Как прибалты украли у меня фуру. И как я ее вернул1
Я работаю на ниве малого предпринимательства в Британии, покупаю, продаю, и так уж вышло, что часть моих клиентов расположены в СНГ. Бизнес модель выглядит довольно просто. Я покупаю одну фуру товара в Манчестере за 100 000 фунтов и продаю ее в Казахстан за 200 000 фунтов и на эти 2% пытаюсь оплатить возросшие коммунальные. Если без шуток, фура реально стоит в районе 100К и это весьма существенная затрата для меня. Продажа белая, чистая и реально нужная для казахской промышленности.
В Казахстане есть очень классный клиент по имени Нуржан, который в целом приветствует всех в стиле "здарова, саипал" и бизнес-знакомство начинает с фразы "я от Баке". Прикольный, если разобраться. И еще он платит предоплату, что существенно. Задача у меня стояла простейшая. Купить в Англии, довезти до КЗ и там без растаможки отдать клиенту. НДС нет, чистый экспорт, блестящая комбинация. Весь бизнес сводится к тому, чтобы правильно оформить EX1 (экспортную), найти транспорт и перевести деньги производителю. Piece of cake. Пришла мне идея связаться с российскими перевозчиками. Почему? Потому что большая часть пути проходит по РФ, а они мне сообщили, что в целом все схвачено по цепочке. С другой стороны, свяжись я с британскими перевозчиками, все бы прошло ровно также, скорее всего.
Логистически все выглядело так: британская компания на субподряде довозит до Прибалтики. Там это все перегружается на следующую фуру на промежуточном складе, далее они везут до какого-то российского города с терминалом, там груз берет российская фирма и вот они уже довозят до Казахстана. Такая схема совершенно нормальная, редко кто делает полную перевозку одной компанией, т.е. всегда присутствуют субподряды. Долго ли, коротко ли, отправил я груз и в общем-то забыл. Едет и едет. Спустя 2 недели мне звонит перевозчик и сообщает, что мой груз "пропал". Ну естественно я седею на глазах, потому как 100К на дороге не валяются, они застрахованы, конечно, но пока то, пока се. Выясняется, что прибалты взяли этот мой груз, положили его куда-то и не отдают. Их основное требование - чтобы им кто-то там по цепочке заплатил какие-то деньги. Не я, не мой клиент, даже не мой перевозчик, а кто-то из субподрядчиков. А я причем? А не причем. Я деньги оплатил, ко мне у них претензий нет, но у них претензия к кому-то, кто тоже работает в этой цепочке и вообще никак не связан со мной напрямую. ОК, говорю я, верните мне груз. Не хотите выполнять работу, не выполняйте, я тут не виноват, но Вас понять могу. Вам там не заплатили, Вы обижены, Вы возвращаете мне груз, я забираю назад деньги у подрядчика, ищу нового, все довольны.
"Хрен тебе в рыло!", - отвечают они через агентов: - "Если мы тебе отдадим груз, то нам точно не заплатят. Иди и договаривайся с ними, нам все равно, что ты не причем. Ввязался в логистику - страдай." Тут я знатно охренел. Вот вообще. Разное со мной бывало в России, но такого беспредела не случалось. Начал гуглить, кто что. Главнюк данной ОООшки имеет чисто иностранное имя "Сергейс". Ах ты сука, подумал я. Ты должен был бороться со злом, а не примкнуть к нему! Мы ж с тобой типа одной крови, закон джунглей, водопой. Начал я собирать данные, обратился к юристам на месте, они мне все как один сообщили приятную новость: "это не кража, это спор хозяйствующих субъектов. Хищения не было, они открыто взяли Ваш груз. Его местоположение условно известно, это их склад. Так что идите в суд. Суд Вы выиграете, стоимость 5000 евро, Вам часть вернут. Все это продлится полгода."
Я звоню Нуржанчику и слышу приятное:
- Здарова, саипал! - Нуржан вечно в хорошем настроении, судя по всему он долбит траву с утра до вечера.
- Нуржан, я не смогу тебе поставить товар.
- Ты акуел? - тем же жизнерадостным голосом произнес он.
