Как написать хорошее резюме

Сначала, обосную причину, почему именно я имею право писать пост такого характера, и почему этот пост полезен. Во-первых, я заканчиваю магистратуру Высшей Школы Экономики по специальности "Управление человеческими ресурсами", и я на теоретическом уровне знаю процессы, которые происходят в компаниях при работе с людьми от найма и до увольнения. Во-вторых, сейчас я пишу диссертацию на тему "Управление талантами" и в качестве практической части я провожу интервью со специалистами по управлению персоналом. Но исследовательская этика не позволяет называть ни имен, ни названий, поэтому я лишь буду упоминать общие тренды. В-третьих, я сама посещала многие карьерные мероприятия крупных компаний - в основном, это был консалтинг (большая тройка и четверка) и FMCG, поэтому я имею у себя в блокнотах советы и рекомендации от довольно именитых работодателей. В-четвертых, когда я работала стажером-аналитиком в консалтинговом агентстве, я вела фокус-группу на тему "Портрет работника нашей компании", где вся команда во главе с директором брейнстормила на данную тему. Итак, поехали!


0) Резюме или CV? Как правило, у нас в России эти понятия уже стали эквивалентны. Изначально CV - от латинского "жизнеописание" - это длинный текст, где вы описываете свой опыт начиная со школы и с деталями, а не краткое одностраничное резюме. Но сейчас у нас не парятся, и можно поставить знак = между "сиви" и резюме


1) Исследование компании. Итак, вы нашли работодателя мечты. Но с чего же начать? Во-первых, необходимо сделать очень глубинное исследование самой компании:

корпоративная культура - какие ценности приняты в компании, какая у нее миссия. Какие приняты нормы общения и взаимодействия. Это критически важно не только для "подстройки" резюме, но и для будущего благополучия. Ведь вам там работать, а вдруг переработки или обращение на "ты" со стороны младших коллег вам не по душе? И сравните, насколько вы и компания совпадают. Еще гуру менеджмента, Питер Друкер, писал, что самый эффективный работник - это тот работник, ценности которого совпадают с компанией. Для пущей уверенности можно зайти на LinkedIN/Facebook и подружиться с возможными будущими коллегами. Ведь никто лучше вам не обрисует ситуацию, и не важно, если вам не скажут всей правды - можно спокойно читать между строк, особенно если написать сразу нескольким. Можно написать в личку и на почту, чтобы наверняка - как правило, вам с радостью ответят. Но вопросы следует задать предельно общие и дипломатичные. Как говорится, you never know


2) Анализ вакансии. Если общие моменты компании не смутили и отозвались в вашем сердце, то дальнейшим шагом будет анализ самой вакансии. И первым шагом будет вопрос - а почему возникла данная вакансия? Ответа пока вы не найдете, но вопрос стоит прокрутить в голове. Может быть, вами собрались "латать дыры"? Или от начальника все бегут? Или все хорошо? Подумайте, опять же, для себя - и обязательно аккуратно спросите об истории данной позиции на собеседовании. Далее - нужно сопоставить свои умения и запрос работодателя. Практики говорят, что если 50% совпадает - уже можно пробовать. 


3) Аккумулирование. Теперь вы держите в голове "портрет" кандидата, знаете особенности компании и требования вакансии.Нужно мысленно взять лупу и вычленить в своем опыте и личных характеристиках то, что необходимо и для компании, и на данной позиции. Обязательно выпишите требования - и на против ваш бэкграунд (образование, опыт, проекты, навыки), который данным требованиям соответствует. Из этого набора мы и будем делать резюме.


4) Формат резюме. Это отдельная песня. Кто-то считает, что чем больше страниц - тем лучше. Но. Есть золотое правило, последовав которому вы не ошибетесь:

1 резюме = 1 страница. НО. Если на сайте работодателя указано иное - действуйте по этим рекомендациям. На hh.ru происходит автоматическая генерация резюме, поэтому данное правило опять не действует. Но если вы пишите сами - 1 страница строго. Это учит выделять главное в своем опыте.

