356

Как кровавый КГБ студентов за Солженицына репрессировал

Что-то про Солженицына начали писать, и вспомнился мне разговор с моим дядей.

Дядя после школы уехал из КазСССР и поступил в институт в Пермь. Там и остался жить после окончания института. И где-то примерно в 2000-ом году, будучи у нас в гостях, рассказывал он, как его с друзьями Кей-Джи-Би с книжками Солженицына поймал.

Студенты где-то раздобыли самиздатовский "Архипелаг ГУЛАГ" и передавали его от одного другому почитать. Качество печати было отвратительным, через копирку, многие буквы не читались. Но ощущение принадлежности к закрытому клубу посвященных, таинственность и всё такое... Книжка ходила по институту, и каждый сообщал следующему, что "это только тебе по большой дружбе, смотри не проболтайся". Почитал и мой дядя. Почитал и передал следующим.

И тут кровавый Кей-Джи-Би взял за задницу парнишку, у которого книжка оказалась на руках. Не помню, как звали, пусть будет Борька. Следователь поинтересовался, у кого Борька взял чтиво? Борька немедленно рассказал, у кого взял лично он, кто читал до этого, как книжка попала на факультет. Короче, дал полный расклад. Книжку-то распространяли под страшным секретом, но при этом секретом это не было.

А дальше следователь стал вызывать студентов на беседы. Тем, кто отпирался и говорил, что книжку не распространял и про неё не слышал, устраивали очную ставку с Борькой. Борька на ставках усердствовал "Да что ж ты брешешь, собака! Не обманывай товарища следователя и нашу любимую советскую власть, говори правду!".

Дядя мой в кошки-мышки не играл, сразу признал, что книжонку эту читал. Со следователем общаться даже понравилось. Говорит, что вначале, конечно, перепугался, но когда всё улеглось, вспоминал как занятное приключение. Следователь проводил беседу как наставник, пытающийся удержать воспитанника от необдуманных действий.

-Вот зачем Вам, комсомольцу, это нужно?

-Интересно же, все вокруг обсуждают, спорят. Я тоже хочу знать предмет обсуждения

-А то, что Вы можете пойти по пути, который испортит Вам еще не начавшуюся профессиональную деятельность, Вас не волнует?

и т.д. и т.п.

Говорит, что следователь оказался человеком очень неглупым, начитанным. Того же Солженицына прочитал всего и сыпал цитатами и него, убеждая, что Солженицын пиздабол, и как человек говно. В общем, написал дядя объяснительную, получил совет не ввязываться в сомнительные дела, и на этом всё закончилось.

Последствия? Книжку отобрали. Всё.

Никого из комсомола не исключили, стипендии не лишили. Борька после этой истории даже наоборот, продвинулся. Сейчас не помню: то ли комсоргом стал, то ли старостой курса. Дядя умер, уточнить не могу. На работе этот эпизод тоже не отразился, после института ребята устроились в основном на режимные предприятия. Дядя работал инженером в двигателестроительном КБ. Только регулярно вспоминали на гулянках со смехом этот эпизод и обзывали друг друга диссидентами.

А Борька в 90-е вошёл в руководство какой-то там организации по восстановлению прав репрессированных, борьбе со Сталинским наследием и т.п. Часто светился в телевизоре, с надрывом рассказывая, как он настрадался в застенках Кей-Джи-Би, как Кей-Джи-Би сломал ему всю жизнь. Со слезами на глазах вспоминал своих соратников- диссидентом, с которыми делил в зиндане краюху хлеба. Живописал, как пытками пытались выведать у него имена товарищей по борьбе, но он ничего не сказал, только плевал в лицо сатрапам и потерял в застенках всё своё здоровье.

Дядя говорил, что как-то в магазине встретил Борьку. Не удержался и радостно его поприветствовал

-Борька! Здорово! Айда в кафешку заскочим, кофе выпьем по-нашему, по-диссидентски! Мы ж с тобой как-никак в одних застенках томились! Пойдём, пытки гэбистские повспоминаем!

Но Борька почему-то сослался на срочные дела и ускакал в закат.

З.Ы. я прекрасно понимаю, что 60-е это вам не 40-вые. Но рассказ как раз о том, что люди, которые весь советский период изображают как один сплошной 37-ой год, мягко говоря, пиздят. Ну и среди активистов, которые клеймят кровавую гэбню, таких как этот Борька процентов 99