Объясняю ситуацию. Нуржанчик очень расстроен и говорит, что так дела не делаются, и что через полгода ему это не надо, ему надо сейчас.
Снова начинаю расспрашивать и оказывается, что у прибалтов на фоне СВО это стало довольно таки стандартной темой. В суды россияне не идут. Можно взять товар в "заложники", требовать доплат и вообще издеваться. Если клиент подает в суд, то они просто отпускают груз через полгода и платят судебные издержки. Упущенную прибыль и ущерб доказывать довольно сложно, особенно в международных контрактах. Да и судиться для этого надо еще дольше. 4 компании заплатят, 1 пойдет в суд, шантажист в наваре. Вдвойне обидно, когда это делает Сергейс. Я начал с логистами про суды беседовать, начал звонить подрядчику, а в ответ услышал, что Сергейс угрожает сообщить в местные таможенные органы, что груз идет в Россию для запрещенных целей. Тогда типа вообще арестуют все навсегда. Т.е. он не хочет, чтобы я шел в суд, это понятно, т.к. даже несколько тысяч евро для него значимы. "Но это же звездеж!" - говорю я. Код ТН ВЭД же есть, это обычный товар. А им пофиг. Такая нынче политическая ситуация. Груз вернут, но время потеряешь.
Что делать? В общем, если я не первый такой, то значит в мире есть люди, которые решают вопрос. Прозвонился я по друзьям: паучье чутье меня не обмануло. Есть проблема, но есть и решение. Юридическая поддержка российских логистических компаний за рубежом, решение хозяйственных споров под ключ. Рекомендовали мне одно юр лицо, компания зарегистрирована по месту жительства акционеров и работников - в Грозном. Схема похожа на то, как испанцы выселяют цыган из жилья, когда те его незаконно занимают. Крепкие русские юристы группой в 5 человек приходят к цыганам... Далее ясно. В общем, я звоню подрядчику и говорю, что мне все равно, что там будет с таможней, грузом, передайте Сергейсу мой низкий поклон и сообщите, что его делом будут заниматься "вот эти юристы". И что он может сообщать кому угодно, что угодно, мне лично все равно, я стоимость своего груза верну в любом случае, даже если груз будет похерен в закромах вашей таможни. Это гарантия от данной юридической конторы. Тут я, конечно, врал, вернули бы мне далеко не все. И не сразу. Скорее всего, выглядело бы это так: я подаю в суд, он идет, а попутно адвокаты с именем Джамал и Саид ищут Сергейса по стране, чтобы вручить исковое, находят и делают ему предложение для досудебного разрешения спора, от которого тот не может отказаться. Сергейс, сука, проникся, судя по тому, что груз отпустили через день. Ну или ему кто-то заплатил, т.к. Джамал и Саид шли бы по цепочке от Москвы до границы Польши, находя самое слабое звено. ХЗ, мне уже было все равно. Нуржан доволен, я доволен, Сергейс обломлен, а с Джамалом и Саидом я даже не связывался. And remeber, respect is everything.
Вот такой вот евробизнес. Так что, господа, если прибалт с именем Сергейс пытается быть хитрой задницей, всегда можно найти нужный винт. И при желании завинтить его как Буратине. Не везите грузы через Балтику. Ну или если везете, то старайтесь исключить из цепочки всех российских перевозчиков.
Жизнь пикабушников за границей
5.5K постов35.9K подписчиков
Правила сообщества
— Уважайте себя и членов сообщества — в глубоком смысле этого слова
— Поддерживайте мир во всем мире: мы искренне надеемся, что раз уж пикабушники живут по всему миру, здесь мы сможем избежать политики
— Чувствуйте себя как дома, даже когда вы вне дома :)
Запрещены: публикация политических постов, оскорбления пользователей, осуждение обстоятельств переезда авторов, развязывание конфликтов на почве политики, провокации в сторону авторов ("Что, сбежал с Родины? Испугался?", "Свалил и хорошо, туда тебе и дорога", "Да это всё пропаганда галимая" и так далее): за нарушение — предупреждение и сокрытие комментария, при непонимании — бан.
// на данный момент постить в сообщество могут пикабушники с рейтингом 25+. Иной премодерации нет и не ожидается.