312

Как перелететь через большую страну на маленьком самолете

Расстояние между самарским аэродромом Красный Яр и аэродромом далекого чукотского села Ваеги – 5970 км. Если бы существовал пассажирский рейс «Красный Яр – Ваеги», то продолжительность такого рейса на дальнемагистральном самолете составила бы примерно 6,5 часов. Но так как прямого воздушного сообщения между Самарой и какими-либо чукотскими населенными пунктами нет, то сначала путешественнику пришлось бы перелететь в Москву, затем из Москвы в столицу Чукотки Анадырь, и только затем, при наличии погоды, из Анадыря в село Ваеги, где можно познакомиться с бытом чукотской глубинки и увидеть лосей, медведей и поймать вкуснейшую чукотскую рыбу. Как это сделал в прошлом году известный стендап-комик Сергей Нетиевский, снявший о своем путешествии фильм, который в июле выйдет на канале ТНТ.

При этом есть одно «но».

Вы не увидите всего того, что находится между вышеперечисленными воздушными гаванями. А посмотреть есть на что: это и величественные лесистые Уральские горы, бурная авиационная жизнь в Омске и «авиасанаторий» в новосибирском Мочище, и промышленные ландшафты Кемерово и Красноярского края, и якутские поселки, уносящие путешественников в 70-е годы прошлого века, и потрясающие каменные воины Ленских столбов.

Как перелететь через большую страну на маленьком самолете Авиация, Россия, Перелет, Красота, Небо, Красный Яр, Природа, Чукотка, Длиннопост

Красноярская ГЭС

Как перелететь через большую страну на маленьком самолете Авиация, Россия, Перелет, Красота, Небо, Красный Яр, Природа, Чукотка, Длиннопост

Ленские столбы


Все эти эпизоды складываются, словно пазл, в одну картину огромной, яркой, суровой, потрясающе реальной страны, которая предстала передо мной восемь лет назад, в июне 2014 г., когда я с товарищем предпринял перелет из Самары в Ваеги на двухместном сухопутном самолете «Аэропракт А-27».

Как перелететь через большую страну на маленьком самолете Авиация, Россия, Перелет, Красота, Небо, Красный Яр, Природа, Чукотка, Длиннопост

Аэропракт А-27 на аэродроме Красный Яр (Самара) перед стартом перелета


Многим поначалу такое путешествие показалось маловероятным. Участники летного форума, на котором я опубликовал свой отчет о путешествии, сначала назвали нас авантюристами и экстремалами. Но, как оказалось, в таком путешествии при должном уровне подготовки нет ничего невозможного. Первое, что нужно помнить – в летном деле нет места любительскому подходу.


Весь наш летный маршрут, включая аэродромы старта и финиша, состоял из шестнадцати пунктов взлета-посадки: Красный Яр (Самара) – аэродром Первушино (Уфа) – учебный аэродром Челавиа (Челябинск) – аэродром Логовушка (Курган) – аэродром Марьяновка (Омск) – аэродром Мочище (Новосибирск) – аэродром Солнечный (Красноярск) – аэродром Моргудон (Братск) – аэропорт Киренск – аэропорт Ленск – аэродром Покровск (Якутск) – аэропорт Теплый Ключ (Хандыга) – аэропорт Сусуман – аэропорт Сеймчан – аэропорт Омолон – аэродром Ваеги.

Как перелететь через большую страну на маленьком самолете Авиация, Россия, Перелет, Красота, Небо, Красный Яр, Природа, Чукотка, Длиннопост

Карта маршрута Красный Яр (Самара) - Ваеги


Конечно, чтобы сесть за штурвал легкого самолета, нужно сначала получить удостоверение частного пилота. Но тут возможны затруднения, т.к. на сегодняшний день в России очень немного частных авиационных учебных центров (АУЦ). Пройти курс обучения и получить пилотское удостоверение можно либо в государственном авиационном высшем или среднем учебном заведении с соответствующими временными затратами в несколько лет, либо в тех немногих АУЦ, которые сейчас работают, заплатив за курс около миллиона рублей.


Еще один важный момент: для совершения любого полета любое воздушное судно должно иметь сертификат летной годности, порядок выдачи и продления которого регулируется федеральными авиационными правилами. Получение этого сертификата для воздушного судна сейчас в России сопряжено со сложными и дорогостоящими процедурами, поэтому при планировании финансов для перелета такие расходы тоже нужно учитывать.


Есть еще чисто логистические проблемы – такие, как малое количество работающих аэродромов, способных принимать самолеты малой авиации и большое расстояние между ними. Это вопрос обеспечения безопасности, и это особенно актуально, например, для тайги, где может быть только один аэродром на 200 - 300 км. Помните фильм «Елки-2»? Там эта проблема косвенно освещалась.

Как перелететь через большую страну на маленьком самолете Авиация, Россия, Перелет, Красота, Небо, Красный Яр, Природа, Чукотка, Длиннопост

Кадр из фильма "Ёлки-2"


Есть и другие сложности – такие, как определенные требования к качеству топлива или неготовность некоторых аэропортов к оформлению посадки и взлета единичных, то есть нестандартных экземпляров воздушных судов. Особенно много эмоций у меня вызвала последняя проблема, которая имела место в аэропорту Ленска. К слову, именно в Ленске начинается погружение в самую настоящую авиационную глубинку России, под которой понимается и отсутствие нормального топлива, и сложности с интернетом, а порой даже и с обычной сотовой связью, и плавный переход на «полетно-информационное обслуживание». Этот новояз - такая хитрая формулировка отсутствия диспетчерского сопровождения, что-то вроде «работы в режиме простоя», или гениального выражения про «отрицательный рост». Смешно, конечно, но когда летишь без связи с диспетчером два часа подряд, а под тобой только тайга и тайга, и ни одной посадочной площадки, ни одной грунтовой дороги или даже просеки в пределах видимости, то постепенно становится несколько не по себе. В этих местах начинаешь ясно понимать: случись вынужденная посадка - и тебя могут искать и год, и два года, и пять лет без всякого результата.

Как перелететь через большую страну на маленьком самолете Авиация, Россия, Перелет, Красота, Небо, Красный Яр, Природа, Чукотка, Длиннопост

Аэропорт Киренск

Как перелететь через большую страну на маленьком самолете Авиация, Россия, Перелет, Красота, Небо, Красный Яр, Природа, Чукотка, Длиннопост

Аэропорт Ленск

Как перелететь через большую страну на маленьком самолете Авиация, Россия, Перелет, Красота, Небо, Красный Яр, Природа, Чукотка, Длиннопост

Аэропорт Теплый Ключ (Хандыга)


Впрочем от этих ощущений отмахиваешься, а мерный гул двигателя наталкивает на мысли, что самолёт и двигатель обслужены, ресурса хватает с запасом, топливо рассчитано и проверено, а прогноз обещает по всему маршруту прекрасную погоду. И тревога отступает, и оказывается, что внизу проплывают изумительные по красоте места с открывающимися скалистыми обрывами невысоких гор, редкие, невесть откуда взявшиеся домики таежных поселков и охотничьи заимки, повороты и отмели редких рек, а на аэродромах происходят встречи с самыми разными и неординарными людьми - чудеса превращения голоса в телефоне, в потрясающую, эксклюзивную личность нового знакомого, с которым хочется разговаривать обо всем на свете за стаканом горячего чая и потрескиванием поленьев в печке.

Как перелететь через большую страну на маленьком самолете Авиация, Россия, Перелет, Красота, Небо, Красный Яр, Природа, Чукотка, Длиннопост

Новосибирск, аэродром Мочище


Самый настоящий авиасанаторий за городом.

Еще одно поразительное наблюдение - за Уралом не просто Сибирь, а смена разнообразных видов сосновой и кедровой Сибири, разрезанных великими сибирскими реками с незаметным переходом к лиственницам Якутии. А дальше вдруг к скалам - Верхоянский хребет и голая горная тундра Чукотки и севера Магаданской области. У меня в голове это умозрительное, многодневное путешествие сложилось в такие гигантские шаги километрового великана, который неспеша переступает по огромной, почти безлюдной стране. В которой, тем не менее, в разных местах живут гостеприимные, самодостаточные, уверенные в себе люди, готовые встретить и обогреть путника, помочь в трудной ситуации, да просто улыбнуться и поздороваться, проходя мимо.

Как перелететь через большую страну на маленьком самолете Авиация, Россия, Перелет, Красота, Небо, Красный Яр, Природа, Чукотка, Длиннопост

Подлетаем к курганскому аэродрому Логовушка

Как перелететь через большую страну на маленьком самолете Авиация, Россия, Перелет, Красота, Небо, Красный Яр, Природа, Чукотка, Длиннопост

Лошади в Покровске

Как перелететь через большую страну на маленьком самолете Авиация, Россия, Перелет, Красота, Небо, Красный Яр, Природа, Чукотка, Длиннопост

Горы Чукотки за Сеймчаном и Омолоенном


Сейчас, после нескольких лет прошедших с моего перелета, я понял, насколько кардинально изменилось мое внутреннее восприятие родной страны, даже самого слова - Россия. Я сегодня не понимаю только одного: это меня огромная страна пропустила сквозь себя, или все было наоборот?

Как перелететь через большую страну на маленьком самолете Авиация, Россия, Перелет, Красота, Небо, Красный Яр, Природа, Чукотка, Длиннопост

Публикую по просьбе автора - пилота и хорошего человека Эрнеста Сослуева.

ТГ-канал автора "Небо Чукотки | Истории чукотского пилота"

Чукотка

37 постов72 подписчика

Правила сообщества

Сообщество для всех, кого север поцеловал в сердце! Чукотка любит всегда взаимно!
Пишите в группу, ищите друзей, рады всем!