926

Как не превратить первую помощь в последнюю: Роковые ошибки

Как не превратить первую помощь в последнюю: Роковые ошибки Первая помощь, Скорая помощь, Длиннопост

Практически у каждого взрослого человека имеются определённые познания в сфере оказания первой неотложной помощи. Особенно в наши дни, когда получение информации осуществляется из множества источников: Интернета, кино, телевидения и иже с ними. К сожалению, за редким исключением этот «багаж знаний» – не более чем хаотичное «оливье», ингредиенты которого в практических условиях могут быть не только бесполезными, но и опасными! Кстати, если я где-то что-то написал неверно либо же совсем чушь - поправляйте в комментариях. Впрочем, вы итак это сделаете :)


Скажем, все наверняка слышали, что при переломе следует первым делом наложить шину. Как правило, самодельная шина представляется в виде пары-тройки более-менее ровных палок, в идеале – досок с соседнего забора. А потом бац – и пострадавший почему-то дико сопротивляется и ругается нехорошими словами, когда кто-то пытается выпрямить его скрюченную от боли конечность и привязать к ней упомянутые дрова. А всё от того, что перелом в полевых условиях фиксируется в том положении, которое является наиболее удобным для бедолаги, а дальше пусть разбираются больничные профессионалы. Таких примеров десятки, и некоторые из них будут рассмотрены в последующих статьях – авось кому-то пригодится, хотя хочется надеяться, что нет. Кстати, в идеале советовал бы каждому посетить хотя бы поверхностные курсы оказания первой помощи – оно и полезно, и познавательно, и интересно.


Ошибка №1: Сам погибай, а товарища выручай


Этот опасный на самом деле стереотип прочно засел в головах наших родителей стараниями героических фильмов, книжек и советской идеологии в целом и общем, которые всячески восхваляли самопожертвование, отвагу и героизм. Никто и не спорит – эти морально-волевые качества очень ценны, важны, а порой даже жизненно необходимы. Но есть одно «НО»: в реальной жизни подобное поведение может оказаться чреватым гибелью как пострадавшего, так и его бравого спасителя!


Элементарный пример: автомобиль «намотался» на столб линии электропередач. Водитель отдыхает внутри без сознания, не шевелится, свисающие не обесточенные провода для него пока что неопасны. И тут ррраз – к нему бросается наш отважный герой! Не заметив провода, прилегает рядом с автомобилем. Затем его подвиг повторяет ещё один прохожий, затем ещё – и всего через несколько минут вместо одной бригады скорой помощи требуется уже 3-4. Или взять хотя бы ещё живую в памяти трагедию в Воронежской области, где недавно в выгребной яме погибли 5 человек – опять же, по причине неумело организованной спасательной операции!


В этой связи навсегда усвойте одно элементарное правило: прежде чем бросаться на помощь, чётко определите, какие обстоятельства грозят вам самим, и только после этого – что угрожает пострадавшему. Ведь если из строя выйдете вы сами, то уж точно никому не сможете помочь! После тщательной оценки обстановки вызывайте спасателей, и лишь тогда начинайте думать о собственных геройских действиях. Звучит цинично и жёстко, однако факт остаётся фактом: два трупа – это хуже, чем один.


Страшные, но сравнительно безобидные ситуации во время авиаполётов

Достать любой ценой


Для начала вновь коснёмся вопроса дорог и автомобильных аварий – на наших просторах он более чем злободневен! Вы не поверите, как часто в нашей стране имеет место такой сценарий: спасатели и ребята из 103 прибывают к месту ДТП, а всех потерпевших добровольцы уже успели извлечь из искалеченных авто, удобно пристроить в тенёчке на обочине и напоить водичкой/водочкой.


И всё бы ничего, вот только в ходе спасательной операции методом «Тянем-за-руки-за-ноги» энтузиасты обычно прибавляют к уже имеющимся травмам дополнительные увечья – скажем, деформацию сломанного позвоночника! А по-хорошему пострадавший дождался бы спасателей, которые профессионально разрезали бы автомобиль, аккуратно извлекли его и передали на носилках врачам. Полгодика на больничной койке – и в строю. А теперь пожизненная инвалидность, реабилитация, коляска-каталка. И ведь всё не со зла – исключительно из желания помочь, не имея должных навыков.


Кстати, характерным примером является авария с участием печально известного Ефремова - обратите внимание, как "аккуратно" публика ставит на колёса несчастный грузовичок, в котором находится ещё живой Захаров... Отдельно этот момент на видео не нашёл - кто хочет, гуглите...


Как правильно действовать, если вы стали свидетелем ДТП. Первым делом вызвать помощь. Если есть возможность, отключить аккумулятор во избежание возгорания пролитого топлива от случайной искры. Огородить место ДТП подручными средствами. При необходимости минимальными действиями остановить у потерпевшего кровотечение (если умеете!), и до прибытия спецов просто с бедолагой… разговаривать, шутить и ободрять (если он в сознании, конечно). Не поверите, насколько важна в таких ситуациях психологическая помощь! Вытаскивать же пациента из автомобиля следует лишь тогда, когда негативные последствия таких действий будут явно менее печальными, нежели их отсутствие. К примеру, если машина загорелась.


Язык на воротник


Возможно, кто-то из относительно старшего поколения помнит байку о том, что в армейской аптечке первой помощи присутствует булавка для прикалывания языка находящегося без сознания к его же воротнику. Якобы, чтобы самый мощный мускул не запал, блокировав дыхательные пути. И ведь бывали случаи практического применения этого не совсем гуманного метода! Потерпевшие приходили в сознание в весьма озадаченном состоянии…

Спору нет – когда человек без сознания, его язык обычно западает, и это следует иметь в виду. Но зачем же помогать столь варварским способом? К слову, вы когда-то пробовали достать у человека изо рта язык? Тогда вы с удивлением обнаружите, что этот орган скользкий, мягкий и нифига не ухватистый. К тому же, остаётся открытым вопрос гигиены такой процедуры, хотя в критических ситуациях о ней думают явно не в первую очередь.


Как правильно. Чтобы освободить дыхательные пути, нужно всего лишь повернуть их владельца набок. Если же есть подозрение на то, что ворочать потерпевшего нельзя (скажем, по причине всё того же повреждения позвоночника), то хотя бы запрокиньте голову назад, подложив что-то мягкое под шею. Кстати, тот же алгоритм актуален и по отношению к дремлющим в синем угаре гражданам, которые могут подавиться либо собственным языком, либо рвотными массами.

Как не превратить первую помощь в последнюю: Роковые ошибки Первая помощь, Скорая помощь, Длиннопост
Как не превратить первую помощь в последнюю: Роковые ошибки Первая помощь, Скорая помощь, Длиннопост
Как не превратить первую помощь в последнюю: Роковые ошибки Первая помощь, Скорая помощь, Длиннопост

Продолжение следует>>

Лига скорой помощи

2.2K постов12.8K подписчик

Правила сообщества

Особых правил нет, главное - посты по теме

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
17
Автор поста оценил этот комментарий

Автор молодец но как бы немножко не совсем. Позвольте позанудствовать...

Чтоб не быть просто "интернетным экспертом" - я инструктор по первой помощи, с 2014 года преподаю, сертификатами о квалификации обклеен в три слоя :)


А теперь погнали...


1- Собственная безопасность

Категорически согласен кроме одного момента:

Ведь если из строя выйдете вы сами, то уж точно никому не сможете помочь! После тщательной оценки обстановки вызывайте спасателей, и лишь тогда начинайте думать о собственных геройских действиях. Звучит цинично и жёстко, однако факт остаётся фактом: два трупа – это хуже, чем один.

Есть ряд ситуаций, конкретно:

сильные кровотечения у пострадавшего

проблемы с дыханием у пострадавшего

пострадавшему угрожает внешняя опасность (об этом ниже)

Когда вызов скорой или спасателей "до" оказания помощи неизбежно приведет к ухудшению состояния нашего подопечного или его смерти


Среднее время звонка в скорую 3 минуты и более, и это если не трындеть а говорить с диспетчером строго по делу. За 3 минуты пострадавший и дышать может перестать и крови потерять вагон.

