика, Картинки, Фотография

Правило человеческого масштаба особенно важно для жилых домов – в таких условиях дома не превращаются в человейники, жители спокойно могут запомнить лица соседей. За счёт этого зона комфорта и ответственности легче распространяется за порог квартиры – подъезд, двор и улица не кажутся чьим-то чужим.

Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил Длиннопост, Архитектура, Россия, Город, Дизайн, Урбанистика, Картинки, Фотография

Фасад – часть тротуара


Ходить вдоль забора или пустыря скучно, что увеличивает субъективное время ходьбы. Другое дело ходить вдоль домов и разглядывать архитектуру, витрины и подъезды:

Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил Длиннопост, Архитектура, Россия, Город, Дизайн, Урбанистика, Картинки, Фотография

Особенно хорошо иметь бизнес на первых этажах домов – это создаёт шаговую доступность разных сервисов и благ для жителей, мотивируя больше ходить пешком, а не ездить на машине. Для сторонних людей это уличная жизнь, за которой приятно наблюдать.

Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил Длиннопост, Архитектура, Россия, Город, Дизайн, Урбанистика, Картинки, Фотография

Тротуар принято разделять на три части: фасадную часть с бизнесом и палисадниками, транзитную для прохода и буферную с зеленью и мебелью. Хорошим правилом считается разделять все три зоны дизайном мощения и уличной мебелью.

Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил Длиннопост, Архитектура, Россия, Город, Дизайн, Урбанистика, Картинки, Фотография

Непрерывная городская среда


Почему людям так нравится гулять по центру Петербурга, Праги или Вены? Потому что во время ходьбы они не уткнутся в какую-нибудь Тверскую или Кремлёвское кольцо, которые невозможно нормально перейти:

Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил Длиннопост, Архитектура, Россия, Город, Дизайн, Урбанистика, Картинки, Фотография

Комфортная среда должна быть непрерывной: никаких пустырей, огромных развязок, подземных переходов или забора железной дороги. Разрыв городской среды означает рукотворное создание препятствий. Это как река, которую тяжело перейти.

Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил Длиннопост, Архитектура, Россия, Город, Дизайн, Урбанистика, Картинки, Фотография

Каждое препятствие снижает удовольствие от города и приводит к отказу от ходьбы. Поэтому города должны быть компактными и плотными. Промзоны, развязки или огромные стоянки нужно убирать с улиц, если вы хотите сделать место комфортным для людей.

Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил Длиннопост, Архитектура, Россия, Город, Дизайн, Урбанистика, Картинки, Фотография

неправильно

Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил Длиннопост, Архитектура, Россия, Город, Дизайн, Урбанистика, Картинки, Фотография

правильно

Уникальный дизайн


Люди не роботы, поэтому нам важно не просто что-то делать, а делать это с интересом. Выше уже было про фасады вдоль улицы, но тема намного шире: важно создать архитектурное разнообразие, уникальный вид улицы, озеленение и просто насытить место деталями. В идеале у каждого места города должно быть своё лицо, чтобы его не перепутали с другим.

Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил Длиннопост, Архитектура, Россия, Город, Дизайн, Урбанистика, Картинки, Фотография

Обезличенная застройка или одинаковое мощение с городскими фонарями лишают город уникальности, люди перестанут ассоциировать место с собой. Изучать такие города скучно, хочется быстрее промотать путь из точки А в Б, а не наслаждаться каждым шагом.

Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил Длиннопост, Архитектура, Россия, Город, Дизайн, Урбанистика, Картинки, Фотография

Тут опять можно вспомнить Петербург или центр Москвы – каждая арка таит в себе что-то уникальное, туда хочется зайти и раскрыть тайну места. Нет двух одинаковых арок, а внутри двора может быть спрятан дом-замок или осветительная решётка конца 19 века – уникальные детали и история крайне важны.

Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил Длиннопост, Архитектура, Россия, Город, Дизайн, Урбанистика, Картинки, Фотография

К слову, в этом деле очень полезен стрит-арт в разных его проявлениях. Можно закупить 1000 гномов и расставить его по всему городу, чтобы у жителей и туристов появился азарт найти их всех. Дополненная реальность (привет Покемон-го) станет хорошим инструментом для активации города с помощью игровой механики и случайных уникальных штук.

Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил Длиннопост, Архитектура, Россия, Город, Дизайн, Урбанистика, Картинки, Фотография

Безопасность и доступность


Сегодня основным источником опасности в городе является автомобиль. Люди ошибаются, дизайн пространства должен это учитывать и не допускать жертв от таких ошибок. Для этого улицы делают с элементами успокоения трафика: островки безопасности, круговые перекрёстки, узкие полосы, велодорожки, парковка в шахматном порядке и так далее. Особо нужно проработать пешеходные переходы – это зона стресса для людей. Тут много нюансов, подробно про это я уже писал.
https://pikabu.ru/story/kak_sdelat_nashi_dorogi_bezopasnyimi...

Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил Длиннопост, Архитектура, Россия, Город, Дизайн, Урбанистика, Картинки, Фотография

Нужно учитывать не только вероятность аварий, но и второстепенные проблемы: шум и пыль. Улица не должна быть многополосной и комфортной для скоростной езды, ведь это лишает людей на тротуаре возможности общаться между собой и медленно убивает жителей домов (бессонница, нервы, болезни слуха и тд).

Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил Длиннопост, Архитектура, Россия, Город, Дизайн, Урбанистика, Картинки, Фотография

Среда должна быть доступной для мам с колясками, детей и инвалидов. Ровный тротуар, пологие спуски и отсутствие лестниц без крайней необходимости делают среду комфортной абсолютно для каждого из нас. Люди ленивы, никто из нас не любит лестницы, даже молодые и здоровые – поэтому от подземных (и тем более надземных) переходов следует отказаться. Тем более они всё равно не решают проблемы пробок и безопасности.

Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил Длиннопост, Архитектура, Россия, Город, Дизайн, Урбанистика, Картинки, Фотография

Смешанная застройка


Дома и улицы – это кирпичи и бетон, они не делают город интересным и комфортным. Нужно вдохнуть жизнь во всё это, а для этого нужны люди.

Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил Длиннопост, Архитектура, Россия, Город, Дизайн, Урбанистика, Картинки, Фотография

Деление районов на спальные и деловые искусственно приводит к вымиранию мест: днём пустуют улицы спальных районов, а вечером и в выходные – деловых. Всё это плохо отражается на безопасности местности, транспорте и привлекательности города для бизнеса. Это можно избежать, если изначально создавать район для жизни, работы, учёбы и отдыха.

Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил Длиннопост, Архитектура, Россия, Город, Дизайн, Урбанистика, Картинки, Фотография

Практически все центры исторических городов сделаны по такому сценарию: в рамках одного квартала есть жилые дома, места для работы, социальные учреждения, торговля, кафешки и так далее. Улицы не вымирают, поток клиентов стабилен, можно жить рядом с работой и так далее – все в плюсе.

Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил Длиннопост, Архитектура, Россия, Город, Дизайн, Урбанистика, Картинки, Фотография

Активация жителей


С этим уже сложнее – любовь жителей к городу невозможно потрогать, но это хорошо считывается эмоционально. Важно создать взаимосвязь человек-город, дать понять, что всё вокруг – общий дом. Для этого важна историческая преемственность, знакомство с соседями и торговцами на улицах и ощущение, что ты участвуешь в жизни города.

Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил Длиннопост, Архитектура, Россия, Город, Дизайн, Урбанистика, Картинки, Фотография

Самое ужасное, что можно сделать в этом плане – крушить и ломать всё на своём пути. Простой пример: жители могли посадить дерево 30-40 лет назад, многие жильцы это помнят и ассоциируют себя с этим деревом, ведь они участвовали в посадке, следили за его жизнью и так далее. Может кто-то врезался в это дерево во время езды на велосипеде в детстве, у кого-то была свадьба, когда дерево было на уровне первого этажа, а сейчас дерево на уровне второго и у человека родился сын – это всё откладывается в голове и эмоциях. Если в один прекрасный день вы решите срубить дерево ради парковки и даже не предупредите жителей, то лишите человека связи с городом и плюнете ему в душу.

Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил Длиннопост, Архитектура, Россия, Город, Дизайн, Урбанистика, Картинки, Фотография

Важно подключать местных жителей и бизнес к городским проектам. Всегда будут недовольные и чьи-то интересы будут ущемлены ради большинства, но важно сделать людей сторонниками проекта и попытаться найти золотой компромисс. Делать это нужно не в виде публичных слушаний перед выходом строителей или сбора предложений через Активный гражданин, а в офлайн условиях через семинары, воркшопы и исследования.

Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил Длиннопост, Архитектура, Россия, Город, Дизайн, Урбанистика, Картинки, Фотография

Только учтите, что сначала многие будут хотеть «парковки, детские садики и лес!» – люди часто не знают, что хорошо, а что плохо и не знают, чего просить. Поэтому важно подключать сначала специалистов, потом объяснять жителям общие моменты и после уже включать их в работу. Это сложно, но так правильно и в долгосрочном плане сделает всех счастливее.

https://gre4ark.livejournal.com/576847.html