Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Как разваливали таможню в начале нулевых?

Как разваливали таможню в начале нулевых? Таможня, 2000-е, Политика, Фтс, Граница, Мемуары, Длиннопост

Становление таможенных органов в России после развала СССР и открытия границ происходило бешеными темпами в постоянно меняющихся направлениях развития. На смену одним реформам приходили другие, порой отменяющие прошлые нововведения, и так далее. Даже сегодня, спустя 30 лет после открытия границ, реформы не остановились. Как только устаканивается один режим работы, начинается внедрение очередных изменений, которые проходят не без ущерба для системы.


В 90-е сложилась уникальная ситуация. В числе таможенников было много очень грамотных специалистов. Но и уровень коррупции был не самым низким. Образ богатых таможенников родился именно в то время. Но при этом таможенным контролем занимались действительно профессионалы своего дела. Они и заложили тот костяк, который местами держится ещё до сих пор в разных уголках страны. Но с каждым днём их становится всё меньше.


Один из таможенных ветеранов поделился своим мнением на тему "Кто и зачем подпортил таможенную кровь". Сразу хочется обозначить, что мнение редакции канала может существенно расходиться с мыслями коллеги.

Как разваливали таможню в начале нулевых? Таможня, 2000-е, Политика, Фтс, Граница, Мемуары, Длиннопост

Вся эта "деформация" или изменение "ценностей" (в таможенной системе) происходила на моих глазах. А началось всё с того, что в начале 2000-х (2002 год), большую часть таможенников сделали федеральными государственными гражданскими служащими.


Со многих тогда сняли погоны. Уже тогда из системы начали уходить хорошие и грамотные специалисты. Следом последовало снижение доходов сотрудников. Разница в зарплате между госслужащим и "сотрудником" иногда доходила до 3-х кратной.


На планёрках нам как-то зачитали очередной "приказ" ГТК (вроде бы ФТС ещё не было). Дословно он звучал так: "С целью повышения материального состояния государственных гражданских служащих вводиться новая система расчёта материального стимулирования". В 2005 году, как сейчас помню, получил зарплату 3400,00 и уволился.


Банальная причина того, что что люди начали уходить из таможенных органов: катастрофически низкая зарплата. В большинстве своём, оставались только "специалисты", которые чётко понимали о том, что на другую работу их просто не примут (из-за их "профеффисональных" качеств) или попросту те, кто не решались менять свою жизнь к лучшему.

Как разваливали таможню в начале нулевых? Таможня, 2000-е, Политика, Фтс, Граница, Мемуары, Длиннопост

На место уволившихся начали идти "специалисты", которые были готовы работать, скажем так, не за зарплату (изыскивая другие источники дохода). В связи нехваткой кадров и отсутствием выбора, таких людей стали ставить на руководящие должности.


Когда я пришёл в 2010-х годах снова в таможенные органы, данные личности уже хорошо укоренились в руководящем составе и шутка про 1-й приказ Петра 1-го (Вид у подчинённого должен быть лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство) заиграла совсем другими красками.


Был и ещё один интересный момент: в 90-х и начале 2000-х на руководящие должности допускали только русских специалистов (за редким исключением), и не особо приветствовались родственные связи. Но со сменой руководителя ведомства потом многое изменилось. Аналогичные изменения прошли и в других структурах, только сценарии были чуть чуть другими...

------------

Как разваливали таможню в начале нулевых? Таможня, 2000-е, Политика, Фтс, Граница, Мемуары, Длиннопост

Мнение коллеги показалось очень интересным. Некоторые моменты выглядят спорно. У таможенников 90-х крыльев за спиной, конечно, не наблюдалось. Но специалисты умудрялись сохранять нужный баланс: государственная казна пополнялась, задержания производились регулярно. Про себя любимых тоже не забывали. Но это не могло продолжаться вечно.


Что касается родственных связей, здесь полностью не получится согласиться. Кумовство и проталкивание своих было всегда. Было тогда, есть и сейчас. Только тогда это всё происходило под эгидой "преемственности поколений" и формирования таможенных династий. Сегодня, правда, всех уже закошмарили "конфликтами интересов", доведя ситуацию до полного абсурда.

Многие были вынуждены уйти из таможенных органов из-за этой ерунды, а страна потеряла специалистов.


Иногда складывается ощущение, что просто никому не нужно, чтобы таможня в стране была стабильной. В результате вечных реформ и пертурбаций из системы выдавливаются многие специалисты. Первый этап был в начале нулевых, потом в начале десятых, и вот сейчас опять происходят странные процессы. Быть может, никто не заинтересован в том, чтобы таможня была сильным ведомством? Ведь тогда будет тяжело мутить контрабандные схемы...


Главное, чтобы в один прекрасный момент ведомство не оказалось без профессионалов вообще. А для этого нужно проводить правильную кадровую политику. Но это не самые простые процессы, в них нужно вкладывать много сил и средств. Остановится ли поезд реформ? Пока к этому предпосылок нет...


© Злой таможенник

Лига таможенников!

125 постов103 подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Бан за посты не по теме или за нарушения законодательства РФ.