Как наша компашка лишилась итальянского мороженого

Вспомнилась другая история из бытности моей работы в одной компашке, которая занималась (и сейчас тоже занимается) импортом продуктов питания. Расскажу о том, при каких обстоятельствах наша компашка прекратила импорт итальянского мороженого.

В начале несколько слов о самом мороженом. Начну по привычке издалека. Итальянское мороженое (не буду кривить душой) очень вкусное. Было дело, брал на день рождения бадью мороженого "Лесная ягода" - просто объедение. Некоторое время увлекался японскими аниме, так из одного сериала узнал, что японцы специально ездят в Италию, чтобы попробовать тамошнего мороженого. Не знаю, чем объясняется такой неповторимый вкус - то ли пальмового масла итальянцы не добавляют, то ли, наоборот, чего-то своего добавляют такого, что не оторвёшься. Я тоже, когда бывал в Италии, не проходил мимо палаток с мороженым. Если вы были в Италии, то меня поймёте.

И вот получил я это направление. Там было мороженое в бадьях по 2,5 кг, в стеклянных стаканчиках по 100 г, а также во фруктах (персике, ананасе, лимоне и т.д.) - вот такой был ассортимент. С первых же дней стало понятно, что ассортимент нуждается в оптимизации, так как объективно не весь он нужен клиентам. Про то же мороженое во фруктах директриса как-то сказала:

- Ну ты же сам понимаешь: принесут тебе в ресторане вот такую ледышку, и что ты с ней будешь делать? Ждать, пока она подтает? Нет, это мы тогда привезли, когда только начинали работать с поставщиком, на пробу. Надо дораспродать и больше не заказывать.

Ладно, ЦУ принято - потихоньку (не без приключений) распродали и вывели из ассортимента.

Дальше мороженое в стеклянных стаканчиках - красивая штука. Коробки с такими стаканчиками часто брали на праздники, банкеты, фуршеты. Однако и по этому виду объём продаж медленно, но неуклонно сокращался. Основной причиной была цена. Объективно говоря, итальянское мороженое было дороже российского (здравия желаю, товарищ Капитан Очевидность). К тому же из-за колебаний курса евро к рублю цену приходилось всё время корректировать. Естественно, это нравилось не всем. Под занавес всего действа мороженое в стаканчиках ввели в ассортимент одной сети кинотеатров. После очередного колебания курса евро они от этого мороженого отказались. У меня до сих пор стоят дома несколько стаканчиков от этого мороженого - храню на память.

Оставалось мороженое в бадьях по 2.5 кг. Когда я только пришёл в ту компашку, было порядка 10 вкусов. Медленно, но верно ассортимент сократился сначала до 5 вкусов, а потом и до одного ("Ваниль"). На фоне всего остального это было ожидаемо. Наша компашка продавала его в рестораны. В меню ресторанов мороженое упоминается только в разделе "Десерты" всего одной строкой: "Мороженое (шоколадное, ванильное, клубничное". Больше оно нигде не используется. Поэтому, судя по сокращающимся цифрам продаж, даже пафосные итальянские рестораны постепенно переходили на самое обычное мороженое российского производства. Действительно, не будет же ресторан акцентировать внимание посетителей, что у него в заведении настоящее итальянское мороженое (поэтому оно такое дорогое). Да и клиенты вряд ли будут ходить в тот или иной ресторан специально, чтобы отведать именно итальянского мороженого. К тому же российские производители потихоньку научились производить на уровне не хуже забугорных аналогов.

Однако я ушёл куда-то в сторону. Пусть вопросами рыночной ниши занимаются маркетологи, а я пока ещё менеджер по ВЭД. Так вот, с точки зрения импорта мороженое - достаточно уникальный продукт. Хоть оно и является молочным, под эмбарго не попало. Наверное, в Россию его импортируют в таких смешных количествах, что на общую ситуацию в стране (и на итоги выборов) это не влияет от слова совсем. Однако, поскольку оно продолжает оставаться продуктом животного происхождения (ибо из молока/сливок сделано), то его импорт подлежит ветеринарному контролю со стороны РосСельХозНадзора, а это означает, что предприятие должно иметь аттестацию на экспорт в Россию, его ветеринарное клеймо должно быть в списке одобренных экспортёров, а на каждую партию отправляемого в Россию мороженого оформляется ветеринарный сертификат, транспортное средство пломбируется - в общем, все дела. Самое интересное, что в 2014 году, когда почти все молочные продукты попали под санкции, мороженое в тот заветный список не попало.

Но это всё была присказка. Сказка вся впереди. Действие происходит, когда из всего мороженого в ассортименте компашки осталась только "Ваниль" в бадьях по 2,5 кг. Причём объём продаж был уже настолько офигительным, что я заказывал по полу-паллете (122,5 кг) раз в месяц и гадал, что должно произойти, чтобы и эта тема благополучно накрылась медным тазом. Такой таз не замедлил с неба свалиться.

