96

Как одевались русские красавицы? Секреты нарядов XVIII-XIX веков

Народный праздничный костюм по праву считается одним из символов русской культуры.

Я посетила музей сословий России и полюбовалась на эту коллекцию. Некоторые манекены будоражили своей реалистичностью, как эта дама в середине в голубом сарафане.

Как одевались русские красавицы? Секреты нарядов XVIII-XIX веков Достопримечательности, Культура, Музей, Москва, Мода, Костюм, Длиннопост

Детали костюма и украшения наполнены особым смыслом, уходящим в глубину столетий. Одежда служила не только для защиты от холода – ее узоры и вышивка выполняли роль оберега, охраняя человека от нечистой силы и сохраняя его здоровье.

Праздничный наряд считался ценностью всего рода и даже выполнял функцию сбережений: так, девичью коруну (венец) нередко давали напрокат на чужие свадьбы, а расшитый сарафан с кокошником или жемчужное ожерелье можно было продать или заложить в трудные времена.

Как одевались русские красавицы? Секреты нарядов XVIII-XIX веков Достопримечательности, Культура, Музей, Москва, Мода, Костюм, Длиннопост

Праздничные девичьи и женские костюмы, характерные для центральных и северо-западных губерний России в XVIII–XIX веках.

Как одевались русские красавицы? Секреты нарядов XVIII-XIX веков Достопримечательности, Культура, Музей, Москва, Мода, Костюм, Длиннопост
Как одевались русские красавицы? Секреты нарядов XVIII-XIX веков Достопримечательности, Культура, Музей, Москва, Мода, Костюм, Длиннопост

Слева - наряд Олонецкой губернии. Справа (кокошник) - Тверская губерния.

К концу XVIII столетия относится изысканный девичий наряд Олонецкой губернии (слева выше на фото). Он состоит из шелковой, украшенной шитьем душегреи и парчового сарафана.

Особенно выделяется ажурный венец. Он выполнен из речного жемчуга, перламутра, хрусталя, хлопчатобумажной ткани. Обилие жемчуга, символа чистоты, – обычная черта северного русского костюма. По количеству украшений из жемчуга некоторые северные крестьянки превосходили барыню средней рук.

Справа на фото мы обращаем внимание на кокошник конца XVIII столетия из Осташковского уезда Тверской губернии (справа выше на фото), обильно украшенный золотным шитьем. Поверх кокошника и шугая (накидки) – так называемая канаватная фата, любимое украшение всех сельских и городских модниц, состоящее из широкого шелкового плата с блестящими полосками. Первоначально такие платки изготовлялись на Востоке, в Сирии, позднее, с конца XVIII столетия, канаватку стали изготовлять и в России.

Переходим в зал с красавицами юго-восточных регионов России (Тульская, Калужская, Воронежская губернии).

Преобладающим видом женской будничной и праздничной одежды в данных районах была понёва – поясная одежда, надевавшаяся поверх рубахи.

Как одевались русские красавицы? Секреты нарядов XVIII-XIX веков Достопримечательности, Культура, Музей, Москва, Мода, Костюм, Длиннопост

Наряды юго-восточных регионов России

Вся праздничная одежда богато орнаментировалась цветными лентами, вышивкой, аппликацией. Преобладал красный цвет – в народном фольклоре это мощное средство от сглаза, символ супружества, плодовитости, жизни вообще.

Обилие вышивки, лент компенсировало у жительниц юго-востока отсутствие дорогих парчи, штофа и шелка: большую часть населения этой части империи составляли крепостные крестьяне.

