Как Курбе эпатировал публику пышными героинями и их грязными пятками
Курбе был тем еще провокатором и знатно набрасывал на вентилятор. Чего только стоит намек на сладкую однополую любовь в «Спящих» или порнографическое «Происхождение мира» (гуглите, у меня не хватит смелости художника публиковать тут).
Но если те работы были частными заказами и на публику почти не выставлялись, то тут немного другая ситуация. Представьте, парижский Салон, главная выставка страны. Весь свет Франции, включая императора, все местные и зарубежные интеллектуалы, да и прочие важные персоны пришли посмотреть на высокие шедевры живописи. А ждали их грязные пятки и несуразная фигура какой-то крестьянки (никакого хейта, отставить гневные комменты).
Гюстав Курбе – «Купальщицы», 1853
Картина породила разлитие желчи размаха библейского потопа – объемы и пропорции изображенной на ней нагой женщины выходили за рамки приличия.
Наполеон III в гневе ударил по полотну хлыстом, его жена сравнила купальщицу с лошадью, даже друг художника Делакруа назвал работу «отвратительной вульгарностью форм», а уж что устроили многочисленные критики в газетах…
Еще одна претензия – мол нет сюжета. Девушек Гюстав значит раздел, добавил им движения, да толку то? Да, пейзаж отличный, но тут ничего не происходит – картина ради картины, плевались критиканы.
Нет ни мифологической отсылочки, ни библейской. Частичная нагота купальщицы казалась вульгарной, грубой и ничем не оправданной.
Кроме того, некоторым ее поза напоминала сюжет встречи Марии Магдалины с воскресшим Христом. Есть устоявшаяся традиция изображать момент их встречи, и отдаленно «Купальщицы» похожи на евангельский сюжет. В таком контексте трактовка Курбе выглядит уже совсем издевательской, ну и понятное дело, искусствоведы и знатоки взвыли от таких проделок художника)
К тому же вытянутая рука женщины все равно подразумевала какой-то диалог, ответное действие, но его нет, и обычные зрители чувствовали себя обманутыми.
Вот классический пример сюжета и поз героев на картине Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения»:
Курбе активно протестовал – он выступал за реализм и натуральность, а как у крестьянки после купания и прогулки по земле босиком могут быть чистые ноги? Против правды не попрешь – какие крестьянки, такие и картины))
Художник напролом шел против канонов классицизма и романтизма, всеми силами пытаясь раздвинуть рамки живописи. Хотя он старательно избегал причисления себя к какому-либо течению, Курбе проложил путь для модерна и даже импрессионистов, показав на своем примере - все, даже грязные пятки, может попасть во французский Салон)
Заходите в гости ко мне в телеграм-канал: https://t.me/picturebymaslo
Ну или заглядывайте в инстаграм)
Добра!