Еще одно золотое правило: 1 резюме = 1 компания. Ведь пункты 1. и 2. научили нас, что у каждого монастыря свой устав и свои требования, и в своем опыте надо всегда подсвечивать то, что релевантно именно данной вакансии и компании.


5) Тематические блоки. Здесь очень много вариативности. У начинающего специалиста будут преобладать одни блоки, у специалиста с опытом будут ярче другие. Я покажу основное, далее необходимо будет что-то усилить/ослабить в зависимости от вас.


-Фотография. Тот еще момент для споров. Какие-то работодатели рады видеть ваше фото, кто-то категорически против и считает, что фото способствует предвзятости при решении о найме. Но по моему опыту, все же фотографию лучше не вставлять - и места больше останется, и не прогадаете. Опять же таки, если работодатель хочет - вставляйте, НО традиционно - это должен быть консервативный бизнес-портрет в деловой одежде. Боже упаси от пляжных фотографий. Но, как всегда - это все зависит.


-Контактная информация. Ф.И.О, дата рождения, город проживания, эл. почта, мобильный телефон. Если компания продвинутая - можно и профиль в соц. сети, если там все профессионально-цивильно, и если вы действительно ведете свою страничку с точки зрения вашей профессиональной, а не личной жизни


-Цель резюме. Этот пункт - хороший тон, в нем надо написать следующую строку "Соискание позиции ...". Чтобы резюме попало к тому HR, да и чтобы все точно тематически совпадало.


-Образование. Если их несколько, то все пишется в обратном хронологическом порядке, от самого нового, до самого старого. Обязательно указать годы обучения, название университета, название факультета, форму обучения (очную, заочную), тип программы (специалитет, бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура), название специальности и средний балл. Чтобы отпали вопросы.


-Опыт работы. Также пункт пишется в обратной хронологии. Этот пункт самый важный, в нем нужно подчеркнуть только тот опыт, который релевантен для данной позиции и очень красиво и четко его описать. Нужно указать период работы, название компании, вашу позицию, ваш функционал и достижения. Достижения - это отдельная песня. Все хотят видеть, насколько вы подняли прибыль, что усовершенствовали и все в этом духе. Sales-менеджерам тут проще - есть реальные показатели в виде "увеличение выручки на 3%", "роста кросс-продаж на 10%" итд. Достижения на позициях, результаты которых не так сильно поддаются измерению, можно описать в виде качественных результатов: "совершенствование системы документооборота", "внедрение новой методики обработки заявок". ВАЖНО! Чтобы все эти моменты соответствовали правде. Поскольку HR либо позвонит на прошлое место работы, либо спросит рекомендательное письмо.


-Дополнительная информация. Этот блок самый вариативный. Сюда могут входить:

достижения в образовании и в общественной деятельности, если вы выпускник или для позиции это важно

знание иностранных языков - лучше всего, если уровень подтвержден сертификатом. Но если этого нет - пишите правду, все равно вас проверят

знание прикладных программных пакетов - IT-специалисты выделяют под этот пункт большое пространство, а остальные опять-таки пишут правду. Сейчас необходимость данного пункта растет, поэтому есть смысл задуматься о курсах. Но опять же - все вариативно.

личные качества - не более 5ти. Писать нужно правду и то, что хочет работодатель. Можно и опустить.

хобби - вариативно. Но чтобы показать, что вы еще и интересный человек, можно и написать. ВАЖНО! Чтобы это сочеталось с "образом" сотрудника данной компании. Если это активный, напористый и амбициозный брокер, то вышивка бисером и садоводство будут смотреться немного странно, лучше опустить. Если указываются искусство, театр, литература, нужно знать ответы на следующие вопросы - "кто последний режиссер постановки которую вы смотрели?", "назовите 5 героев последней прочитанной вами книги" и все в этом духе.


Итак, самое главное правило - писать правду. Лучше не дописать, чем потом переживать на тему того, что вас "раскусили" и занесли в "черный список"