Как доить клиента, руководство для плохого психолога

Текст, как обычно, не легкого чтения. Извините.
Форматирование пикабу, как обычно, не сохранил. Нормально оформленный текст - в источнике.
Как доить клиента, руководство для плохого психолога Психология, Шарлатаны, Текст, Длиннопост

Временами встречаю категорические и злобные утверждения, что психологи – сплошь обманщики, а психология – вообще не наука. Не могу сказать, чтобы это верование не имело под собой оснований.


Действительно, зачастую люди, называющие себя психологами, демонстрируют такое дно, что эти выводы напрашиваются сами собой. Не стоит думать, что нас, психологов, эта ситуация не удручает. Еще как удручает. Почему-то все в курсе, что сантехники, например, или стоматологи бывают плохие и хорошие, но встретившись с плохим психологом сразу генерализуют негативный опыт на все явление. О плохих психологах я писал много, и вот, написалось еще.


Вообще-то этот текст отлично подошел бы в качестве главы в книгу «О психологах психологами непсихологам», но книга уже вышла. Ладно, во второе издание вставлю.


В этой книге я писал, в частности, как плохому психологу себя рекламировать, но вот что делать с клиентом, коль скоро он пришел, не написал. Конечно, хороший психолог и сам знает, что делать, и в рекламе не нуждается, и как доить клиента – вопрос, свойственный именно плохому психологу, потому что хороший просто работает.


Итак, допустим, вы – плохой психолог. Троечник, или отучились на полугодовых курсах, или купили диплом, или даже не покупали, а решили, что вы достаточно умны и проницательны, чтобы называться психологом, или увлекаетесь гаданием, и к своему хобби для важности приделали этакий суффикс: «таролог-психолог», «астропсихолог», или просто ленивы и нелюбопытны... Да мало ли.


Клиенты приходят и уходят, приходят нечасто, и уходят раньше, чем вы успеваете на них заработать. Обидно. Как же исправить ситуацию? Как держать клиента, пока у него не кончатся деньги?


Если это ваша ситуация, если вы вы плохой, но и не особенно совестливый специалист, то решение есть. И даже не одно.


1. Долгосрочная терапия.

В америках принято ходить к психологу каждую неделю. Как к парикмахеру, скажем. Не затем, чтобы что-то исправить, а чтобы выговориться, и не грузить своими проблемами посторонних. Они там по своим заработкам и по своем образу жизни могут себе позволить. Под эти цели и заточено самое популярное там направление: психоанализ. Клиент приходит, ложится на кушетку, психоаналитик садится вне поля его зрения, чтобы спокойно заниматься своими делами, клиент рассказывает, психоаналитик слушает. В принципе почти все. Вообще-то там много интересного, я об этом писал в главе «Что такое психоанализ» уже упомянутой книги, но плохому психологу такое недоступно, придется ограничиться внешней частью. Сидеть и слушать.


Достаточно много людей смотрели фильмы, где изображаются психоаналитики, и таких бывает несложно убедить, что вы тоже занимаетесь психоанализом, и что так все и должно происходить.


Иногда, конечно, клиенту надоедает, он срывается, и с возмущением рассказывает следующему найденному специалисту о вашем поведении. Но оставшихся вполне хватит, потому что ходить они к вам будут годами.


Встречающиеся в разных текстах нормы терапии в десятках и сотнях часов – это как раз оттуда, из психоанализа, но ничто не мешает вам с умным и серьезным видом сослаться на эти нормы. А, между прочим, сто часов терапии – это два года еженедельных часовых приемов.


2. Модные течения.

В психологии постоянно появляются переводные хайпы, вслед за которыми немедленно появляются свежеиспеченные специалисты по этим модам. Сегодня это детские травмы и майндфулнесс (хотя уже на излете), до этого были личные границы и токсичность, еще до этого – расстановки и песочная терапия, еще – аффирмации... Я кое о чем даже писал. Там же. Ссылки вставлю.


Обычно эти моды построены на ударной рекламе какой-нибудь тетеньки, какого-нибудь дяденьки или какой-нибудь книжки, с какой-нибудь остроумной придумкой. Иногда даже не придумкой, а самостоятельным обнаружением давно известной техники, иногда даже работающей. В науке (включая психологию) довольно часты изобретения велосипеда. И довольно часто изобретатель очередного велосипеда, восторженный собственной гениальностью, позиционирует частную технику, пригодную для отдельных случаев, как метод, метод – как направление, школу и революцию в психологии. Им в этом очень помогают восторженные же последователи, посещавшие очень платные семинары и вдохновленные открывшимися перспективами. Изобретатель аспирина, между прочим, считал, что нашел лекарство от всего.