Безопасность -> оценка -> помощь -> вызов - это более верная связка, кроме одного случая - реанимация, там Безопасность -> оценка -> вызов -> помощь


2- Необходимость трогать/двигать/перемещать/вытаскивать

Автор, ты перегнул в сторону "не трогать"... 20-25% погибших при ДТП могли бы жить при своевременно оказанной помощи хоть бы минимальной, по крайней мере так на спикер от МЧС сказал на конференции.

Опять же, обратной статистики по ухудшенным - нет, так что хрен его знает, скольких, объективно, доламывают. но каждый 4 точно умирает из-за того, что побоялись тронуть.

Так что, чисто с методической точки зрения, в тексте не хватает акцента на "Думай, с-ка, потом делай!", вместо этого читается, реально, как "не трогай, а то сломаешь".

Далее:

Как правильно действовать, если вы стали свидетелем ДТП. Первым делом вызвать помощь. Если есть возможность, отключить аккумулятор во избежание возгорания пролитого топлива от случайной искры. Огородить место ДТП подручными средствами.

А вот тут откровенный косяк :)

Первым делом обозначить место ДТП чтоб туда еще кто-нибудь не припарковался, потом уже хотя бы пересчитать пострадавших, а дальше звонить и клеммы снимать. В противном случае может получиться, что спасателя вместе со всем местом ДТП зачистит зазевавшаяся фура, пока он там под капотом с акумом колупается.


3- Восстановление дыхания

Про булавку - это классика :) Это настолько бессмертный прикол, что я не знаю, мне, наверно, до конца жизни будут попадаться адепты этого метода. Но речь о другом:

Как правильно. Чтобы освободить дыхательные пути, нужно всего лишь повернуть их владельца набок. Если же есть подозрение на то, что ворочать потерпевшего нельзя (скажем, по причине всё того же повреждения позвоночника), то хотя бы запрокиньте голову назад, подложив что-то мягкое под шею. Кстати, тот же алгоритм актуален и по отношению к дремлющим в синем угаре гражданам, которые могут подавиться либо собственным языком, либо рвотными массами.
Косяк, Автор, причем косяк опасный, как и в случае с ДТП :)

Категорически всех на бок, после травмы обязательно на бок или, в крайнем случае, на живот.

Спина и шея идут, не всегда, но очень часто, в комплекте с ЧМТ, а это рвота, что для безсознательного - смерть. При полном повороте тела на бок шанс доломать в разы меньше чем при попытке повернуть только голову (как на схеме ниже. Схема, кстати, древняя как мамонты)

В целом всего пострадавшего как бревно катать безопаснее, чем шевелить отдельные его части.

Синеву тоже всю на бок, иначе заблюется. Но тут хз, у тебя абзац построен таким образом что не понятно, ты имеешь в виду что синеве надо голову запрокидывать или что их надо на бок укладывать.


А в целом - молодец, пили дальше, будем почитать :)

раскрыть ветку (6)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Надо было в отдельный пост вынести, может хоть больше народу заметит и узнает, как нужно действовать при ЧП. Информация-то реально полезная. Вдруг пригодится, это может спасти чью-то жизнь или сохранить здоровье.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

да я пилил целую серию постов когда еще на инструктора только стажировался. Потом, в более сознательном состоянии уже, пробовал перезапустить тему, но интерес был достаточно маленький, а спорщики в комментариях - злобные, так что забил :)

1
Автор поста оценил этот комментарий
По поводу сначала первую помощь, потом скорую. Это наверное если ты один, а так вызов можно и доверить кому нибудь запараллелевшись
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Верно только в случае, если рядом такой же подготовленный и адекватный, кто сможет правильно поговорить с диспетчером.


Если рядом какой-нибудь полупаникующий мимокрокодил - чистой воды лотерея, что он там в трубку наговорит.


Правильное описание состояния пострадавшего важно для правильного выставления приоритета вызова, а то можно не дождаться скорую когда она нужна быстро, или сдернуть бригаду с более тяжелого случая, когда это и нафиг не нужно :)

1
Автор поста оценил этот комментарий

Дельно - спасибо за правки/дополнения! Жаль, здесь попадает возможность редактирования постов через какое-то время, а то сразу внёс бы коррективы в сам материал :(

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да без проблем, как говорится, обращайтесь :)

Подпишусь, пожалуй, поработаю надзорным органом :)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку