Как мы жили в буддийском монастыре на севере Индии (1/2)

Учиться, учиться и еще раз учиться... Знакомый с детства завет оказался актуальным не только для нас. Если перевести его на язык тибетского буддизма, то в устах Далай Ламы 14 он будет звучать так: «Сперва Сутра, потом Тантра», что означает — сперва учение, и только потом практика. Этот принцип сейчас лежит в основе обучения монахов в большинстве монастырей, придерживающихся одной из школ тибетского буддизма. Но обо всем по порядку.

Дорога петляет среди рисовых полей. Мы на севере Индии. Я немного волнуюсь — сейчас сбудется моя давняя мечта: пожить в настоящем буддийском монастыре. Поскольку буддизм не только религия, но и философия, то путь к просветлению всегда начинается с обучения. По этому принципу монастыри делятся на институты, в которых дается начальное образование, здесь в основном живут молодые монахи, многие из которых еще не приняли монашеские обеты. В других живут и учатся дети постарше. И есть монастыри, в которые вообще нет обучения, а только буддийская практика. Чтобы стать монахом и приступить к практике, сперва нужно пройти все циклы обучения. Одна из высоких степеней, которую получает монах, закончив обучение — звание Геше, это как ученая степень, которая позволяет учить других монахов. Я, как и положено начинающим, приехал в монастырь начального уровня, в котором кроме несколько взрослых монахов, живут и учатся дети от 10 до 16 лет.

Как мы жили в буддийском монастыре на севере Индии (1/2) Индия, Буддийские монахи, Фотография, Длиннопост

По дороге мы заехали на рынок и купили десяток свежих кур — как я слышал, мясо дети едят редко, это довольно дорого. Поэтому решили побаловать. Когда машина заехала на пустой двор перед монастырем, сердце екнуло, а вдруг никого нет, и придется ехать назад. Но нет, просто это было время обеда. Буквально через несколько минут сарафанное радио разнесло весть о нашем приезде. И вереница молодых монахов уже тащит наши вещи от машины к нашей келье. А повар торопит нас к еще горячему обеду.

Как мы жили в буддийском монастыре на севере Индии (1/2) Индия, Буддийские монахи, Фотография, Длиннопост

Побросав вещи, спешу в столовую. Монахи уже поели, и повар ведет меня на кухню. Из трех больших котлов накладывает еду в тарелки. Все чисто. Вода для чая из фильтра. На обед рис с бобами — в Индии это блюдо называют дал, и картошка с перцем под острым соусом. Предельно просто — но так вкусно. Пока ели, разговорились с поваром. Живые, задорные, постоянно смеющиеся глаза смотрят из-под огромной копны седеющих волос. В монастыре, где почти у всех стрижка под ноль, длинные волосы смотрятся необычно. Но Палу не монах, поэтому ему можно. Родом из Тибета, он уже давно живет в Индии, был женат, имеет двух взрослых детей, работал поваром и в большом монастыре в Дели, и в посольстве, и у богатой итальянской семьи, а 6 лет назад позвали сюда. С тех пор живет и работает здесь. Знает 5 языков, а сейчас думает выучить еще и русский — иногда слушает новости из России. Хвастается, что умеет готовить сотни блюд, включая европейские блюда, индийские и тибетские — это само собой. И постоянно изучает и придумывает что-то новое. А как же — знание основа всего, улыбаясь, говорит Палу.

Как мы жили в буддийском монастыре на севере Индии (1/2) Индия, Буддийские монахи, Фотография, Длиннопост
Как мы жили в буддийском монастыре на севере Индии (1/2) Индия, Буддийские монахи, Фотография, Длиннопост

После обеда у монахов свободное время. Те кто помладше, гоняют маленькие шарики, другие просто дурачатся или играют в импровизированные, сделанные из дощечек машинки. Но в монастыре свободного времени не много. Звучит гонг — именно он возвещает о начале любых занятий — и ребята отправляются в класс — первое после обеда занятие, которое я застал — английский. А еще есть хинди, тибетский, история и философия буддизма, изучение буддийских ритуалов и целый ряд других предметов. Наполовину монастырь — наполовину школа. В классе английского языка на стене висит таблица неправильных глаголов на русском языке, рядом подписаны значения слов на тибетском. Таблица — наследие от русских волонтеров. Увидеть русские слова, забравшись в такую даль, немного странно. Но это в очередной раз напоминает о том, что разделение на страны и континенты весьма условно. А взаимное влияние разных культур всё больше и больше. Сейчас английский преподает молодая девушка-волонтер из Тибета.

Как мы жили в буддийском монастыре на севере Индии (1/2) Индия, Буддийские монахи, Фотография, Длиннопост
Как мы жили в буддийском монастыре на севере Индии (1/2) Индия, Буддийские монахи, Фотография, Длиннопост

Мой приезд монахи воспринимают по-разному. Кто-то почти не замечает, кто-то с большим интересом расспрашивает о жизни, о том, где были и что видели, рассказывают о себе. Но все выказывают максимальную доброжелательность и гостеприимство, готовность помочь в любой ситуации и простить любое незнание обычаев или правил поведения. Ведь форма формой, но главное — это содержание, а содержание предполагает любовь и помощь любому человеку, особенно если он что-то делает не так не по злому умыслу, а по незнанию. Это один из главных принципов тибетского буддизма. И здесь это очень хорошо проявляется в мелочах. Всего в монастыре живет около десяти взрослых монахов и монахинь и около тридцати послушников. Молодые монахи, сперва приняв меня за нового волонтера, через некоторое время поняли, что я приехал просто так, расслабились и почти перестали обращать на меня внимание. Все это позволяет мне наблюдать и спокойно фотографировать.