Хорошему психологу понятно, что это за техника, откуда она взялась, понятны узкие рамки применимости... Но кто ж его будет слушать?


Туда же – выдернутые из контекста понятия и термины, такие как выгорание, токсичность, психосоматика, личные границы и те же травмы. Изначально имелось в виду нечто совсем другое, но мода, мода...


А что модно – то и востребовано. Поэтому экзальтированные клиентки с таким же восторгом и обожанием отзываются на модный диагноз (с трепетным удовольствием ставя его себе даже самостоятельно) и модные техники. Поэтому если вы, плохой психолог, прочли две статьи (три – это уже перебор) на модную тему, можете смело считать себя специалистом и применять ее ко всем вновь приходящим клиентам. Пока мода не сменится. Тогда придется еще две статьи читать.


3. Болезни.

Имеются в виду неврологические, психиатрические и эндокринологические нарушения, в числе симптомов которых встречаются дисфория (дурное настроение), упадок сил, повышенная тревожность, раздражительность, и все такое.


Для хорошего психолога очевидно, что гипертиреоз словоблудием не вылечить, но зато плохой может этим заниматься до тех пор, пока клиент случайно не попадет к специалисту. То есть опять же годами.


Оговорюсь: довольно часто такая неадекватная терапия случается не от подлости и жадности, а всего лишь по свойственному плохому психологу недоумию, когда он и вправду верит, что помогает клиенту. Или, например, всерьез отнесся к моде: «Психосоматика!», «Выгорание!»


В любом случае – источник. Почти неиссякаемый.


4. Околопсихологическая изатерика.

Я знаю, что правильно пишется не так, но правильно делается тоже не так.

Некоторые люди – дуры. В психологии оно, конечно, не так определяется, но смысл в то, что такие люди обладают неполной и искаженной картиной мира, что приводит к стремлению ко всему таинственному и загадочному, вплоть до магифрении. Они отлично ведутся на тайны мудрецов древности, Пробуждение Энергии (именно так, с заглавных букв), Открытие Каналов, и прочую лабуду. Кстати, некоторые модные течения из п.2 обрабатываются сходным образом.


Технически взаимодействие на этом уровне построено на оперировании неопределенными, но интуитивно понятными терминами с многочисленными подходящими аллюзиями и коннотациями. О некоторых я даже писал в разделе статей «Мистическая модель». В результате у клиента возникает иллюзия понимания, достраивания картины мира, а вместе с ней – и иллюзия новых возможностей. Очень помогает в этом так называемый «Эффект Барнума» и другие когнитивные искажения.


Не буду подробно останавливаться на том, как это делается. В молодости работал пару недель колдуном, до сих пор стыдно.


5. «Вау-эффект», суггестия.

Суггестия, вообще-то, метод. Как и всякий метод, доступный грамотным специалистам. Но мы не о них. В исполнении плохого психолога этот метод сводится к инъецированию кратковременной эйфории путем лести, обнадеживания, трансляции якобы удивительных истин и фактов, и прочих приемов из арсенала рекламщиков.


Результатом является ощущение подъема и облегчения. Не могу сказать, что это плохо, даже напротив, но полезным это ощущение является только в комплекте с другими результатами, такими, как новое понимание, новый вывод, новое решение, новый навык... Но это уже для хорошего психолога.


На вау-эффекте клиента тоже можно тащить довольно долго. И даже не одного клиента, а целые отары. Знаю (да и вы знаете) стендаперов, называющих себя психологами, только одним этим эффектом и промышляющих.


К суггестии могу отнести и напускную важность, комплементарно дополняющую стремление некоторых клиентов переложить решение на кого-то другого. Особенно если плохой психолог твердо знает, как «должно быть» «на самом деле».



Наверное, этот текст неполон, наверное, есть и другие методы плохому психологу заработать на хлеб с маслом, особенно если не стесняться в ценообразовании. При этом можно даже считать себя не плохим, а хорошим и востребованным специалистом и плодить обывателей, верящих, будто психология не наука, а психологи - мошенники.

Если что-то в голову придет – допишу еще.