Как проектируют идеальную улицу...
Показатели эффективности
Оценка эффективности конкретной улицы или улично-дорожной сети представляет собой трудоемкий и неоднозначный процесс. Улица может быть крайне удобной для одной группы пользователей, но опасной для другой, а отсутствие заторов на перекрестке в одном из направлений может маскировать серьезный затор дальше по транспортному коридору. Оценка эффективности требует комплексного подхода на макро- и микроуровне, и рассмотрения улиц и дорожного движения с точки зрения безопасности, экономичности и проектирования, а также с учетом целей и поведения всех пользователей.
Цели участников движения часто прямо противоположны: велосипедистам мешают разгружающиеся фургоны, пешеходы соперничают с автомобилистами за время для пересечения оживленных перекрестков, а нормативное время прибытия экстренных служб заставляет жителей усомниться в том, надо ли снижать скорость движения и устанавливать лежачих полицейских. При проектировании городских улиц нужно стремиться к установлению баланса между указанными целями путем стратегических уступок, чтобы в итоге прийти к взаимовыгодному решению.
Контрольные параметры
Разработка универсальных критериев оценки требует переосмысления проблемы, стоящей перед проектировщиком, а также осознания того факта, что улицы предназначены для пребывания людей в той же мере, в какой они служат транспортными артериями. Применение универсального показателя эффективности (например, времени задержки участника движения) может повысить уровень обслуживания автомобилистов, но ничего не скажет о том, насколько хорошо улица выполняет другие функции помимо перемещения людей из одной точки в другую. Улица, несущественно задерживающая участников движения, не обязательно является идеальным городским пространством, особенно если на ней нечего делать и нет деревьев, создающих тень, негде при- сесть и отдохнуть.
Пешеходы
Люди нуждаются в активной и разнообразной уличной жизни. Эффективные фасады магазинов, стимулирование бизнеса, организация пешеходного движения и соразмерный человеку уличный дизайн способствуют развитию активного и экономически стабильного городского сообщества. В то же время успешная улица отличается от невзрачной не только активностью пешеходного пространства, но еще и безопасностью, достаточной шириной и правильным размещением тротуара, а также защитой от дождя и солнца.
Велосипедисты
Инфраструктура велосипедного движения должна быть управляемой, безопасной, интуитивно понятной и непрерывной. Велосипедистам необходима сеть с высоким уровнем связности при минимальных объездах и задержках. Сеть должна быть доступна для всех участников движения вне зависимости от навыков езды. Ощущение безопасности и защищенности от автомобилей — залог успеха велосипедного движения. Велодорожки, физически отделенные от остального транспорта, хорошо скоординированные с системой сигнализации и умело вписанные в общую схему движения на перекрестках, служат основой для удобной сети веломаршрутов.
Транспортные средства
Водители хотят быстро и безопасно доехать до пункта назначения с минимальными помехами, остановками и задержками, поэтому предпочитают частично изолированные от остального движения высокоскоростные магистрали, где вероятность возникновения непредвиденных обстоятельств минимальна. Автомобили движутся на высокой скорости и имеют большую массу, поэтому водители чувствуют себя в безопасности, когда они отделены от других транс- портных средств — велосипедов, автобусов, грузовиков — и переходящих дорогу пешеходов. Для комфорта автомобилистов следует обеспечить достаточное освещение и количество парковочных мест в пункте назначения, а также разместить дорожные знаки. Особенно это важно в том случае, когда водителям приходится принимать решения на высокой скорости.
Общественный транспорт
Качество работы общественного транспорта можно оценить по его скорости, удобству, надежности и регулярности движения. Посадка и высадка из вагонов и автобусов должна быть беспрепятственной, поездка — удобной, а сами вагоны и салоны — не переполненными. Общий охват и доступность транспортной системы следует согласовать с фактическим спросом без ущерба для качества обслуживания.
Грузовое движение
Владельцы компаний-грузоперевозчиков стремятся максимально быстро, просто и удобно доставить грузы из пункта отправления в пункт назначения. Водителям грузовиков нужны высокая и безопасная скорость, возможность заезда на тротуар или наличие платформ для погрузки-разгрузки, а также общая надежность транспортной системы.
Экстренные службы
Экстренные службы должны максимально быстро реагировать на преступления, ДТП, пожары и прочие несчастные случаи. Для водителей автомобилей экстренных служб важны безопасность и предсказуемость движения, минимальное количество конфликтных точек с транспортными средствами, велосипедистами и пешеходами, а также возможность заезда на тротуар в пунктах назначения.
Уровень обслуживания
Уровень обслуживания (LOS) определяется временем задержки автомобилистов на перекрестке или на определенной полосе перед перекрестком по шкале от A (минимальная задержка) до F (максимальная задержка). LOS позволяет оценить влияние нового строительства или реконструкции улицы на конкретный перекресток и спрогнозировать его загрузку на ближайшие 20–30 лет. LOS оценивает влияние, но недостаточно полно отражает потенциальные преимущества проекта. Основной недостаток состоит в том, что этот показатель ранжирует улицы не по экономической и социальной активности, а только по удобству для моторизованного транспорта. LOS — это один из многих инструментов, которые можно применять для оценки трафика в городах, но он не должен быть единственным. В ходе экспертизы городским властям следует использовать комплексный и дифференцированный подход, оценивая проекты по потенциальным преимуществам и возможным рискам.