В один прекрасный день, под выходные, очередная поставка с этой полу-паллетой мороженого пришла на таможенный пост. Каких-то подвохов, требующих моего особого участия, я не ожидал, поэтому в субботу утром поехал на базар за свежими овощами. И вот буквально когда я осторожно щупаю лежащие передо мной помидоры, мне на телефон идёт входящий звонок от таможенного брокера. Опускаю приветствия.

- Вы в курсе, что у вас зашла поставка мороженого?

- Да.

- Вы знаете, а с этой поставкой проблема. Ветеринарный сертификат не светится.

Моя рука остановилась на одном из помидоров:

- В каком смысле не светится?

- А в таком. То и дело нам приходят поставки с поддельными ветеринарными сертификатами. Вот на той неделе пришло два грузовика с мясом из той же Италии. Наши ветеринары запросили у итальянской ветеринарной службы подтверждение выдачи сертификатов, и вот те ответили, что один сертификат они действительно оформляли, а второй нет. Получается, что второй сертификат был поддельным. С тех пор у ветеринаров на посту установили специальный прибор, который просвечивает все ветеринарные сертификаты и ищет водяные знаки. Если их нет, то ветеринары эту поставку задерживают до выяснения. И вот ветеринарный сертификат на ваше итальянское мороженое не светится - там водяных знаков не видно. Я вам потом пришлю фотографии.

Перед такой железной логикой я на несколько секунд оказался в полной прострации. Кое-как справившись со своим состоянием (без ущерба для помидоров), я только и смог ответить:

- Неужели кому-то (в частности, ветеринарам) может прийти в голову мысль, что наша компашка, борющаяся за звание самого белого и пушистого импортёра, будет собирать целый грузовик ради того, чтобы привезти какие-то несчастные 120 кг мороженого по поддельному ветеринарному сертификату? Вы же можете поднять таможенную статистику - мы возим мороженое от этого производителя ещё со времён царя-гороха. То есть все предыдущие поставки всё было нормально, а на эту мы внезапно решили рискнуть всем, подделали ветеринарный сертификат и замутили какую-то контрабанду? Вы же понимаете, что это бред. Мы прекрасно знаем, что за такие вещи бывает.

- Ну да, но ведь ветеринарам же не объяснишь. У них инструкция просвечивать все сертификаты, а если они не светятся, то поставку задерживать.

Тут уже я понял, что кого-то в чём-то убеждать в очередной раз бесполезно. Договорился с брокером, что это мороженое выгружается на таможенный склад до выяснения обстоятельств, а остальную поставку выпускают - благо по остальному товару вопросов не было. Напомню, что была суббота, поговорить с итальянцами я мог только в понедельник. Выгрузка товара на СВХ, да ещё и с соблюдением температурного режима - это тоже, знаете, не бесплатно происходит. За хранение таможенный пост потом выставит копеечку. Но всё равно в тот момент я решить вопрос по-другому не мог. Мы договорились с брокером, что я в понедельник запрошу у итальянцев подтверждение, что их ветеринарный сертификат не поддельный.

Придя в понедельник на работу, я с самого утра позвонил поставщику и стал объяснять сложившуюся ситуацию. Старался находить самые доходчивые итальянские слова, чтобы растолковать ему, что его ветеринарный сертификат не светится, что имеется подозрение на его поддельность, что поставку задержали и т.д. И чем больше я упражнялся в итальянской словесности, тем больше чувствовал через телефонную трубку, что на том конце итальянцы медленно сползают со стула. Когда я закончил изложение фактической части, поставщик некоторое время молчал, а потом медленно ответил:

- Как ваши ветеринары вообще представляют себе оформление сертификатов в Италии? Этот сертификат оформляется на гербовой бумаге. Ваши ветеринары же не думают, что мы эту гербовую бумагу покупаем на базаре? Мы эту бумагу получаем у ветеринаров, которые являются государственными служащими, а они её получают из министерства!

Если кто работал с европейцами, то знает, что они все дико законопослушны. Заявить ложные сведения  - для европейца это безусловный харам, выражаясь языком шариата. А тут получалось, что нашего поставщика подозревают не много ни мало в предоставлении поддельного официального документа! В общем, для итальянцев вся эта начинающаяся история уже была плевком в очко, они просто офигели от такого развития событий.

Но мы договорились, что поставщик запросит у итальянской ветеринарной службы официальное письмо, что они действительно оформляли ветеринарный сертификат на мороженое с номером таким-то и от такой-то даты. Кстати, брокер попросил, чтобы данное письмо было тоже обязательно на гербовой бумаге. Когда я напомнил, что эта бумага может ничем не отличаться от той, на которой пришёл сертификат (тоже не будет светиться), то получил в ответ "ой, ну всё, не надо доводить до абсурда". И вот тут, если раньше я ещё за что-то переживал, то с этого момента мне уже стало смешно. Абсурд, говорите? А кто это всё придумал?

В общем, посылка подтверждающего письма из Италии даже экспресс-почтой заняла несколько дней. Узнав с сайта экспресс-почты, что оно благополучно дошло по назначению, я опять позвонил брокеру поинтересоваться о судьбе мороженого, которое продолжало лежать на таможне.

- Ну как, письмо получили?

- Да, получили?

- Что решили ветеринары?

- Они письмо приняли, но сказали, что из-за того, что случаи подделки всё же были, они отправили запрос в итальянское посольство. Пусть посольство подтвердит, что ветеринарные сертификаты на таких бланках тоже можно считать действительными.

Я едва не удержался, чтобы ответить "ну-ну". Как говорится, флаг вам в руки и гудок от крейсера "Аврора". Итальянское посольство только и ждёт там в Денежном переулке Москвы, чтобы к ним обратились с запросом по поводу ветеринарного сертификата на 120 кг мороженого! Результат подтвердил мои ожидания, когда я позвонил брокеру ещё через неделю:

- Ну как, пришёл ответ из посольства?

- Нет не пришёл.

- Хорошо, я позвоню ещё попозже. Держите меня в курсе, если придёт ответ из посольства.

Ещё через несколько дней брокер уже звонит мне сам:

- Вашу поставку мороженого выпустили!

- Это просто офигительная новость, но разрешите спросить: с какого это праздника? Неужели посольство соизволило ответить?

- Нет, ответа из посольства так и не пришло. Тут не понимают, ну что сложного написать ответ, что сертификаты действительны на любой гербовой бумаге, если есть подпись и печать ветеринара? В общем, ветеринары устали ждать. Ведь подтверждение от итальянской ветеринарной службы было.

- Простите, но у сертификата же бланк не светится! А вдруг ветеринарный сертификат всё же поддельный? Это же будет поставка по поддельному документу: неизвестно, что это у нас за мороженое, от какого производителя, какие там микробы в нём. Вдруг у нас народ перетравится этим мороженым? Ваши ветеринары хорошо подумали?

- Ой, ну всё... Ваше мороженое выпустили - можете прислать машину, чтобы забрать её с таможенного склада.

Наша компашка безропотно оплатила стоимость хранения этой несчастной полу-паллеты на СВХ.

Я всё это время сообщал итальянскому поставщику о развитии событий. На него происходящее производило неизгладимое впечатление. Когда я ему сообщил, что поставку всё же выпустили, он мне заявил:

- Поймите нас правильно, но пока российская ветеринарная служба официально не подтвердит, что она будет принимать сертификаты на любой бумаге, светится она или нет, за подписью и печатью нашего итальянского ветеринарного врача, мы в Россию не поставим ни грамма мороженого. Мы дорожим своей репутацией и не хотим, чтобы наша компания попала в списки отчётов по поставкам с подозрением на недействительные документы. Нам потом дороже выйдет для имиджа компании, чем недополученная прибыль от продажи 120 кг мороженого в месяц в Россию.

Вот такой финал. После этого поставки мороженого у нашей компашки из Италии прекратились. Что тут скажешь... Спасибо нашему доблестному РосСельХозНадзору, что грудью встал на защиту нашего населения от потенциальной поставки поддельного мороженого! Без вас мне бы ещё долго пришлось заказывать по полу-паллете этой вкуснятины, наблюдая, как эта тема медленно и верно умирает. А с вашими креативными наработками (типа просвечивания ветеринарных сертификатов) всё прошло как по маслу и ни у кого больше не вызывало вопросов. Всё-таки ясность она лучше любой неопределённости.

И, что самое прекрасное, претензии отсутствуют к кому-бы то ни было. Есть вопросы к импортёру? Нет, он ни в чём не нарушил закон. Есть вопросы к поставщику? Нет, он всё оформил правильно. Есть вопросы к таможне? Нет, таможенные платежи уплачены. Есть вопросы к итальянской ветеринарной службе? Нет, а если и есть, то не по этой поставке. Есть вопросы к российским ветеринарам? Не приведи Господь, как вам вообще такая мысль могла прийти в голову - они действовали строго в рамках своих инструкций и полномочий. В общем, все довольны? Конечно. Всё в мире к лучшему. Кому оно нужно, это мороженое, да ещё из Италии...

Часто бывает, что принимают какие-то меры, часто обоснованные, для противодействия некоторым нежелательным элементам. Вот только почему-то от этого обычно страдают не те, против кого эти меры принимают, а самые законопослушные товарищи, попавшие под каток совершенно случайно. Примеры вы легко найдёте и в своей повседневной жизни.

Подводя итог, хотел бы сказать пару слов. Если кому-то отчаянно не хватает в жизни геморроя, то он может найти его легко и на каждом шагу. Я бы даже сказал, на пустом месте. Если он не найдёт сам, то есть много прекрасных и добрых людей, которые ему помогут в его благородном и похвальном стремлении. Всем же остальным я искренне желаю, чтобы геморроя в их жизни было меньше.