Как мы жили в буддийском монастыре на севере Индии (1/2) Индия, Буддийские монахи, Фотография, Длиннопост
Как мы жили в буддийском монастыре на севере Индии (1/2) Индия, Буддийские монахи, Фотография, Длиннопост

Распорядок дня в монастыре следующий. Подъем в 5 утра. В 6 утренняя молитва — пуджа. В 8 завтрак. Потом занятия и в 12 обед. Дальше занятия до 6 вечера и потом вечерняя пуджа. В 7 ужин. В отличии от южных монастырей здесь едят три раза в день, хотя еда и очень простая, это обусловлено северным климатом. Да, и еще чай с молоком от собственной коровы — детям нужно усиленное питание.

Как мы жили в буддийском монастыре на севере Индии (1/2) Индия, Буддийские монахи, Фотография, Длиннопост
Как мы жили в буддийском монастыре на севере Индии (1/2) Индия, Буддийские монахи, Фотография, Длиннопост
Как мы жили в буддийском монастыре на севере Индии (1/2) Индия, Буддийские монахи, Фотография, Длиннопост

Да-да, в монастыре натуральное хозяйство — несколько коров, одна из которых через неделю должна отелиться, - хвастается один из монахов. За коровами смотрит индиец Джеси, молчаливый и добрый мужчина средних лет, который живет и работает в монастыре. Джеси очень скромный, с крупными чертами серьезного лица. И тем удивительнее выглядят на этом лице добрые, улыбающиеся изнутри глаза. Коровы стоят в стойле, свободного выпаса нет. Несмотря на большое количество места, каждый метр используется. Например, монастырь окружает большое рисовое поле. Поэтому траву для коров приходится приносить специально. А перед тем как дать коровам, её еще и перемалывают в старой железной механической траворезке. Провернуть ручку с большим ножом требует усилий даже от сильного мужчины, поэтому резать траву в помощь фермеру всегда выстраивается очередь из молодых монахов. Каждый делает по несколько движений, устает и уступает место следующему. Работа превращается в веселое соревнование — кто сможет сделать больше оборотов. Один из старших ребят стирает руки в кровь о железную рукоять и довольный бежит к крану с водой, чтобы смыть кровь. Все смеются, трава порезана, у коров есть еда, монастырская жизнь продолжается дальше.

Как мы жили в буддийском монастыре на севере Индии (1/2) Индия, Буддийские монахи, Фотография, Длиннопост
Как мы жили в буддийском монастыре на севере Индии (1/2) Индия, Буддийские монахи, Фотография, Длиннопост
Как мы жили в буддийском монастыре на севере Индии (1/2) Индия, Буддийские монахи, Фотография, Длиннопост

Поднимаю голову и встречаюсь взглядом с монахиней, она стоит на крыше, улыбается и приглашает подняться. У всех монастырских строений плоские крыши, которые здесь используются и для сушки белья и для медитаций. Монахиню улыбается и сама начинает рассказывать о себе, о жизни, о монастыре. Монахиню зовут Таши, родители ее из Тибета, но она родилась уже в Индии. Она мне неторопливо рассказывает про монахиню-настоятельницу, которая основала этот монастырь. Про то, что Тилопа — именно это имя носит монастырь - это не один монастырь, а целая сеть, объединяющая монастыри одной школы. Сама она много путешествует, а сейчас просто живет здесь. Вообще, буддийским монахам не свойственно затворничество. И путешествия в другие монастыри, постоянное обучение — важная часть жизни большинства монахов.

Как мы жили в буддийском монастыре на севере Индии (1/2) Индия, Буддийские монахи, Фотография, Длиннопост
Как мы жили в буддийском монастыре на севере Индии (1/2) Индия, Буддийские монахи, Фотография, Длиннопост
Как мы жили в буддийском монастыре на севере Индии (1/2) Индия, Буддийские монахи, Фотография, Длиннопост

От размышлений отрывает звук гонга — скоро начало пуджи. Монахи гуськом собираются в главном храме. Обувь беспорядочно кидают у входа. После начала пуджи один из молодых монахов аккуратно расставит всю обувь рядами. Каждый занимает свое место, по старшинству. Чем старше — тем ближе к изображению Будды. Для таких как я, есть места у самого входа. Монахи привычно садятся в позу лотоса и старший монах начинает пуджу. Мне поза лотоса дается не сразу, чувствую как начинают затекать ноги, но уже в следующий момент забываю о ногах. Меня захватывает действие, происходящее в храме. Пение мантр сопровождается ударами в огромные барабаны, низкие звуки духовых инструментов и звон колокольчиков. Кажется, что звуки материализуются в мощный, уносящий куда-то поток чистой энергии. Я отдаюсь этому потоку, и теряю ощущение времени и реальности. Взрослые монахи отдаются молитве полностью, подавая достойный пример послушникам. Дети ведут себя по-разному, кто-то полностью погружается в действие и старается не просто прочитать слова сутр, написанных на маленьких дощечках, но и прочувствовать их значение. Кто-то зевает, а кто-то ерзает и толкает соседа, за что тут же получает оплеуху от своего более старшего товарища.

Как мы жили в буддийском монастыре на севере Индии (1/2) Индия, Буддийские монахи, Фотография, Длиннопост

Духовные практики Востока

1.8K постов1.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Говорим обо всем, что ведет к Просветлению.