Как одевались русские красавицы? Секреты нарядов XVIII-XIX веков Достопримечательности, Культура, Музей, Москва, Мода, Костюм, Длиннопост

Народный праздничный костюм. Нижегородская губерния, Арзамасский уезд, село Чернуха. Конец XIX века

Как одевались русские красавицы? Секреты нарядов XVIII-XIX веков Достопримечательности, Культура, Музей, Москва, Мода, Костюм, Длиннопост

Костюм с "рожками" выделяется на общем фоне, он является самым необычным по своей архаичной красоте и уникальным по сохранности среди представленных в зале. Это праздничный костюм Михайловского уезда Рязанской губернии второй половины XIX века.

Головной убор этого костюма состоит из нескольких деталей: сороки, рогатой кички, позатыленя, увивки, заушников.

Рога на головном уборе ученые-этнографы считают олицетворением плодородия и оберегом от злых духов. Распределение лент и вышивки с горизонтальными и вертикальными линиями на понёве и юпочке напоминает о древнем символе человеческой культуры – Мировом Древе.

Как одевались русские красавицы? Секреты нарядов XVIII-XIX веков Достопримечательности, Культура, Музей, Москва, Мода, Костюм, Длиннопост
Как одевались русские красавицы? Секреты нарядов XVIII-XIX веков Достопримечательности, Культура, Музей, Москва, Мода, Костюм, Длиннопост

Женский головной убор «сорока с увязками». Калужская губерния, Перемышльский уезд, село Горки. XIX век

Оригинальным по форме и декору является и головной убор жительниц села Горки под Перемышлем Калужской губернии. Так называемая сорока с увязками состояла из двух частей – собственно сороки, покрывавшей голову, и увязки в виде бахромы и кистей. При изготовлении сороки использовалось немыслимое количество разных материалов: лен, бархат, шелковые ленты, золотное шитье, галуны, стекла в оправах, перламутр, бисер, шитье шелковыми нитями.

Как одевались русские красавицы? Секреты нарядов XVIII-XIX веков Достопримечательности, Культура, Музей, Москва, Мода, Костюм, Длиннопост

В центре - народный праздничный костюм. Нижегородская губерния. Конец XIX века

И моя фаворитка из Нижегородской губернии. Она одета в праздничный женский наряд, состоящий из голубого сарафана, шугая, кокошника. Все элементы этого наряда сшиты из достаточно дорогих тканей – парчи, бархата, штофа; шугай и кокошник буквально испещрены густым растительным узором (виноградные гроздья, цветочные букеты).

Размер замечательного по сохранности и драгоценности отделки кокошника составляет 26 х 52 см. Этот костюм – свидетельство материального достатка, домовитости и творческой одаренности, присущих русскому населению Среднего Поволжья; значительный процент этого населения составляли трудолюбивые и практичные старообрядцы.

Женские пояса

Как одевались русские красавицы? Секреты нарядов XVIII-XIX веков Достопримечательности, Культура, Музей, Москва, Мода, Костюм, Длиннопост

В отдельной витрине демонстрируются пояса – важнейшая и необходимая принадлежность, элемент мужской и женской одежды в русской деревне. Ими подпоясывали рубахи, сарафаны, верхнюю одежду.

По народным поверьям, пояса обладали оберегающей силой, пояс отмечал человеческую сущность, и лишение человека пояса приравнивалось к бесчестию. Пояс отвращал от человека всякое зло, колдовство, недуги.

Некоторые пояса ткались только для определенных случаев в жизни: так, для оберега беременной женщины изготовлялся так называемый родильный пояс; из цветных лент и лоскутков делался крестильный пояс (им были перевиты пеленки младенца, которого приносили в храм для крещения); из черных или темно-фиолетовых нитей были смертные пояса. Пояса ткали из окрашенной шерсти, концы их украшались разноцветными кистями, которые иногда составляли несколько ярусов; часто на поясах ткались владельческие и благопожелательные надписи.

Резюмируя, хочу сказать, если вы в Москве или будете тут проездом, то сходите в музей Сословий и полюбуйтесь сами на все эту уникальную коллекцию!

Она действительно поражает своим обилием и деталями.

Лига историков

18.3K пост54K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения