КАК МЕНЯЛОСЬ ОТНОШЕНИЕ К НЕВИННОСТИ У СЕВЕРЯН (ЖИТЕЛЕЙ НЫНЕШНЕЙ МУРМАНСКОЙ, ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Есть мнение, будто в прежние времена все поголовно блюли девственность и верность в браке, а за их несоблюдение строго карали. Ну или замуж по крайней мере с таким "дефектом" выйти было не просто.

КАК МЕНЯЛОСЬ ОТНОШЕНИЕ К НЕВИННОСТИ У СЕВЕРЯН (ЖИТЕЛЕЙ НЫНЕШНЕЙ МУРМАНСКОЙ, ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ) Этнография, Традиции, Нравы, Девственность, Народы севера, История, Российская империя, Длиннопост

Но в реальности все, конечно, гораздо сложнее. По большому счету ценность невинности ведь декларируется в первую очередь христианством. А язычники к ней могли иметь гораздо более легкое или и вовсе - равнодушное отношение (а точнее не просто могли, а в самом деле такое отношение у них, зачастую и было).

КАК МЕНЯЛОСЬ ОТНОШЕНИЕ К НЕВИННОСТИ У СЕВЕРЯН (ЖИТЕЛЕЙ НЫНЕШНЕЙ МУРМАНСКОЙ, ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ) Этнография, Традиции, Нравы, Девственность, Народы севера, История, Российская империя, Длиннопост

Взять даже лопарей (саамов), про них путешественник конца XVII века — Реньяр писал:

“Лопари стремятся с такой поспешностью найти себе в жены девушек, которые лишились невинности, что даже предпочитают их, как бы они ни были бедны, богатым, если последние не лишены невинности...


Однако, следует делать различие; чтобы они пользовались успехом, необходимо, чтобы девушка была лишена невинности отправляющимися зимой в Лапландию иностранными купцами, а не лопарем...


Они столь усердно изыскивают таких девушек, что когда приезжают зимой в Торнео и находят девушку беременной, они не только забывают свои выгоды и берут ее без приданого, но даже покупают ее у родителей”.

Это свидетельство 17 века. А есть и более ранние.

Например, грамоты новгородских архиепископов Макария (1534 г.) и Феодосия (1548 г.) дают возможность предположить существование у ижоры (это народ, живший в основном на территории нынешней Ленобласти) еще в XVI веке пережитков ранних форм брака, когда наряду с первой («предней») женой муж мог иметь других жен, а женщины тоже могли жить «с иными людьми законопреступно».


Вот грамота Новгородскаго архиепископа Макария в Вотскую пятину, об искоренении языческих требищ и обрядов и проч. 25 марта 1534 г.:

"Да в ваших же деи местех, в Чюди, и в Ижере, и в Вошкех, многие люди от жон своих живут законопреступно с жонками и с девками, также деи и жены их живут от них с иными людми законопреступно, без венчания и без молитвы; и вы б всех тех наказывали, чтоб жили законно с своими предними женами; а которые не жонаты, а живут с девками и с жонками по любви снявся, и те б отроки с девицами венчалися, а вдовци бы со вдовами молитвы имали у вас, у отцов своих духовных; да исправливали бы есте их и поучали по правилом же Святых Апостол и Святых Отец".


Так было в стародавние времена. Однако, постепенно даже коренные жители севера стали приобщаться к христианской вере, и все крепче их традиционные взгляды стали соответствовать христианским нормам морали.


Вот, например, взять вепсов, каким было отношение к девственности у них.


"Потеря девушкой девственности до брака не осуждалась и не являлась препятствием для замужества: «Если у девушки есть какие улики против соблазнителя, она возбуждает против него дело и выходит за него замуж».


Но забеременевшая девушка вызывала всеобщее осуждение. Ее шансы создать полную семью сводились только к брачному союзу со вдовцом. Мать-одиночка получала деньги на содержание ребенка от его отца, «но как получала – больше на словах, чем на деле».

То есть любопытный нюанс. Все равно не было "священного трепета" перед самим фактом девственности. Нет ее, и ладно. Главное, чтобы ребенка в подоле не принесла.


А вот если принесла, то дело другое.

"Иногда беременная девушка изгонялась из семьи, и тогда ее дети становились бобылями, живущими подаянием. Чтобы прокормить себя и ребенка, молодая мать, практически не получавшая помощи от отца ребенка, нанималась в няньки, прислуги, работницы, уходила в города – Петрозаводск, Лодейное Поле, Повенец, Петербург – на заработки, как другие девушки и подростки, где зарабатывала иногда не более 2–3 рублей в месяц. Если же беременная не изгонялась из семьи, то ее дети становились равноправными членами семьи и общества, получив отчество «Богданович»; в наследовании имущества они имели равные права с законнорожденными в этой семье детьми".

То есть, как мы видим, в разных обществах, у разных народов, отношение к девственности различалось, причем даже меняясь в разные века, оно все равно могло не соответствовать в полной мере требованию "блюсти себя до брака".

Источник : АННА ВИКТОРОВНА БОЛЬШАКОВА, Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Сер.: Общественные и гуманитарные науки 2013. № 1 (130).


https://sevprostor.ru/istorija/istorija/1352-kak-menyalos-ot...