Как отличить искренние извинения от фальшивых отговорок

Искреннее общение - важная часть любых отношений, особенно в период ссор, обид и непонимания друг друга. Именно поэтому уметь искренне извиняться принципиально важно. Честные, искренние извинения могут восстановить доверие, успокоить обиду и вернуть в здоровое русло испорченные отношения.
Но как отличить их от лживых и формальных извинений-оправданий ?
В этом посте разбираемся с типичными формальными извинениями – отговорками и формулируем критерии истинных, честных извинений.

1. «Прошу прощения, если...»
Типичное условное извинение. Не дает полного понимания ситуации, поскольку предполагает только то, что что-то «могло» случиться.
• Прошу прощения, если я сделал что-то не так.
• Извините, если вы обиделись.

2. «Мне жаль, что вы...»
Это извинение, которое подменяет виноватую сторону. Это вообще не извинения. Скорее, это обвинение, возлагающее вину на вас за то, что вы обиделись и ведёте себя неадекватно.
• Мне жаль, что тебе было больно.
• Мне жаль, что ты думаешь, что я сделал что-то не так.
• Мне жаль, что ты сделала вывод , что я тебя не уважаю.

3. «Мне очень жаль, но...»
Это обесценивающее извинение, ставящее под сомнение переживания человека.
• Мне очень жаль, но большинство людей не отреагировали бы так остро, как вы.
• Извините, но другие сочли это забавным.
• Извините, но вы начали это.
• Мне очень жаль, но в том, что я сказал, была правда.
• Извините, но никто не совершенен

4. «Я был просто...»
Это извинения через оправдания. Человек пытается доказать, что обидное поведение было нормальным, потому что, по его мнению, оно было безвредным или было сделано по уважительной причине. Как вы наверное догадались – это манипуляция в чистом виде.
• Я просто пошутил.
• Я просто пытался помочь.
• Я только пытался тебя успокоить.

5. «Я уже сказал / сделал...»
Такие слова обесценивают извинение и косвенно показывают, что человек не считает нужным искренне извиняться (после формального жеста) и ему всё равно.
• Я уже сказал, что сожалею.
• Я уже миллион раз извинялся за это.

6. «Сожалею...»
Это извинение приравнивает сожаление к извинению, но эти понятия не тождественны. Извинение предусматривает раскаяние, сожаление – нет.
• Я сожалею, что ты расстроился
• Я сожалею, что были допущены ошибки

 7. «Я знаю, что я...» или «Ты знаешь, что я...»
Конкретного извинения здесь нет, но есть попытка отговорить вас от ваших чувств или намекнуть на то, что вы не должны расстраиваться.
• Я знаю, что не должен был этого делать.
• Я знаю, что мне, наверное, следовало сначала спросить тебя.
• Я знаю, что иногда могу быть быком в посудной лавке
• Вы знаете, мне очень жаль.
• Вы знаете, я не это имел в виду.
• Ты знаешь, я никогда не причинил бы тебе вреда.

8. «Я прошу прощения, если...»
Это извинение на особых условиях , не является чистым, свободно предложенным извинением. Вы должны "заплатить", чтобы его получить.
• Я попрошу прощения, только если вы извинитесь.
• Я попрошу прощения, если вы согласитесь никогда больше не поднимать эту тему.
• Я попрошу прощения, если вы просто перестанете об этом говорить.

9. «Я думаю...»
Это "призрачное" извинение. Обидчик намекает на необходимость извинений, но никогда не приносит их.
• Думаю, я должен извиниться.
• Думаю, мне следует извиниться.

10. «Такой-то сказал мне извиниться»
Это не самостоятельные (сделанные по доброй воле) извинения. Человек говорит, что извиняется только потому, что это предложил кто-то другой. Подразумевается, что иначе этого никогда бы не произошло.
• Твоя мать сказала мне извиниться перед тобой.
• Мой друг сказал, что я должен сказать тебе, что мне очень жаль.

11. «Ну, извините, хорошо?!»
Это "извинение" в виде издевательства. Словами или тоном вам дадут неохотное «извините», но это не похоже на извинения. Чаще всего оно произносится обидным, ироничным тоном.
• Хорошо, хватит уже. Я сказал, что мне очень жаль!
• Дай мне передохнуть, извини, хорошо?

Теперь давайте попробуем дать характеристику полноценного настоящего извинения:
👉Подлинное извинение начинается с того, чтобы выслушать, что произошло с точки зрения другого человека и как это повлияло на него.
👉 Оно приносится человеку без каких-либо условий или минимизации сделанного.
👉 Сообщает, что человек, извиняющийся, понимает переживания и чувства обиженного человека и ему этот человек небезразличен..
👉 Такое извинение содержит раскаяние.
👉 Содержит обязательство избегать повторения подобного обидного поведения.
👉 Содержит предложение о возмещении ущерба, если это необходимо.
Независимо от того, извиняетесь ли вы или принимаете извинения , есть смысл запомнить эти простые признаки и быть уверенными , что извинения были искренними и сделаны из лучших побуждений.
Благодарю Вас за внимание.

Автор: психолог Борис Фрейдин